Роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации в реализации социальных функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Задачи фонда медицинского страхования:
− обеспечение реализации закона о медицинском страховании граждан в РФ;
− обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского образования.

Содержание

Введение ………………………………………………..…... стр. 3
Глава 1. Фонд медицинского страхования ……………….. стр. 4
глава 2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования на примере Орловской области ………..…...…..… стр. 19
2.1. Развитие территориального фонда обязательного
медицинского страхования в Орловской области …………...… стр. 19
2.2. Бюджет орловского территориального фонда
обязательного медицинского страхования ……………...…........ стр. 25
Глава 3. основные проблемы медицинского страхования и пути их решения.…………….……………………….…………… стр. 32
Заключение ………………………….……………...……... стр. 36
Список литературы ……………

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине «Финансы» 

на тему 

«Роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации в реализации социальных функций государства» 
 
 
 
 

                                                                   Исполнитель: Митракова Ю.Е.

                                                                         Специальность: финансы и кредит

                                                                         № зачетной книжки: 05ФФД11734

                                                                 Руководитель: Матвеев В.В. 
 
 

Москва

2008  

Содержание 

       Введение ………………………………………………..…... стр. 3

       Глава 1. Фонд медицинского страхования ……………….. стр. 4

       глава 2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования на примере Орловской области ………..…...…..… стр. 19

             2.1. Развитие территориального фонда обязательного

медицинского  страхования в Орловской области …………...… стр. 19

             2.2. Бюджет орловского территориального фонда

обязательного медицинского страхования ……………...…........ стр. 25

       Глава 3. основные проблемы медицинского страхования и пути их решения.…………….……………………….…………… стр. 32

       Заключение ………………………….……………...……... стр. 36

       Список  литературы ………………………….…………..... стр. 38

       Приложения  ……………………………………………….. стр. 40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в российской Федерации функционирует ряд внебюджетных социальных фондов:

       1) Пенсионный фонд российской Федерации (ПФР);

       2) Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС);

       3) Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС).

       В курсовой работе подробнее будет рассмотрен фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

       Актуальность выбранной темы состоит в том, что мы все являемся застрахованными лицами и то, как финансируется медицинское страхование и на какие цели направляются деньги должно интересовать нас не в последнюю очередь, так как медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в случае потери здоровья по любой причине.

       Цель  медицинского страхования – гарантировать  гражданам при возникновении  страхового случая (заболевания) получение  медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

       Задачи  фонда медицинского страхования:

       − обеспечение реализации закона о  медицинском страховании граждан  в РФ;

       − обеспечение прав граждан в системе  обязательного медицинского образования.

       Объект – фонд медицинского страхования.

       Предмет – финансирование территориальных фондов. 
 

Глава 1. Фонд медицинского страхования 

       Важное  место в системе государственного социального страхования занимает медицинское страхование. История страховой медицины в России насчитывает более ста лет. Уже во второй половине XIX века в России возникли больничные кассы для оказания медицинской помощи не только рабочим, но и членам их семей. По закону 1912 года средства в больничные кассы вносились рабочими (3% от заработка) и предпринимателями ( или половину от средств). Врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах:

       1) первоначальная помощь при внезапных  заболеваниях;

       2) амбулаторное лечение;

       3) родовспоможение;

       4) больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.

       19 февраля 1919 года В.И.Ленин подписал  Декрет «О передаче всей лечебной  части бывших больничных касс  Народному Комиссариату Здравоохранения», в результате чего все лечебное дело передавалось Народному комиссариату здравоохранения и его отделам на местах. Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднилась.

       Страховая медицина вновь была возрождена в  России в период с 1921 по 1929 год, в  условиях НЭПа. Для предпринимателей на случай болезни работника были установлены страховые взносы, ставки которых определялись Советом Народных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа занятых на предприятии лиц и условий труда.

       После 1929 года в России начался период огосударствления системы здравоохранения. Этому во многом способствовало провозглашение права на бесплатное медицинское обслуживание. Здравоохранение полностью перешло в руки государства, а основным источником финансирования здравоохранения стал государственный бюджет. Министерство здравоохранения полностью управляло системой. Оно представляло собой крупную, разветвленную иерархическую структуру, с подразделениями на различных уровнях. Министр здравоохранения назначался Президиумом Верховного Совета.

       Доступ к услугам системы здравоохранения определялся либо местожительством, либо местом работы, через поликлиники. Зарплата врача зависела от специализации и квалификации, а не от качества работы. Выплаты больницам основывались на количестве больничных коек, это во многом определяло неэффективность их работы.

       К концу 80-х гг. многие недостатки советской  системы здравоохранения стали  очевидными. Они еще более обострились  в начале 90-х гг., когда растущий дефицит бюджета отразился на финансировании здравоохранения. По мере того, как менялись экономические отношения, необходимость соответствующих изменений в системе здравоохранения становилась все более очевидной. Вновь встал вопрос о необходимости перехода к страховой медицине.

       28 июня 1991 года был принят Закон  РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Именно с этого момента в россии начался переход к системе обязательного медицинского страхования (ОМС), призванной укрепить финансы здравоохранения, повысить роль экономических регуляторов деятельности медицинских учреждений.

       2 апреля 1993 года были внесены поправки  в Закон «О медицинском страховании  граждан в РСФСР». Позднее 20 апреля 1993 года издан указ президента  РФ «О неотложных мерах по  обеспечению здоровья населения  РФ». Верховным Советом РФ было  принято постановление «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» (№4543-1 от 24 февраля 1993 г.), которым были утверждены «Положения о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования», «Положение о территориальном фонде медицинского страхования», «Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования». В соответствии с этим постановлением в 1993 году для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования были созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования РФ как самостоятельного некоммерческие финансово – кредитные учреждения.

       Вторая  половина 1994 года и особенно 1995 год  это активное включение большинства субъектов РФ в практическую реализацию Закона «О медицинском страховании граждан».

       В качестве участников медицинского страхования выступают:

       1) застрахованные – все граждане РФ как потребители медицинских услуг;

       2) страхователи – юридические и физические лица; для работающих – предприятия, учреждения, организации; для неработающих – органы исполнительной власти;

       3) страховая медицинская организация (СМО), которая обязана заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать оказанную услугу в случае наступления страхового случая;

       4) медицинское учреждение, которое  лечит застрахованного и получает  денежные средства от страховой  медицинской организации;

       5) Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. [3, стр.289-291]

       На  сегодняшний день существует два  уровня медицинского страхования: обязательный и добровольный.

       Закон РФ от 28 июня 1991 года №1499-I «О медицинском страховании граждан в РФ» определяет, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях соответствующих его программ.

       Фонды обязательного медицинского страхования  представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для  целей медицинского страхования  как формы социальной защиты населения. [12, стр381-382]

       Структура фондов обязательного медицинского страхования представлена на рисунке 1. [1, стр.311] 

       

       Рис. 1 Структура фондов обязательного медицинского страхования 

       Обязательное  медицинское страхование (ОМС) реализуется в соответствии с базовой программой (утверждаемой Правительством РФ) и территориальными программами (которые утверждаются на основе базовой программы соответствующими органами государственного управления).

       Правовое  регулирование предусматривает, что обязательное медицинское страхование строится на системе договоров между субъектами (страховщик и медицинское учреждение), предусматривающих как их права, так и обязанности и ответственность.

       Впервые пациент получил возможность  найти независимого защитника своих интересов в лице страховщика при получении медицинской помощи.

       Обязательное  медицинское страхование  осуществляет страхование работающего и неработающего населения. Страхователями являются предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью (предприниматели), лица свободных профессий.

       Плательщиками страховых взносов в составе социального налога (взноса) являются предприятия, учреждения, организации. От уплаты взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей, а также предприятия, учреждения и организации, в которых инвалиды и пенсионеры составляют не менее 50% от общего числа работников.

       Страхователями  неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы  обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) являются правительства  республик в составе РФ, органы государственного управления административно  – территориальных образований, местная администрация. Вышеперечисленные структуры платят за неработающих граждан в пределах средств. Предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение, с учетом индекса цен, при недостатке средств местного бюджета. Страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов (порядок устанавливается Правительством РФ).

Информация о работе Роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации в реализации социальных функций государства