Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа
Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123
(4)
Следует отметить, что дефицит государственного бюджета не всегда
покрывается только за счет увеличения абсолютного размера государственного
долга. Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета в
экономике рыночного типа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее
долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования
бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы
предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.
Однако в настоящее время для России неприемлемо сокращение
государственных расходов. Расходы федерального бюджета имеют предельно
допустимый уровень. Сокращение государственных расходов не может не
сказаться на уровне
потребления и жизни населения,
материальной и социальной сфере. По оценкам зарубежных специалистов в 1999
г. Россия находилась на 84 месте по уровню ВВП на душу населения [19, 61].
Рост государственных доходов в значительной мере в ближайшее время
невозможно обеспечить
в связи с изношенностью
в силу таких причин, как утечка капитала за рубеж и низкая собираемость
налогов.
Монетизация дефицита (внутреннее банковское финансирование) дает
возможность государству получать сеньораж - доход от печатания денег.
Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над
темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В
результате часть доходов всех экономических агентов перераспределяется в
пользу государства через возросшие цены.
Вместе с тем в условиях повышения уровня инфляции возникает так
называемый «эффект Танзи – Оливера» - сознательное затягивание
налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный
бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы
для «откладывания» уплаты налогов, так как происходит обесценение денег, в
результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит
государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут
возрасти.
Монетизация
дефицита государственного
непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах -
например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным
предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Отсроченные платежи - это способ финансирования бюджетного дефицита,
при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок.
Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее
увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это
приводит к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Монетизация
дефицита государственного
случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное
финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего
долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является
главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ
финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы
Центрального банка истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса
остается первостепенной задачей.
При непосредственном финансировании Центральным банком дефицита
госбюджета происходит рост предложения денег, и на руках у населения
накапливается избыток наличных средств. Он неизбежно порождает увеличение
спроса на отечественные и импортные товары и различные финансовые активы,
что приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Курс
национальной валюты при этом снижается.
Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее
повышение уровня внутренней инфляции, чем более открытой является экономика
и чем больше валютных резервов Центральный банк может истратить на
поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и
восстановление равновесия платежного баланса.
Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита
оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных
ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно
стабилизировать валютный курс. Внутренние ставки процента поднимаются
особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика
правительства сопровождается ограничением предложения денег Центральным
банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос
на ценные бумаги
данной страны увеличивается, что вызывает
приток капитала.
Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги
сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту,
необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной
валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта
и увеличению импорта.
Если
не удается поддержать
сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на
национальную экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях снижаются
занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы. Поэтому первоначальное
стимулирующее воздействие бюджетного дефицита может быть ослаблено не
только за счет «эффекта вытеснения» (подробнее см. рисунок 1 в пункте 2.4),
но и за счет отрицательного «эффекта чистого экспорта», ухудшающего
состояние платежного баланса страны по счету текущих операций. Но
одновременно с этим приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и
способствует относительному снижению внутренних процентных ставок. В итоге
масштабы «эффекта вытеснения» относительно сокращаются, но внешняя
задолженность увеличивается.
Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее
инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на
внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы
способствуют расширению импорта. При этом, чем более открытой является
переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей
степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем
сильнее будет его воздействие на платежный баланс.
Если правительство выпускает в целях финансирования облигации
внутренних государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы
возрастает, что при стабильной денежной массе приводит к увеличению средних
рыночных ставок процента. При этом их рост может быть достаточно большим
для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора. В
результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично
потребительские расходы - снижаются, вызывая «эффект вытеснения».
Если
же внутренний рынок
относительно фиксированы и возможности размещения облигаций среди населения
ограничены, то растущий частный сектор внутри страны обычно предъявляет
повышенный спрос на иностранные активы, что неизбежно нарушает равновесие
платежного баланса по капитальному счету. Более того, если правительство
намерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через
продажу облигаций, то оно не может одновременно проводить жесткую
финансовую политику, удерживая ставку процента ниже ожидаемого уровня
инфляции. Облигации будут пользоваться спросом только при достаточно
привлекательном уровне доходности.
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко
рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот
способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только
откладывает этот рост. При высоком уровне процентных ставок и значительных
размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит
резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно
при низких темпах экономического роста.
Влияние
различных методов
экономику схематически отражает таблица 1.1 [30, 222].
Среди
других способов сокращения
что в мировой практике широко используется привлечение в страну
иностранного капитала в виде инвестиций. С его помощью решается сразу не-
сколько задач
экономического характера: сокращаются
бюджетные расходы,
Влияние различных методов
бюджетного дефицита на
|Методы
|Краткосрочный эффект
|финансировани|
|я
|
|
|Процент|Инвести|Денежна|Цены
| |ная |ции |я масса| |спрос | |
| |ставка | | | | | |
|Долговое |Растет |Сокраща|Не |Растут |Расширяетс|Процентные |
|финансировани| |ются |изменяе|незначи|я |платежи по |
|е | | |тся |тельно |незначител|долгу |