Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является показать особенности социальной политики государства в рыночной экономике.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы государственной политики благосостояния, показать важность социальной защиты населения;
- рассмотреть способы удовлетворения социальных потребностей людей;
- проанализировать социально-экономическое состояние в России; - рассмотреть возможные стратегии развития социальной политики в России.
Введение……………………………………………………………….3
1.Теоретические основы государственной социальной политики………………………………………………………….. ..…5
1.1.Основные направления социальной политики Российской Федерации……………………………………………………………..5
1.2. Измерение и оценки показателей уровня жизни общества…..10
2.Социально-экономическая ситуация в России, её основные проблемы……………………………………………………………...15
2.1.Современное положение в образовании в России……………...15
2.2 Состояние в здравоохранении в России, и его анализ…………18
2.3.Социальные проблемы России и пути их решения…………….21
3. Социальная политика в России, анализ стратегий возможного развития………………………………………………………………………...26
3.1. Стратегия «Инерция»……………………………………………26
3.2. Стратегия «Рантье»………………………………………………30
3.3. Стратегия «Мобилизация»………………………………………32
3.4. Стратегия «Модернизация»……………………………………..34
Заключение……………………………………………………………37
Список использованных источников и литературы………………..39
Прогноз
социально-экономического
Однако начиная с 2004г. рост реальных располагаемых доходов населения существенно замедлился: со 113,7% в 2003 г. до 106,7% в 2007 г.
При этом темпы роста
Существенное замедление роста благосостояния граждан связано с тем, что по прогнозу экономического развития в структуре формирования ВВП предусматривается сокращение доли оплаты труда наемных работников с 45,5% и 2004 г. до 46,6% в 2005 г.
такой
подход к формированию
Сокращение относительной
На протяжении последних лет
действительно сохранялась
При
этом реальная заработная
Исчерпание к 2003 г. компенсационных
возможностей экономики по
Все вышесказанное не означает,
однако, что нет необходимости
в совершенствовании и более
детальной и целенаправленной
отработке чисто бюджетных
1.2
Измерение и оценки
показателей уровня
жизни общества
Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о состоянии и успехах этой экономики судят по тому, как живут люди. При всем многообразии жизненных проявлений можно получить общее представление об условиях, в которых живут люди, о том, насколько они довольны этими условиями, что дает им жизнью.Все это вместе взятое называют качеством жизни.
Качество жизни охватывает и
характеризует весь диапазон
ее свойств, распространяется
на все ее стороны, отражает
удовлетворенность людей
Понятие "уровень жизни"
в большей степени
Каковы главные, наиболее широко используемые в экономической практике измерители уровня жизни?
Структура и уровень
Приведем к примеру, данные, приближенно
характеризующие годовое
хлеб, кг 120 мясо, кг 45
картофель, кг 100 рыба, кг 15
овощи, кг 100 сахар, кг 35
фрукты, кг 40 яйцо, шт. 230
молоко, л 220
Чтобы понять, насколько такой уровень соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормативами потребления, выработанными с учетом рекомендаций науки о питании. так, например, хлеба и картофеля рекомендуется потреблять примерно 80 кг в год в расчете на одного человека, так что здесь имело место перепотребление. Овощей желательно потреблять 150 кг в год, фруктов - 70-80 кг, мяса - 60-70 кг, и, как видим, по этой группе продуктов наблюдалось явное недопотребление.
Об уровне потребления
К
числу широко распространенных
общепринятых показателей
Наряду с денежными доходами на уровень жизни влияют так называемые общественные блага или общественные фонды потребления, к которым относят блага и услуги, предоставляемые государством населению бесплатно, или за ограниченную плату, либо в натуральном выражении, либо в виде специальных выплат, трансфертов. В станах с централизованной экономикой полностью бесплатными могут быть здравоохранение и образование, частично - услуги культуры и физической культуры, в некоторой степени - питание и отдых для отдельных групп, категорий населения (например, бесплатные школьные завтраки, выдача бесплатного молока на вредных работах). В станах с рыночной экономикой существует обширный набор общественных благ, но чаще всего блага или услуги бесплатны или частично платны для отдельных категорий потребителей, обладающих низкими доходами.
Уровень жизни людей
Весьма специфическими
Если судить об уровне жизни людей по их текущему потреблению, то самое существенное влияние на него в условиях насыщенного бездефицитного рынка играют доходы и цены. Ведь чем выше доходы и ниже цены, тем больше товаров, благ, услуг может приобрести потребитель на свои доходы. Но такой вывод справедлив только в условиях, когда рост доходов сопровождается адекватным ростом физической массы товаров и услуг, доступным потребителям для приобретения за деньги.
В условиях спада производства и высокого уровня инфляции судить об уровне жизни населения на основе изучения измерения доходов и цен крайне трудно и выводы могут быть ошибочными. Если весь произведенный и закупленный по импорту товар потребляется населением, то очевидно, что средний уровень потребления в расчете на одного человека равен физическому количеству потребляемого товара, деленному на число потребителей, и вообще не зависит ни от доходов, ни от цен.
Например, если Россия производит и закупает 7,5 млн. т мяса в год при численности населения менее 150 млн. человек, то ясно, что годовое потребление в расчете на одного человека составит 7,5х1000/150=50кг. Конечно, имеющий высокие доходы или возможность приобретать мясо по низкой цене сможет потребить больше 50 кг, но тогда меньше достанется другим, возникает дифференциация потребления, тогда как средний уровень при этом не изменится.
Еще
раз напомним суровую истину
о том, что невозможно
2.Социально-экономическая ситуация в России, её основные проблемы
2.1 Современное
положение в образовании
в России
К базовым социальным услугам отнесено медицинское обслуживание и общее образование. Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу предложена более развернутая трактовка социальных приоритетов - проведение социальной политики, направленной на рост инвестиций в человеческий капитал (прежде всего образование и здравоохранение), повышение эффективности предоставления государством социальной помощи нуждающимся на основе внедрения адресных принципов социальной поддержки, проведение пенсионной реформы и реформы трудовых отношений.
Образование – процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков, это необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования – обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием.
Информация о работе Социальная политика государства в условиях рыночных отношений