Социальная политика государства в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является показать особенности социальной политики государства в рыночной экономике.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы государственной политики благосостояния, показать важность социальной защиты населения;

- рассмотреть способы удовлетворения социальных потребностей людей;

- проанализировать социально-экономическое состояние в России; - рассмотреть возможные стратегии развития социальной политики в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

1.Теоретические основы государственной социальной политики………………………………………………………….. ..…5

1.1.Основные направления социальной политики Российской Федерации……………………………………………………………..5

1.2. Измерение и оценки показателей уровня жизни общества…..10

2.Социально-экономическая ситуация в России, её основные проблемы……………………………………………………………...15

2.1.Современное положение в образовании в России……………...15

2.2 Состояние в здравоохранении в России, и его анализ…………18

2.3.Социальные проблемы России и пути их решения…………….21

3. Социальная политика в России, анализ стратегий возможного развития………………………………………………………………………...26

3.1. Стратегия «Инерция»……………………………………………26

3.2. Стратегия «Рантье»………………………………………………30

3.3. Стратегия «Мобилизация»………………………………………32

3.4. Стратегия «Модернизация»……………………………………..34

Заключение……………………………………………………………37

Список использованных источников и литературы………………..39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

  Прогноз  социально-экономического развития  предусматривает, что в структуре  использования ВВП положительная динамика конечного потребления в среднесрочном периоде будет определяться в первую очередь ростом конечного потребления домашних хозяйств, что связано с ростом реальных располагаемых доходов населения.

   Однако начиная с 2004г. рост  реальных располагаемых доходов населения существенно замедлился: со 113,7% в 2003 г. до 106,7% в 2007 г.

    При этом темпы роста среднедушевых  денежных доходов населения на  протяжении всего прогнозного  периода будут значительно ниже, чем предполагаемые темпы роста прожиточного минимума. Так, в 2005 г. реальные располагаемые доходы населения выросли на 7,1% по сравнению с прошлым годом, а прирост прожиточного минимума составил 12,1% (эта тенденция сохраняется и до 2007 г.)

   Существенное замедление роста  благосостояния граждан связано с тем, что по прогнозу экономического развития в структуре формирования ВВП предусматривается сокращение доли оплаты труда наемных работников с 45,5% и 2004 г. до 46,6% в 2005 г.

  такой  подход к формированию структуры  ВВп по доходам крайне трудно совместим с продекламированной в Прогнозе установкой на рост внутреннего спроса за счет повышения покупательского спроса домашних хозяйств.

    Сокращение относительной величины  оплаты труда наемных работников, по мнению Минэкономразвития  России, будет иметь разнонаправленные тенденции: рост заработной платы и сокращение отчислений на социальное страхование.

     На протяжении последних лет  действительно сохранялась активная  динамика роста средней заработной  платы, в том числе и за  счет индексации оплаты труда в бюджетной сфере. Хотя здесь темпы роста были ниже, чем в других секторах экономики, это способствовало наращиванию совокупного фонда заработной платы, поскольку данная категория работников составляет около 25% всех занятых в экономике.

  При  этом реальная заработная плата  увеличивалась темпами, превышающими  рост производительности труда  и экономики в целом, это  связано прежде всего с тем  , что девальвация рубля и последующий  за ней скачок потребительских  цен и тарифов больше всего  снизили затраты на рабочую силу в издержках производителей. Это предопределило потенциальную и реальную возможность последующего ускоренного роста оплаты труда.

    Исчерпание к 2003 г. компенсационных  возможностей экономики по коррекции  уровней производства и доходов ограничило возможность экстенсивного роста заработной платы. Если номинально начисленная средняя заработная плата на одного работника в 2003 г. увеличилась на 26,1%, в 2004 г. - на 25,7%, то в 2005г. - только в размере 17,9% к предыдущему году. Общий прирост ФЗП на 2005 г. составил 5 % к ВВП. Это существенно ниже, чем рост самого ВВП.3

   Все вышесказанное не означает, однако, что  нет необходимости  в совершенствовании и более  детальной и целенаправленной  отработке чисто бюджетных методов  финансирования социальных расходов. Тем более что во всех отраслях социально-культурной сферы сохраняются негативные явления, связанные с недостаточным и несвоевременным финансированием учреждений и организаций этих отраслей за счет средств всех бюджетов, и трудности развития их материально-технической базы из-за острого дефицита капитальных вложений. 

1.2 Измерение и оценки  показателей уровня жизни общества 

Так как  социальная экономика ориентирована  на человека, призвана способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о состоянии и успехах этой экономики судят по тому, как живут люди. При всем многообразии жизненных проявлений можно получить общее представление об условиях, в которых живут люди, о том, насколько они довольны этими условиями, что дает им жизнью.Все это вместе взятое называют качеством жизни.

    Качество жизни охватывает и  характеризует весь диапазон  ее свойств, распространяется  на все ее стороны, отражает  удовлетворенность людей предоставленными  им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни. Проще говоря, качество жизни - это насколько хорошо живется людям. Когда мы говорим "качество жизни", то не имеем в виду какой-либо один показатель, измеритель, выраженный в количественной, числовой форме. Качество есть обобщенное понятие, выражаемое обычно словами «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «низкое», «неудовлетворительное» по аналогии с теми словесными оценками, которыми характеризуют знания учащихся. Но в отличие от оценки качества знаний, качество жизни не принято выражать цифрами, баллами.4

     Понятие "уровень жизни"  в большей степени характеризует  количественную меру благосостояния людей и чаще всего характеризуется количественными, числовыми показателями. Уровень жизни трудно выразить с помощью единственного критерия, одной меры. Чтобы охарактеризовать уровень жизни людей, приходится прибегать к ряду показателей.

  Каковы главные, наиболее широко используемые в экономической практике измерители уровня жизни?

    Структура и уровень потребления  основных видов благ и услуг  в натуральном выражении в  расчете на одного человека  или на одну семью из четырех  человек за год, либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами служат важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или определенных социальных групп (городское и сельское население, молодые и престарелые, мужчины и женщины, работающие и неработающие). Соответственно, при оценке уровня жизни используются показатели годового потребления пищи, одежды, обуви в расчете на человека или семью, обеспеченности жилой площадью, мебелью, товарами длительного пользования, предметами культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. Кроме того, используются показатели, характеризующие обеспеченность населения школами, детскими садами, врачебным обслуживанием (скажем, количество врачей или больничных коек, приходящееся на тысячу человек), пунктами бытового обслуживания, прачечными, парикмахерскими, банями, столовыми.

   Приведем к примеру, данные, приближенно  характеризующие годовое потребление  продуктов питания в расчете  на одного взрослого российского  жителя в 2000-е годы :

   хлеб, кг        120                 мясо, кг     45

   картофель, кг   100            рыба, кг      15

   овощи, кг       100              сахар, кг     35

   фрукты, кг       40              яйцо, шт.     230

   молоко, л       220

   Чтобы понять, насколько такой  уровень соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормативами потребления, выработанными с учетом рекомендаций науки о питании. так, например, хлеба и картофеля рекомендуется потреблять примерно 80 кг в год в расчете на одного человека, так что здесь имело место перепотребление. Овощей желательно потреблять 150 кг в год, фруктов - 70-80 кг, мяса - 60-70 кг, и, как видим, по этой группе продуктов наблюдалось явное недопотребление.

   Об уровне потребления продуктов  питания иногда судят по их  калорийности. суточный рацион питания взрослого человека должен обладать калорийностью примерно 3000 ккал, в России средняя калорийность рациона в те годы была несколько ниже, находилась на уровне 2600-2700 ккал.

  К  числу широко распространенных  общепринятых показателей уровня жизни относятся денежные доходы населения в расчете на одного человека или семью. Обычно измеряется месячный доход. Важно, чтобы месячный доход превышал так называемый прожиточный минимум, рассчитанный исходя из потребления каждым человеком минимально необходимого набора благ и услуг, называемого потребительской корзиной. Прожиточный минимум существенно зависит от цен, поэтому в условиях инфляции он непрерывно изменяется. В России в 2002 г. прожиточный минимум составил примерно 1500 руб. О людях, потребление которых ниже предусмотренного прожиточным минимумом, принято говорить, что они живут "за чертой бедности". В России в 2002 г. доходы ниже прожиточного минимума имели свыше 30% населения.5

    Наряду с денежными доходами  на уровень жизни влияют так называемые общественные блага или общественные фонды потребления, к которым относят блага и услуги, предоставляемые государством населению бесплатно, или за ограниченную плату, либо в натуральном выражении, либо в виде специальных выплат, трансфертов. В станах с централизованной экономикой полностью бесплатными могут быть здравоохранение и образование, частично - услуги культуры и физической культуры, в некоторой степени - питание и отдых для отдельных групп, категорий населения (например, бесплатные школьные завтраки, выдача бесплатного молока на вредных работах). В станах с рыночной экономикой существует обширный набор общественных благ, но чаще всего блага или услуги бесплатны или частично платны для отдельных категорий потребителей, обладающих низкими доходами.

   Уровень жизни людей характеризуется  также их имущественными и  денежными накоплениями (имущественным  цензом и денежными сбережениями). Ведь те, кто обладает низкими  доходами сейчас, могли иметь  в прошлом высокие доходы и  накопить значительное богатство, позволяющее им неплохо жить при низких доходах. Поэтому, чтобы судить об уровне жизни человека, недостаточно изучить его декларацию о доходах, надо еще присовокупить к ней сведения об имуществе и сбережениях.

   Весьма специфическими показателями  уровня жизни являются детская и общая смертность, уровень заболеваемости и средняя продолжительность жизни. К примеру, средняя продолжительность жизни мужчин в России составила в 2005 г. примерно 60 лет, а женщин 72 года, что  на несколько лет ниже, чем в Швеции, США и ряде других стран.

   Если судить об уровне жизни людей по их текущему потреблению, то самое существенное влияние на него в условиях насыщенного бездефицитного рынка играют доходы и цены. Ведь чем выше доходы и ниже цены, тем больше товаров, благ, услуг может приобрести потребитель на свои доходы. Но такой вывод справедлив только в условиях, когда рост доходов сопровождается адекватным ростом физической массы товаров и услуг, доступным потребителям для приобретения за деньги.

   В условиях спада производства и высокого уровня инфляции судить об уровне жизни населения на основе изучения измерения доходов и цен крайне трудно и выводы могут быть ошибочными. Если весь произведенный и закупленный по импорту товар потребляется населением, то очевидно, что средний уровень потребления в расчете на одного человека равен физическому количеству потребляемого товара, деленному на число потребителей, и вообще не зависит ни от доходов, ни от цен.

   Например, если Россия производит  и закупает 7,5 млн. т мяса в год при численности населения менее 150 млн. человек, то ясно, что годовое потребление в расчете на одного человека составит 7,5х1000/150=50кг. Конечно, имеющий высокие доходы или возможность приобретать мясо по низкой цене сможет потребить больше 50 кг, но тогда меньше достанется другим, возникает дифференциация потребления, тогда как средний уровень при этом не  изменится.

  Еще  раз напомним суровую истину  о том, что невозможно потребить  больше, чем получено, ибо действует  неумолимый закон сохранения  вещества. Так что если мы желаем увеличить потребление всего населения, то есть лишь один способ - увеличивать производство. И в какой-то мере путем импорта одних товаров за счет экспорта других. Путем увеличения денежных доходов без роста производства, а тем более в условиях его спада можно получить один-единственный результат-рост цен, инфляцию, увеличение внутреннего и внешнего государственного долга. Никакого роста уровня жизни таким способом не достичь.6 
 
 
 
 
 

2.Социально-экономическая  ситуация в России, её основные проблемы

2.1 Современное положение в образовании в России 

       К базовым социальным услугам отнесено медицинское обслуживание и общее образование. Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу предложена более развернутая трактовка социальных приоритетов - проведение социальной политики, направленной на рост инвестиций в человеческий капитал (прежде всего образование и здравоохранение), повышение эффективности предоставления государством социальной помощи нуждающимся на основе внедрения адресных принципов социальной поддержки, проведение пенсионной реформы и реформы трудовых отношений.

     Образование – процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных  знаний, умений и  навыков, это необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования – обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием.

Информация о работе Социальная политика государства в условиях рыночных отношений