Роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации в реализации социальных функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Задачи фонда медицинского страхования:
− обеспечение реализации закона о медицинском страховании граждан в РФ;
− обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского образования.

Содержание

Введение ………………………………………………..…... стр. 3
Глава 1. Фонд медицинского страхования ……………….. стр. 4
глава 2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования на примере Орловской области ………..…...…..… стр. 19
2.1. Развитие территориального фонда обязательного
медицинского страхования в Орловской области …………...… стр. 19
2.2. Бюджет орловского территориального фонда
обязательного медицинского страхования ……………...…........ стр. 25
Глава 3. основные проблемы медицинского страхования и пути их решения.…………….……………………….…………… стр. 32
Заключение ………………………….……………...……... стр. 36
Список литературы ……………

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

       4) добровольных взносов юридических  и физических лиц;

       5) других поступлений, не запрещенных законодательством. [12, стр.382-388]

       Эти средства направлялись на  расходы, связанные :

       1) со строительством на кооперативных началах объектов социально-бытового назначения;

       2) с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также финансированием плановых затрат в случае невыполнения планового размера доходов;

       3) с перерасходами установленных смет и нормативов.[11, стр.391]

       Главным источником формирования Федерального и территориального фондов обязательного  медицинского страхования является единый социальный налог. Он носит целевой характер, поскольку предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налог предполагает унификацию налоговой базы для уплаты взносов плательщиками во все государственные социальные внебюджетные фонды. Для исчисления и уплаты единого социального налога установлена регрессивная шкала налоговых ставок и ставок распределения платежей между различными фондами в зависимости от величины выплачиваемых доходов. Сумма налога в различных разрядах шкалы варьируется также в зависимости от вида плательщика.

       Для всех категорий плательщиков сохраняется  главный принцип регрессивного  исчисления уплаты: чем выше налогооблагаемая база, тем ниже ставка налога. Максимальная налоговая ставка теперь составляет 26% вместо общей существовавшей до 1 января 2001 г. 38,5%, по которой в совокупности уплачивались страховые взносы в социальные внебюджетные фонды (дополнительно 1% от своих доходов уплачивали работники). Снижение совокупной налоговой нагрузки является экономическим методом влияния на хозяйственное развитие. Оно должно способствовать устранению негативных фактов уклонения от налогообложения путем неучтенных выплат работникам. Перечисление средств осуществляется в порядке, установленном Правилами зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога на счета органов Федерального казначейства. [4, стр.301-308]

       Сбор  налога осуществляют налоговые органы в порядке, установленном гл. 24 части  второй Налогового кодекса РФ.[14]

       Плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются:

       1) Лица, производящие выплаты физическим лицам:

       − организации;

       − индивидуальные предприниматели;

       − физические лица, не признаваемые индивидуальными  предпринимателями;

       2) Сельскохозяйственные товаропроизводители;

       3) Индивидуальные предприниматели, занятые в сфере сельского хозяйства1;

       4) Адвокаты, нотариусы.

       Платежи на обязательное медицинское страхование  неработающего населения производится органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

       Нормативным документом, определяющим виды выплат, на которые не начисляются страховые  взносы в фонды обязательного  медицинского страхования, в настоящее время является п. 9 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 1018.

       От  уплаты взносов на обязательное медицинское  страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся  в собственности этих организаций  предприятия, созданные для осуществления  их уставных целей.

       Страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательные счета Федерального и территориального фондов, открытые в учреждениях банков, обслуживающих налоговую инспекцию данной территории. Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Федеральную налоговую службу.

       ________________________

       1 Налоговый кодекс РФ. Ст. 11. Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также члены крестьянского (фермерского) хозяйства.

       Расходование  средств Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными, соответственно, Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

       Собранные средства направляются через органы федерального казначейства на счета фонда обязательного медицинского страхования.

       Налоговые ставки для зачислений в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования представлены в таблице 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

       Как показывает опыт функционирования системы  обязательного медицинского страхования  в целях повышения эффективности  использования финансовых ресурсов необходимы изменения в политике охраны здоровья, изменение качества жизни, отношения общества к здоровью каждого его члена и общественному здоровью в целом.

       Таким образом, фонды обязательного медицинского страхования представляют собой  форму социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

       Система обязательного медицинского страхования  – важнейшая составная часть системы страхования, в том числе обязательного и добровольного. Она играет решающую роль, как в экономической, так и в социальной безопасности государства.[12, стр.388-390]

       Так как главным направлением Федерального фонда обязательного медицинского страхования является выравнивание условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования, рассмотрим подробнее территориальный фонд на примере Орловской области. 

глава 2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования на примере Орловской области 

2.1. Развитие  фонда обязательного медицинского  страхования в Орловской области 

       в Орловской области с 1993 года складывается устойчивая, рациональная система обязательного медицинского страхования. В которую входят исполнительная дирекция территориального фонда обязательного медицинского страхования с филиалами, выполняющими роль страховщика ввиду отсутствия страховых организаций, страхователи, 83 лечебно – профилактических учреждения и граждане Российской Федерации, застрахованные на территории Орловской области.

       В области действует страховой  медицинский полис обязательного медицинского страхования единого образца, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 41 от 23.01.92 года. База данных застрахованных формируется с помощью программного средства «Ведение сводного регистра застрахованных» АО «Релакс», г. Москва. Ежедневно в базу данных вносятся изменения и дополнения в соответствии с информацией, представляемой страхователями и другими органами, ведущими учет населения.

       В 2001 году функция сбора страховых  взносов с работодателей была передана фондом обязательного медицинского страхования органам Министерства по налогам и сборам. В связи с этим была произведена реорганизация филиальной сети фонда с 14 филиалов до 7, созданы представительства в каждом районе области. Результатом явилось сокращение расходов на организацию обязательного медицинского страхования. Расходы на ведение дела и организацию обязательного медицинского страхования по отношению к доходам фонда снизились с 5% в 1994 году до 1,8% в 2002 году, что говорит о рациональной структуре фонда и его деятельности.

       Основу  поступающих средств составляет единый социальный налог, единый налог на временный доход в частях, подлежащих зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, перечисляемые работодателями всех форм собственности на своих работников, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, производимые органами исполнительной власти.

       Анализ  работы с плательщиками показал, что основная доля в поступлении  страховых взносов принадлежала бюджетным организациям−30%; перечисления промышленных и транспортных предприятий составляли 19% и 14% соответственно. Доля строительных организаций−12%; наибольшие трудности в уплате страховых взносов испытывало сельское хозяйство−11%. Оставшиеся 14% приходились на финансы, малый бизнес и прочие отрасли (Диаграмма №1).

       Диаграмма 1

 Источник: Становление и перспективы развития обязательного медицинского  страхования в орловской области./ Штельмах Л.Г. − Орел: Издательство ОРАГС, 2006.− 512 с.  

       В условиях сложной экономической ситуации в стране политика руководства области, направленная на рост инвестиций в народное хозяйство и социальную сферу, благоприятно повлияла на подъем производства и увеличения заработной платы работников. Указанные моменты положительно отразились и на общей сумме поступлений страховых взносов.

       С 1998 года в области достигнут высокий  уровень централизации уплаты страховых  взносов на обязательное медицинское  страхование неработающего населения, при котором за дотационные муниципальные образования страховые взносы уплачиваются из областного бюджета в виде дотаций муниципальным образованиям на обязательное медицинское страхование. Дотации засчитываются в доходы муниципальных образований, а поступают непосредственно в исполнительную дирекцию фонда.

       По  мере становления областной системы  обязательного медицинского страхования менялась структура доходов. Доходы территориального фонда обязательного медицинского страхования можно условно разделить на налоговые (страховые взносы работодателей: единый социальный налог, единый налог на вмененный доход в части зачисления в территориальный фонд) и неналоговые поступления (страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, субвенции фонда обязательного медицинского страхования, поступления средств за лечение жителей других субъектов РФ, доходы от использования временно свободных средств). [6, стр.6-11]

       Но отличительной чертой территориального фонда обязательного медицинского страхования нашей области является то, что оплата медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования предусматривает компенсацию наряду с расходами на оплату труда персонала, приобретение медикаментов, продуктов питания, затрат по коммунальным услугам.

       Кроме того, денежные ресурсы обязательного медицинского страхования и средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемые «на выравнивание территорий», иногда позволяют возместить расходы на приобретение оборудования, компьютеризацию учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, осуществление определенных целевых расходов.

       Расходы консолидированного бюджета Орловской области направляются на различные цели, и, конечно же, на здравоохранение. Расходы на одного жителя представлены на диаграмме №2.

       Диаграмма 2

Источник: Орловский территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 1993- 2008. – 50 с. - стр.12 

          Расходы на лекарственное обеспечение в расчете на одного жителя за счет консолидированного финансового ресурса в денежном эквиваленте имеют тенденцию к росту.

       Особенностью  функционирования системы обязательного медицинского страхования является финансирование программно-целевых мероприятий в рамках федеральной программы «Охрана материнства и детства».

       Основным  источником финансирования являются средства системы обязательного медицинского страхования, получаемые из Федерального фонда обязательного медицинского страхования при поддержке Министерства Здравоохранения Российской Федерации.

Информация о работе Роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации в реализации социальных функций государства