Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123

Работа содержит 1 файл

Государственный долг.docx

— 252.26 Кб (Скачать)

рублях и определяется исходя из стоимости 100 г. золота на Лондонском  рынке

драгоценных  металлов  в  слитках   (второй   фиксинг)   в   долларах   США,

переведенных по официальному курсу Центрального банка  Российской  Федерации

на дату начала эмиссии облигаций [17, 167].

    ОЗФЗ  могут  покупать  как  хозяйствующие   субъекты,  так  и  граждане.

Владельцам ОЗФЗ выплачивается процентный доход,  размер  которого  равняется

годовой ставке ЛИБОР  по доллару США, действующей на  предшествующий  рабочий

день перед датой  его объявления,  плюс  1%  от  номинала.  Процентный  доход

выплачивается один раз в год в рублях  по  официальному  курсу  Центрального

банка России на дату его выплаты.

    Погашение  ОЗФЗ, владельцами которых  являются  хозяйствующие  субъекты,

может производиться  по выбору владельца в рублях в  безналичной форме  или  в

натуральной форме  в виде слитков золота чистоты 99,99%.

    Погашение  ОЗФЗ, владельцами  которых   являются  граждане,  производится

только в рублях [17, 167].

    Векселя  Минфина РФ серии АПК  и   серии  КамАЗ  относятся   к  нерыночным

долговым обязательствам правительства. Минфин  выдавал  коммерческим  банкам

простые векселя  на  сумму  просроченной  задолженности  предприятий  АПК  с

учетом  накопленных   процентов.   Эти   ценные   бумаги   имеют   следующие

характеристики: срок обращения – 10 лет (с 1 сентября 1995 г. по 31  августа

2005 г.), срок погашения  – равными долями в  течение  8  лет,  первая  серия

(АПК-1) будет погашена 31 августа 1998 г., последняя (АПК-8)  –  31  августа

2005  г.;  векселя   номинальные,  без   начисления   процентов   годовых   –

номинальная  сумма  векселя  кратна  10   млн.   руб.;   форма   выпуска   –

документарная,   бумажная.   Задолженность   по   АПК   была   списана    на

государственный долг  по  специальному  закону.  Векселя  серии  КамАЗ  были

выпущены с целью  поддержки  структурной  перестройки  развития  предприятий

акционерного общества КамАЗ [32, 55].

    Следует  отметить, что гарантированные сбережения  граждан также являются

государственным внутренним долгом РФ. Ценностью  гарантированных  сбережений

граждан признается покупательная способность вложенных  денежных  средств  на

момент  их  вложения.  Восстановление  и  обеспечение  сохранности  ценности

гарантированных  сбережений  производится  путем  перевода  их   в   целевые

долговые обязательства  РФ,  являющиеся  государственными  ценными  бумагами.

Так, в Законе «О  восстановлении  и  защите  сбережений  граждан  Российской

Федерации», принятом Государственной думой  24.02.1995  г.,  подчеркивается,

что  государство  гарантирует  восстановление  и   обеспечение   сохранности

денежных  сбережений,  созданных  гражданами  РФ  путем  помещения  денежных

средств на вклады в Сберегательный банк РФ в период до 20.06.1991  г.  и  на

вклады  в  организации  государственного  страхования  по  договорным  видам

личного страхования  в период до 1 января 1992 г.

    По сумме  вкладов населения в Сбербанке,  составившей по состоянию на  20

июня 1991 г. более  300  млрд.  руб.  и  переоформленной  в  государственный

внутренний долг, с июня 1996 г. начата предварительная  компенсация  вкладов

граждан, родившихся в 1916 г. и ранее [34, 174].

    Динамика  государственного внутреннего долга  России за 1998 – 9  месяцев

1999 года представлена  в таблице 2.5 [56, 56]. 

                                                                Таблица 2.5. 

     Динамика  государственного внутреннего долга  Российской Федерации по

                                инструментам. 

|Показатель                 |1.01.98 г.     |1.01.99 г.     |1.10.99 г.    |

|                           |Млрд.   |%    |Млрд.   |%    |Млрд.  |%    |

|                           |руб.    |     |руб.    |     |руб.   |     |

|Государственный  внутренний |        |     |        |     |       |     |

|долг – всего               |499,6   |100,0|750,6   |100,0|490,8  |100,0|

|В том числе:               |        |     |        |     |       |     |

|ГКО-ОФЗ (с учетом  новации) |436,0   |     |462,7   |     |429,0  |     |

|ОГНЗ                       |1,8     |87,3 |2,6     |61,6 |11,6   |87,4 |

|ОГСЗ                       |13,1    |0,4  |14,6    |0,3  |8,9    |2,4  |

|                           |        |2,6  |        |1,9  |       |1,8  |

|Справочно:                 |        |     |        |     |       |     |

|Государственный  внутренний |        |     |        |     |       |     |

|долг без учета             |        |     |        |     |       |     |

|задолженности  по           |499,6   |-    |520,9   |-    |490,8  |-    |

|внутреннему валютному  долгу|        |     |        |     |       |     | 
 

    Данная  таблица отражает  изменения   в  удельных  весах  описанных   выше

ценных бумаг, составляющих внутренний  долг  России.  Динамику  и  структуру

государственного  внутреннего долга за период с 1996 по 1998 гг.  (по  данным

на начало года) показывает также Приложение  7.На  1.01.2000  г.  внутренний

долг Российской Федерации составил 648,3 млрд. руб. [54].

    Заметный  рост внутреннего долга России  в течение  1998  г.  (по  данным

таблицы 2.5 – с 499,6 на 01.01.1998 г. до 750,6 на 01.01.99 г.) был  вызван,

прежде всего, резким обесценением национальной валюты.

    Однако  оценки различными  экономистами  динамики  величины  внутреннего

долга России в  анализируемый период различны.  Так,  Златкис  Б.И.  считает,

что внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах,  в  первой

половине 1998 г. имел весьма короткую дюрацию, что  изначально  предполагало

построение схемы  заимствований по методу рефинансирования.

    Хотя  объем  государственных  обязательств  не  превышал  15%   активов

финансовой  системы,  короткие  валютные   пассивы   коммерческого   сектора

экономики к лету 1998 г. составляли по экспертным  оценкам  35  млрд.  руб.,

что создавало  реальную  угрозу  банкротства  всей  системообразующей  части

банковского   сектора   при   изменении    валютного    курса.    Отсутствие

рефинансирования  кредитов  коммерческим  банкам  со  стороны  их   западных

партнеров на момент начала кризиса привело к спешным  поискам  ликвидности  и

резкому падению  рынка государственного долга [36, 6].

    Таким   образом,  по  мнению  Златкис   Б.И.,  руководится   Департамента

управления государственным  долгом  при  Министерстве  финансов  РФ,  «кризис

внешне проявился  в проблеме внутреннего долга, а  стимулирован был  проблемой

внешних заимствований  коммерческих банков» [36, 6].

    Поэтому  очевидно, по мнению Златкис Б.И., что срочный рынок нуждается  в

жестком  регулировании  как  со  стороны   Центрального   банка   Российской

Федерации  путем  ограничения  соответствующих  операций  для   коммерческих

банков, так и  со стороны Министерства по антимонопольной  политике.

    Существует  точка  зрения,   согласно   которой   политика   накопления

государственного  долга   российским   правительством    в   1993-1998   гг.

отождествляется  с  реализацией  схемы  «финансовой  пирамиды».  Аргумент  в

поддержку этого  мнения,  базируется  на  указанном  выше  факте:  погашение

предыдущих выпусков происходило за счет новой  эмиссии  и  расширения  круга

держателей бумаг.

    Это   мнение   особенно   укрепилось   после   дефолта,    объявленного

правительством  в августе 1998 г., когда отказ от выплат по ГКО  в  сочетании

с девальвацией рубля  на 70% и ростом темпов инфляции на 70% в августе  1998-

декабре 1999 гг. обесценил  обязательства государства как  минимум  на  94-95%

[66, 109].

    Но данная  аналогия применима к  любому  варианту  заимствования,  когда

основным    источником    его    финансирования    являются    краткосрочные

обязательства. В  макроэкономической теории используется  модель,  называемая

схемой Понци, при  которой заемщик осуществляет рефинансирование расходов  на

погашение и обслуживание предыдущих кредитов  исключительно  за  счет  новых

заимствований. При  такой схеме темп увеличения реальной стоимости  долга  не

меньше реальной ставки процента и уравнение накопления долга имеет вид:

                 ?bt = rtbt + dt,                        (5)

    где: bt - реальный долг; ?bt = bt+1 - bt; rt - реальный  процент;  dt  -

реальный первичный  дефицит бюджета [66,  111].  Накопление  долга  по  схеме

Понци предполагает, что dt >= 0 при  любых  значениях  t,  то  есть  дефицит

бюджета не погашается на сколь угодно длительном  временном  интервале.  При

постоянном реальном проценте это  равносильно  экспоненциальному  или  более

быстрому росту  долга.[4]

    Если  темп  экономического  роста   ниже  реального  процента,  то  такая

политика может  дать только временный выигрыш  за  счет  потерь  населения  в

будущем.  В  итоге  неизбежно   инфляционное   обесценение   государственных

обязательств или  полный или частичный  дефолт.  При  рациональных  ожиданиях

инвесторов подобная возможность принимается во  внимание  с  самого  начала.

Поэтому схема  Понци  либо  вовсе  не  реализуется,  либо  достаточно  быстро

прекращает   существование,   оставляя   последних    держателей    долговых

обязательств в  проигрыше.

    Более  реалистичным с точки зрения  анализа долговой политики государства

является понятие  «рулетки  Понци».  «Рулетка  Понци»  допускает  возможность

погашения долга  за  счет  увеличения  налогов,  начиная  с  момента,  когда

отношение  долга  к  доходам  населения  превышает   некоторое   критическое

значение.

    Если  речь идет о дефолте по краткосрочным  обязательствам, то не  всегда

можно однозначно судить a posteriori, реализовывалась ли долговая  экспансия

по схеме Понци  или она была эмиссией, рассчитанной  на  погашение  в  рамках

среднесрочного  периода. В подобной  ситуации  эмпирическим  критерием  может

служить наличие  или отсутствие  признаков  стабилизации  реального  долга  к

моменту дефолта, так как снижение темпов  накопления  обязательств  повышает

Информация о работе Государственный долг