Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:31, дипломная работа
Начали открываться кредитные линии международных финансовых организаций для поддержки частного предпринимательства. В частности Европейский Банк Реконструкции и Развития, Центральноазиатского-Американского фонда поддержки предпринимательства. Кредитные линии стали проводиться через коммерческие банки, которые подбирались на тендерной основе. Требования предъявлялись жесткие. Это тоже стало стимулом для совершенствования работы коммерческих банков, повышения ими уровня квалификации своих работников.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТАМИ В БАНКЕ. 5
1.1 Структура кредитного отдела и банка. 5
1.2 Виды и методы кредитной политики. 9
1.3 Виды кредитов. 11
1.4 Виды кредитных рисков. 15
1.5 Этапы прохождения кредита. 17
1.5.1 Рассмотрение заявки на получение кредита. 17
1.5.2 Оценка кредитоспособности заемщика. 23
1.5.3 Подготовка кредитного договора и его заключение. 25
1.5.4 Кредитный мониторинг. 29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ. 31
2.1. Предмет и задачи системного анализа. 31
2.2. Задачи системного анализа в управлении кредитами банка. 32
ГЛАВА 3. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТАМИ. 34
3.1. Анализ кредитных задолженностей в 1995 и 1996 годах. 34
3.1.1. Анализ задолженностей по срокам. 37
3.1.2. Анализ задолженностей по отраслям. 39
3.1.3. По процентным ставкам. 40
3.2. Анализ новых выданных кредитов в 1996 году. 41
3.2.1. Анализ выданных кредитов по срокам. 41
3.2.2. Анализ выданных кредитов по отраслям. 42
3.2.3. Анализ выданных кредитов по процентным ставкам. 43
ГЛАВА 4. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТАМИ. 45
4.1. Цель создания информационной системы управления кредитами. 45
4.2. Информационная система управления кредитами. 45
4.2.1. Настройка системы. 45
4.2.2. Формирование и ведение нормативно-справочной информации. 46
4.2.3. Ведение картотеки. 48
4.2.3.1. Добавление записи. 51
4..2.3.2. Сохранение карточки. 51
4.2.4. Операции по кредитам. 51
4.2.4.1. Алгоритм начисления процентов. 52
4.2.4.2. Алгоритм погашения процентов по выданному кредиту. 56
4.2.4.3. Алгоритм погашение кредита. 58
4.2.4.4. Алгоритм расчета отчислений на резерв потенциальных потерь и убытков. 59
4.2.4.5. Алгоритм изменения процентной ставки. 60
4.2.4.6. Алгоритм изменения общей суммы кредита. 61
4.2.5. Отчеты. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63
ПРИЛОЖЕНИЯ. 64
ГЛОССАРИЙ. 77
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ. 78
...¦...
¦___ уровень:
¦
¦Кредитный комитет¦
¦
------------------------------
Помимо этого, банк должен
отразив в своих документах все стадии, начиная с момента подачи заявки
на получение кредита. В нормативных документах банка должны приводиться
также все виды и формы внутренней отчетности, разработанные банком по
работе, связанной с кредитованием.
Кроме этого, особенно важно
отразить во внутренних
Наличие четкой и детальной
кредитной политики банка
ведению правильной работы с кредитами и обеспечивает прибыльность работы банка.
Банк обязан регулярно
достаточно гибко реагировать на изменения, происходящие в экономике
республики.
Очень важно, чтобы во внутренних
документах банка были четко определены
все процедуры и условия
1. Предварительная работа с
1.1. Рассмотрение заявки на кредит
Для того, чтобы свести к минимуму
возможные в дальнейшем
работу с кредитами необходимо начинать с момента принятия от заемщика
заявки на получение кредита. Примерная форма этой заявки приведена в
приложении 1 к настоящей Инструкции. В каждом банке должен иметься определенный порядок рассмотрения заявки на получение кредита, а также
ряд требований, предъявляемых к лицу, обратившемуся за кредитом. Лица,
занимающиеся рассмотрением заявок на получение кредита, должны, как минимум, выполнить следующие действия:
а) изучение потенциального заемщика с привлечением максимально
полной информации как о нем самом, так и о той отрасли экономики, в которой он намеревается использовать полученные средства. При изучении
следует учитывать, пользовался ли заемщик кредитами в прошлом, каким
образом осуществлялся возврат, его дисциплинированность, степень ответственности, готовность выполнять свои обязательства. Также следует
принимать во внимание его репутацию как в профессиональном, так и в общечеловеческом плане, имеет смысл запросить информацию о нем в других
кредитных учреждениях, если ему предоставлялись кредиты ранее. Рассматривается также срок и опыт работы заемщика в данной отрасли, его успехи
и достижения;
б) проведение беседы с
то с
руководителями предприятия), в ходе
которой следует составить
стремиться выяснить сразу все аспекты деятельности заемщика, а сконцентрировать внимание на базовых вопросах, представляющих интерес в
свете возможной выдачи кредита;
в) запрос у заемщика
его состояние, это:
- заявка на получение кредита с указанием цели, требуемой суммы,
срока и условий, на которых будет получен кредит;
- учредительные документы (нотариально заверенные копии);
- финансовый отчет с отметкой налоговых органов, включающий баланс
и отчет о прибылях и убытках на конец предыдущего года, а также на последнюю отчетную дату;
- справка из статорганов о регистрации;
- справка из налоговых органов
по месту регистрации об
задолженности;
- бизнес-план, включающий в себя
экономическое обоснование
получаемыми средствами, план производства, отраслевой и рыночные прогнозы (описание рынка, цен), источники, сроки и план мероприятий по погашению кредита, и т.п.;
- заполненная типовая анкета (примерная форма такой анкеты приводится в приложении 2), в которой заемщик (руководитель предприятия в
случае юридического лица) должен указать основные сведения о себе и о
руководимом им предприятии;
- нотариально заверенные
- примерный прогноз движения средств заемщика. Примерная форма подобного прогноза приведена в приложении 6;
- опись имущества с указанием
стоимости, либо иные гарантии,
которые могут быть
- прочие документы, которые банк сочтет необходимым затребовать у
заемщика (контракты, договора, рекомендательные письма и т.п.).
В случае, если обеспечением получаемого кредита служит чья-либо
гарантия, следует провести работу по изучению гаранта, его профессиональной репутации, платежеспособности, ответственности и готовности выполнять свои обязательства.
Все вышеуказанные действия
производиться на основании внутренних документов банка, определяющих
должностные полномочия и функциональные обязанности данных сотрудников.
Все заявки на получение
После выполнения заемщиком
всех вышеуказанных требований,
изучавшие заемщика (как правило, это должны быть работники банка, входящие в первый уровень иерархической градации лиц, ответственных за выдачу кредитов), должны на основании полученной информации составить
заключение, в котором необходимо обосновать целесообразность предоставления или непредоставления заемщику кредита и указать все причины и мотивы этого. Примерная форма заключения приведена в приложении 4.
Если сумма, указанная в заявке, не превышает сумму, которую уполномочены выдавать сотрудники, входящие в первый уровень, это заключение
визируется и в случае положительного решения - подшивается в кредитное
дело заемщика и кредит выдается. В случае отказа, заключение, подписанное работниками, изучавшими заемщика, и содержащее все причины и мотивы
отказа, выдается под расписку на руки заемщику. Если заемщик не может
прийти в банк, заключение посылается по почте с уведомлением. В этом
случае заемщик должен быть уведомлен об отказе по телефону в течение
дня и запись об этом должна быть занесена в журнал учета заявок. Копия
заключения архивируется в установленном порядке. В случае отказа заемщик имеет право апеллировать к Кредитному Комитету банка. Если Кредитный Комитет сочтет отказ обоснованным, то заключение подписывается
председателем (заместителем) Комитета и кредит не выдается. Если же Комитет сочтет отказ необоснованным, то на заключении ставится соответствующая резолюция и кредит выдается под ответственность Комитета. При
этом ответственность за выдачу кредита с исполнителей первого уровня
снимается.
В случае, если сумма, указанная в заявке, превышает сумму, которую
уполномочены выдавать работники первого уровня, то заключение с рекомендацией выдачи, подписанное работниками первого уровня, представляется на рассмотрение работников банка, входящих в тот уровень, в чью прерогативу входит решать вопрос о предоставлении кредитов на такую сумму.
На основании этой рекомендации работники данного уполномоченного уровня
должны окончательно решить вопрос о выдаче этого кредита. При необходимости работники этого уровня могут отправить заключение на доработку,
или затребовать какие-либо дополнительные сведения о заемщике, либо
провести какое-то собственное изучение заемщика, включая проведение с
ним дополнительных бесед.
После этого решение вопроса о выдаче или отказе в выдаче данного
кредита данному заемщику производится в следующем порядке:
- если в заключении первого уровня было рекомендовано выдать кредит, и работники уполномоченного уровня согласны с этим, то они подписывают заключение, представленное им, и кредит выдается заемщику. В
этом
случае ответственность за выдачу
данного кредита несут
обоих уровней;
- если в заключении первого
уровня было рекомендовано
расписку несостоявшемуся заемщику. Копия заключения, завизированная работниками уполномоченного уровня, архивируется в установленном порядке.
Заемщик может обратиться к Кредитному Комитету банка с апелляцией данного решения.
Работники каждого уровня
заемщиком), изменять условия, оговоренные в заявке клиента - снижать
(увеличивать) сумму кредита, сокращать (продлевать) сроки и т.п. Если
клиент согласен с подобными изменениями, то факт изменения первоначальных условий должен быть отмечен (с указанием всех причин этих изменений) в журнале учета заявок и в кредитном деле заемщика в случае выдачи
кредита.
В случае, если вопрос о выдаче кредита заемщику решается положительно, то из полученных от него документов формируется кредитное дело
Информация о работе Системный анализ и управление кредитами в банке