Социальная политика государства в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является показать особенности социальной политики государства в рыночной экономике.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы государственной политики благосостояния, показать важность социальной защиты населения;

- рассмотреть способы удовлетворения социальных потребностей людей;

- проанализировать социально-экономическое состояние в России; - рассмотреть возможные стратегии развития социальной политики в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

1.Теоретические основы государственной социальной политики………………………………………………………….. ..…5

1.1.Основные направления социальной политики Российской Федерации……………………………………………………………..5

1.2. Измерение и оценки показателей уровня жизни общества…..10

2.Социально-экономическая ситуация в России, её основные проблемы……………………………………………………………...15

2.1.Современное положение в образовании в России……………...15

2.2 Состояние в здравоохранении в России, и его анализ…………18

2.3.Социальные проблемы России и пути их решения…………….21

3. Социальная политика в России, анализ стратегий возможного развития………………………………………………………………………...26

3.1. Стратегия «Инерция»……………………………………………26

3.2. Стратегия «Рантье»………………………………………………30

3.3. Стратегия «Мобилизация»………………………………………32

3.4. Стратегия «Модернизация»……………………………………..34

Заключение……………………………………………………………37

Список использованных источников и литературы………………..39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 188.00 Кб (Скачать)
ign="justify">     Пенсионный  фонд окончательно превратиться в часть  федерального бюджета. При этом индексации пенсий будут проводиться очень часто, исходя из необходимости поддержания стабильности в обществе.

Реализация  всех названных мер будет сопровождаться мощной пропагандистской кампанией  прежде всего через электронные  СМИ, суть которой - показать, как социально  ориентированное государство (наконец- то появившееся в стране, пережившей "непростой советский период и хаос 1990-х годов") решает назревшие проблемы. Временная трудовая миграция в страну может принять своеобразный характер. Обласканные государством "коренные жители" будут замещать только "чистые" рабочие места, перекладывая на гастарбайтеров уборку улиц и строительство дорог, бэби-строительство и даже работу станочником на заводе.

     Большая сырьевая рента позволит состоятельным  российским гражданам проводить  отпуск за границей. При сохранении социального неравенства это означает двух-трехкратный выезд в год вместо расширения круга выезжающих. Рентополучатели из состоятельных слоев быстро освоят мир, посетят те столицы, острова и курорты, куда раньше было невозможно попасть, может быть, купят там дома и виллы. Следующее поколение уже не будет знать своей страны, и переключиться на жизнь за рубежом. В принципе в глобализации молодежи нет ничего удивительного - масса молодых людей и сейчас уезжает на хорошо оплачиваемые рабочие места за границей.

     Если  раздавать средства понемногу всем группам недовольных или активно  лоббирующих, трудно ожидать серьезной  политики в области культуры, отдыха и развития человека. Намного проще  вывозить людей за границу, создавать  элитные клубы, покупать игроков и привозить "звезд", подрабатывать за рубежом, чем систематически помогать российской культуре, неординарным людям, особенно молодым. Меценаты способны повысить качество обслуживания самых богатых и поддерживать вместе с государством наиболее знаменитые учреждения культуры. Чем равномернее распределены по целям средства небогатой страны, тем менее вероятны масштабное возрождение культуры и формирование желаемого образа жизни.

     В принципе подобная стратегия может  быть успешной, и продолжительность  ее реализации зависит в первую очередь от таких факторов, как цены на нефть и другое экспортируемое сырье, торговый и платежный балансы страны. Если, как прогнозирует нынешнее правительство, уже через два-три года в России стоимость импорта сравняется со стоимостью экспорта, то это будет первым признаком близкого исчерпания финансовых возможностей проведение масштабной государственной перераспределительной политики. А в случае падения цен на нефть государство может столкнуться с необходимостью отказа от стратегии "Рантье". Возникающая тогда развилка очень проста: либо к мобилизационному сценарию, либо формирование и реализация модернизацонной стратегии.15 

3.3 Стратегия "Мобилизация" 

     В условиях экономического подъема мобилизация  в социальной сфере представляется маловероятной. Однако в случае ограничения доходов государства, усиления тенденций к управлению социальными процессами "сверху" может проявиться ряд ее элементов. При наличии больших групп состоятельных людей мобилизация означает определенное давление в области налогов, ужесточение контроля над потреблением, привлечение частных компаний к полупринудительному решению социальных проблем, согласно усмотрению чиновников различных уровней.

     Мобилизация - и, прежде всего государственных  расходов на культуру - присущи хорошо известные проблемы. Во-первых, она характеризуется архаичными подходами к формированию культурной среды, которые не приемлет интеллигенция и которые невозможно реализовать в открытой стране. "Свой" образ жизни не может просто отличаться от "чужого", он должен быть современным, модным, отвечать нынешнему уровню развития средств массовой информации, легко распространяющих сведения о жизни в разных странах, то есть быть конкурентоспособным. Во-вторых, бюрократические методы проведения такой политики определяют неэффективность распределения ресурсов. При этом подходе еще можно построить необходимые для осуществления соответствующей деятельности помещения, но очень трудно сделать саму деятельность в сфере массовой культуры и формирования образа жизни эффективной.

     Мобилизационный сценарий возникает или как попытка  быстро и просто решить сложные проблемы страны, или как прямое следствие  предыдущей стратеги ("Рантье") в  случае наступления "тощих годов" (падение цен на нефть и другие экспортные товары в сочетании с неудачей структурной перестройки экономики), даже до исчерпания средств Стабилизационного фонда (или других финансовых резервов). Тогда вряд ли возможно говорить о какой либо цивилизованной социальной политике.   

     Мобилизационная социальная политика предполагает:

- ограничение  денежных доходов (зарплат, пенсий)

- более  широкое использование методов  прямого распределения некоторых  благ и услуг (карточки, нормы)  в зависимости от иерархического  положения в общественном устройстве;

- "сжатие" всех видов неконтролируемой государством общественной  активности;

     Как показывает история, такой поворот  событий длится недолго, но может  привести к большим социальным потерям. 

3.4 Стратегия "Модернизация"  

     Для России наиболее желательна модернизационная стратегия. Только ее успешная реализации поможет избежать крупных потрясений, чреватых исчезновением нашей страны как суверенного государства. Именно модернизационная стратегия подразумевает переход российского общества к желаемому образу жизни, в котором можно выделить две сферы :моральную и материальную.16

Моральная сфера предполагает (в качестве идеала, к которому следует стремиться):

- исчезновение  столь распространенной сейчас  социальной розни (это относится  к контрастным парам: общество - государство; бедные - богатые; молодые - пожилые);

- создание  и функционирование многообразных  саморегулируемых механизмов для  решения всех типов потенциальных  конфликтов.

При этом важно понимать, что такой итог - не результат массированной промывки мозгов или настойчивой рекламы, а прямое следствие новой социальной политики, охватывающей все общественные группы, и нового типа государства, не пытающегося узурпировать функции гражданского общества.

Материальная  сфера предполагает:

- неантагонистическое  распределение богатства между членами общества - от нынешнего показателя 15,3:1 (соотношение между средними доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных людей) нужно перейти к 8 - 10:1; аналогичная по масштабам задача стоит и в региональном резерве (очевидно, здесь надо учитывать различия в укладах жизни);

- превращение  образования, здравоохранения и  культуры в важнейшие производственные  отрасли с точки зрения как  инвестиций, так и инновационного  вклада в рост ВВП;

-изменение  в динамике карьерного роста,  с тем чтобы после полного  курса обучения(11-12 лет школы + бакалавриат или специалитет) в начале трудовой деятельности обеспечивалась заработная плата, достаточная для быстрого приобретения недвижимости и другого имущества ( прежде всего с использованием кредитных схем);реализацию пенсионных программ, предусматривающих коэффициент замещения на уровне не менее 50%;

-широкое  распространение такой формы  собственности, как ценные бумаги  и акции, которые приносят не  решающий, но ощутимый доход;

- массовый  переход к обеспеченности населения  комфортабельным жильем с количеством комнат по формуле N + 1,где N - число членов семьи; при этом все более распространенной станет тенденция выезда на постоянное место жительства из крупных городов в пригороды, из многоквартирных домов - в малоэтажное жилье с собственным земельным участком;

- получение  возможности отдыха в России  и за рубежом в соответствии  с собственными интересами.

     Исходя  из желаемого образа жизни, который  оказывается достижимым только при  выборе модернизационной стратегии, можно  сформулировать конкретные планы действий в каждом сегменте социальной политики. При этом отметим, что модернизация осуществима на основе нескольких сценариев, лежащих внутри "спектра возможностей", которые могут сменять и дополнять друг друга. Крайними его границами мы условно принимаем "индивидуалистский" и "общественный" сценарии.

Основные  принципы "индивидуалистского" сценария:

-форсированный  перенос ответственности за формирование  семейного благосостояния на  трудоспособного человека;

- оказание  государственной социальной помощи(в том числе предоставление значимого пакета бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры) только тем одиноким людям и семьям, доходы которых находятся ниже признанной обществом черты бедности по объективным причинам (прежде всего нетрудоспособность и наличие большого числа несовершеннолетних детей), а также - на незначительный период времени - официально зарегистрированным безработным.

Основные  принципы "общественного" сценария:

- интенсификация  участия государства в перераспределении денежных доходов от богатых к бедным;

- стремление  обеспечить бесплатные минимальные  социальные стандарты в области  образования, здравоохранения и  культуры для всех граждан  России независимо от уровня  семейных доходов;

- рост  бюджетных расходов на социальные цели, как в абсолютном, так и в относительном выражении (при сохранении благоприятной экспортной конъюнктуры);

- стимулирование  участия в социальной политике  профсоюзов и других неполитических  общественных организаций.17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

            

     Цель  работы достигнута, вследствие чего можно  сделать  ряд выводов.

     Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день предстаёт наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам. Хотя современная рыночная экономика и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики выглядят убедительнее, нежели аргументы против нее.

     В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности. Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.

     В развитии общественных отношений значительную роль играют социальные факторы. Формирование концепции национальной стратегии развития любой национальной экономики предопределяется влиянием социальных потребностей общества, тесно связанных с закономерностями развития экономической системы. На сегодняшний день ключевой целью социальной политики любого государства выступает обеспечение достойного уровня жизни и благосостояния граждан, достижение социальной справедливости. Со времен возникновения первых государственных образований первостепенной задачей социальной политики являлась проблема обеспечения граждан надежной защитой, в том числе и в социальных вопросах.

     На  сегодняшний день во главе приоритетов  государственной политики стоит  развитие именно благосостояния общества, повышение уровня и качества жизни каждого человека. При высоком уровне развития социальной инфраструктуры, экономики индивиду легче реализовать себя, внести максимальный вклад в развитие всего общества.

Информация о работе Социальная политика государства в условиях рыночных отношений