Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:23, курсовая работа
Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Задачи фонда медицинского страхования:
− обеспечение реализации закона о медицинском страховании граждан в РФ;
− обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского образования.
Введение ………………………………………………..…... стр. 3
Глава 1. Фонд медицинского страхования ……………….. стр. 4
глава 2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования на примере Орловской области ………..…...…..… стр. 19
2.1. Развитие территориального фонда обязательного
медицинского страхования в Орловской области …………...… стр. 19
2.2. Бюджет орловского территориального фонда
обязательного медицинского страхования ……………...…........ стр. 25
Глава 3. основные проблемы медицинского страхования и пути их решения.…………….……………………….…………… стр. 32
Заключение ………………………….……………...……... стр. 36
Список литературы ……………
Федеральное агентство по образованию
Всероссийский
заочный финансово-
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Финансы»
на тему
«Роль Федерального
фонда обязательного медицинского страхования
Российской Федерации в реализации социальных
функций государства»
Москва
2008
Содержание
Введение ………………………………………………..…... стр. 3
Глава 1. Фонд медицинского страхования ……………….. стр. 4
глава 2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования на примере Орловской области ………..…...…..… стр. 19
2.1. Развитие территориального фонда обязательного
медицинского
страхования в Орловской
2.2. Бюджет орловского территориального фонда
обязательного медицинского страхования ……………...…........ стр. 25
Глава 3. основные проблемы медицинского страхования и пути их решения.…………….……………………….…………… стр. 32
Заключение ………………………….……………...……... стр. 36
Список литературы ………………………….…………..... стр. 38
Приложения
……………………………………………….. стр. 40
Введение
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в российской Федерации функционирует ряд внебюджетных социальных фондов:
1) Пенсионный фонд российской Федерации (ПФР);
2) Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);
3) Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС).
В курсовой работе подробнее будет рассмотрен фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что мы все являемся застрахованными лицами и то, как финансируется медицинское страхование и на какие цели направляются деньги должно интересовать нас не в последнюю очередь, так как медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в случае потери здоровья по любой причине.
Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Задачи фонда медицинского страхования:
−
обеспечение реализации закона о
медицинском страховании
− обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского образования.
Объект – фонд медицинского страхования.
Предмет
– финансирование территориальных фондов.
Глава 1.
Фонд медицинского страхования
Важное
место в системе
1)
первоначальная помощь при
2) амбулаторное лечение;
3) родовспоможение;
4) больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.
19
февраля 1919 года В.И.Ленин подписал
Декрет «О передаче всей
Страховая медицина вновь была возрождена в России в период с 1921 по 1929 год, в условиях НЭПа. Для предпринимателей на случай болезни работника были установлены страховые взносы, ставки которых определялись Советом Народных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа занятых на предприятии лиц и условий труда.
После 1929 года в России начался период огосударствления системы здравоохранения. Этому во многом способствовало провозглашение права на бесплатное медицинское обслуживание. Здравоохранение полностью перешло в руки государства, а основным источником финансирования здравоохранения стал государственный бюджет. Министерство здравоохранения полностью управляло системой. Оно представляло собой крупную, разветвленную иерархическую структуру, с подразделениями на различных уровнях. Министр здравоохранения назначался Президиумом Верховного Совета.
Доступ к услугам системы здравоохранения определялся либо местожительством, либо местом работы, через поликлиники. Зарплата врача зависела от специализации и квалификации, а не от качества работы. Выплаты больницам основывались на количестве больничных коек, это во многом определяло неэффективность их работы.
К концу 80-х гг. многие недостатки советской системы здравоохранения стали очевидными. Они еще более обострились в начале 90-х гг., когда растущий дефицит бюджета отразился на финансировании здравоохранения. По мере того, как менялись экономические отношения, необходимость соответствующих изменений в системе здравоохранения становилась все более очевидной. Вновь встал вопрос о необходимости перехода к страховой медицине.
28 июня 1991 года был принят Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Именно с этого момента в россии начался переход к системе обязательного медицинского страхования (ОМС), призванной укрепить финансы здравоохранения, повысить роль экономических регуляторов деятельности медицинских учреждений.
2
апреля 1993 года были внесены поправки
в Закон «О медицинском
Вторая половина 1994 года и особенно 1995 год это активное включение большинства субъектов РФ в практическую реализацию Закона «О медицинском страховании граждан».
В качестве участников медицинского страхования выступают:
1) застрахованные – все граждане РФ как потребители медицинских услуг;
2) страхователи – юридические и физические лица; для работающих – предприятия, учреждения, организации; для неработающих – органы исполнительной власти;
3) страховая медицинская организация (СМО), которая обязана заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать оказанную услугу в случае наступления страхового случая;
4)
медицинское учреждение, которое
лечит застрахованного и
5) Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. [3, стр.289-291]
На сегодняшний день существует два уровня медицинского страхования: обязательный и добровольный.
Закон РФ от 28 июня 1991 года №1499-I «О медицинском страховании граждан в РФ» определяет, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях соответствующих его программ.
Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. [12, стр381-382]
Структура
фондов обязательного медицинского
страхования представлена на рисунке
1. [1, стр.311]
Рис.
1 Структура фондов обязательного медицинского
страхования
Обязательное медицинское страхование (ОМС) реализуется в соответствии с базовой программой (утверждаемой Правительством РФ) и территориальными программами (которые утверждаются на основе базовой программы соответствующими органами государственного управления).
Правовое регулирование предусматривает, что обязательное медицинское страхование строится на системе договоров между субъектами (страховщик и медицинское учреждение), предусматривающих как их права, так и обязанности и ответственность.
Впервые пациент получил возможность найти независимого защитника своих интересов в лице страховщика при получении медицинской помощи.
Обязательное медицинское страхование осуществляет страхование работающего и неработающего населения. Страхователями являются предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью (предприниматели), лица свободных профессий.
Плательщиками страховых взносов в составе социального налога (взноса) являются предприятия, учреждения, организации. От уплаты взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей, а также предприятия, учреждения и организации, в которых инвалиды и пенсионеры составляют не менее 50% от общего числа работников.
Страхователями неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) являются правительства республик в составе РФ, органы государственного управления административно – территориальных образований, местная администрация. Вышеперечисленные структуры платят за неработающих граждан в пределах средств. Предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение, с учетом индекса цен, при недостатке средств местного бюджета. Страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов (порядок устанавливается Правительством РФ).