Социальная политика государства в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является показать особенности социальной политики государства в рыночной экономике.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы государственной политики благосостояния, показать важность социальной защиты населения;

- рассмотреть способы удовлетворения социальных потребностей людей;

- проанализировать социально-экономическое состояние в России; - рассмотреть возможные стратегии развития социальной политики в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

1.Теоретические основы государственной социальной политики………………………………………………………….. ..…5

1.1.Основные направления социальной политики Российской Федерации……………………………………………………………..5

1.2. Измерение и оценки показателей уровня жизни общества…..10

2.Социально-экономическая ситуация в России, её основные проблемы……………………………………………………………...15

2.1.Современное положение в образовании в России……………...15

2.2 Состояние в здравоохранении в России, и его анализ…………18

2.3.Социальные проблемы России и пути их решения…………….21

3. Социальная политика в России, анализ стратегий возможного развития………………………………………………………………………...26

3.1. Стратегия «Инерция»……………………………………………26

3.2. Стратегия «Рантье»………………………………………………30

3.3. Стратегия «Мобилизация»………………………………………32

3.4. Стратегия «Модернизация»……………………………………..34

Заключение……………………………………………………………37

Список использованных источников и литературы………………..39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Процесс образования требует также от личности самообразования, участия в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.7

     Роль  образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

     В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

     В РФ идет реформирование образовательной  системы. Причем реформы касаются как  школьного, так и вузовского образования.

     В 2007г. сократилось число дневных  общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 3%), в то же время увеличилось число гимназий (на 4,2%) и лицеев (на 5,1%). Мероприятия по реорганизации сети государственных и муниципальных учреждений среднего и высшего профессионального образования привели к сокращению числа самостоятельных средних специальных и высших учебных заведений.

     Прием в государственные и муниципальные  средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2006г. на 26,1 тыс. человек, или на 3,4%. На условиях полного возмещения затрат на обучение приступили к занятиям в техникумах 238,1 тыс. студентов, или 32,6% от общего числа принятых (в 2006г. - 260,8 тыс., или 34,5%).

     Прием в государственные и муниципальные  ВУЗы в 2007г. увеличился на 7,3 тыс. человек (на 0,5%) в основном за счет студентов, принятых

на заочную  форму обучения, увеличение приема на которую составило 35,8 тыс. человек, или 6,6%. Численность принятых на дневную форму обучения сократилась на 25,2 тыс. студентов, или на 3,4%.

     Доступ  в Интернет был на 67,3% компьютеров  в государственных и муниципальных  высших учебных заведениях и на 43,3% компьютеров в

государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях.

     Стратегия реформирования образования строится с учетом следующих обстоятельств. В силу ограниченности платежеспособного  спроса до 2005г. обеспечивался опережающий  рост бюджетного финансирования образования. Начиная с 2005г. осуществляется переход на бюджетное финансирование, соответствующее темпам роста ВВП. Недостающая часть средств должна поступать из семейных бюджетов и средств предприятий. Социальный заказ на образование, по мнению правительства, не должен быть по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять во все возрастающей степени сумму частных интересов бизнеса.

     Вместе  с тем сегодня только 25-30% семей  могут принимать участие в  финансировании образования своих  детей. Уже сейчас средства, направляемые семьями в образование, составляют 1,1-1,5% ВВП. Расходы федерального бюджета на образование, в 2004-2005 гг. составили всего 5,1% расходов, или менее 1% ВВП. Уменьшение расходов федерального бюджета на образование обусловлено передачей в ведение субъектов Российской Федерации расходных обязательств по обеспечению дошкольного, общего образования, начального и среднего профессионального, а также высшего образования. По мнению экспертов, больше половины направляемых домашними хозяйствами средств на образование расходуется через "теневые" каналы. К 2010г. ожидается значительное - в 2-3 раза в реальном выражении - увеличение средств, поступающих от семей в образование.  Средства предприятий направляются в основном на короткие программы дополнительного профессионального образования. Средства предприятий направляются в основном на короткие программы дополнительного профессионального образования и подготовку персонала в средних и профессиональных учебных заведениях. Еще один развивающийся, но малонадёжный источник - спонсорские средства. С учетом прогнозируемого сокращения числа учащихся будут приведены мероприятия по сокращению численности работников образовательных учреждений, особенно не занятых преподавательской деятельностью.

     Программой  предлагается совершенствование хозяйственного механизма системы образования, согласно которому структура расходов делится на три блока:

     1) текущее финансирование будет  осуществляться на нормативно-подушевой  основе;

     2) развитие материально- технической  базы образования (бюджет инноваций) будет осуществляться на конкурсной основе при условии привлечения софинансирования со стороны бюджетов других уровней и внебюджетных средств, включая средства населения, инвесторов и спонсоров;

     3) финансирование социальных услуг  в образовании (стипендии, проезд, общежитие) будет проводиться только адресно, и с учетом материального положения учащихся. 

     2.2. Состояние в здравоохранении  в России и его  анализ

     Здравоохранение – система мероприятий  по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. В России по Конституции РФ (ст.41) каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов.8

     Отрасль здравоохранения призвана заботиться о поддержании здоровья людей, проводить  профилактику и лечение болезней, оказывать медицинскую помощь, обеспечивать людей лекарственными средствами, восстанавливать  потерянное здоровье. Это поликлиники, больницы, амбулатории, лечебные центры, институты, пункты скорой помощи, диспансеры, родильные дома, здравпункты на предприятиях, профилактории, обширный круг оказываемых ими услуг.

     Здоровье  нации становится общенациональной проблемой, так как темпы убыли населения "противоестественно" велики: каждый час россиян становится на 100 человек меньше. Это результат низкой санитарной культуры и недостаточной пропаганды здорового образа жизни.9

     Преждевременная смертность в стране приобрела угрожающие масштабы. По продолжительности жизни мужчин Россия сегодня находимся на 119-м месте, а по продолжительности жизни женщин - на 85-м месте среди 175 стран мира. Сверхвысокая смертность населения в России обусловлена, по данным специалистов, низким качеством жизни, широким распространением болезней, социальным неблагополучием, масштабным социальным стрессом, табакокурением, алкоголизмом, наркоманией. От болезней, вызванных курением, ежегодно умирают до 200 тысяч человек. При этом устойчивую привычку к курению в России имеют 40% мужчин и 24% женщин, а 70% подростков уже пробовали курить. Смертность, вызванная злоупотреблением алкоголем, составляет более полумиллиона человек ежегодно. Угрожающий характер приобретает эпидемия наркомании. Количество людей, регулярно употребляющих наркотики, достигает 3 миллионов человек. Ежегодно наркомания уносит жизни почти 80 тысяч россиян. Причем за последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, в том числе среди детей и подростков - в 42 раза. Особенно тревожным является ухудшение здоровья младшего поколения. И если здоровыми у нас рождаются только 10-15% детей, то после окончания школы таковыми остаются не больше 5%. 10

     В России сейчас с каждым годом увеличивается  число больных людей. В России существует проблема недостаточности профессиональной и компетентной информации о сохранении здоровья человека, о влиянии вредных факторов и методах восстановления здоровья. Необходимо исключить некачественную и некомпетентную информацию медико-санитарного характера, имеющей место в СМИ и проводить телевизионные кампании за здоровый образ жизни.

     С целью повышения качества предоставления медицинских услуг, увеличения продолжительности  жизни, в соответствии с поручениями  Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации разработан приоритетный национальный проект "Здоровье".

     Определены  основные направления и мероприятия  данного проекта, которые включают:

1. Повышение  приоритетности первичной медико-санитарной  помощи.

- переход  на новые формы оплаты труда  медицинских работников первичного  звена отечественной медицины  с целью материального стимулирования их деятельности по предупреждению заболеваний и привлечению в эту сферу квалифицированных врачей, в том числе молодых специалистов.

- укрепление  диагностической службы первичной  медицинской помощи.

2. Муниципальные медицинские организации будут оснащены современным рентгенографическим и эндоскопическим оборудованием, оборудованием для УЗИ, электрокардиографами и лабораторным оборудованием.

- укрепление  материально-технической базы скорой  медицинской помощи.

3. Предусматривается оснащение бригад скорой медицинской помощи современным санитарным транспортом.

- усиление  профилактической направленности  здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, формирование паспорта здоровья

- ведение  активного медицинского просвещения,  направленного на формирование  у населения навыков культуры  здоровья, снижение масштабов алкоголизма  и наркомании.

- иммунизация  населения в рамках национального  календаря.

- повышение  качества обследования новорожденных  детей.

- дополнительная диспансеризация работающего населения.

-удовлетворение потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи, перевод федеральных специализированных учреждений на работу в условиях государственного заказа.

-строительство медицинских центров различного профиля в федеральных округах.

-модернизация механизма предоставления высокотехнологичной медицинской помощи и увеличение объема квот (операций). 

2.3 Социальные проблемы России, и пути их решения 

     Какие черты желаемого (будущего) российского  образа жизни можно назвать? При  этом речь идёт о "выращивании в  пробирке" некого "нового, идеального"  человеческого материала. На самом деле уже сейчас имеются общие ценности, которые методами социальной политики нужно вывести на авансцену общероссийской жизни.11

     Экономический подъем позволил "раздрогнуться" тем, кто пережил кризисное десятилетие, но он не решил проблемы соответствия характера и уровня жизни представлениям о трудовых или даже предпринимательских заслугах. Распространённое ныне в российском обществе ощущение социальной несправедливости крайне опасно, поскольку оно легко канализируется в поиск виновного: внутри страны - по этническому ("инородцы") или социальному ("олигархи", просто обеспеченные люди) признаку, а вне страны - в ненависть ко всему "американскому", "западному". Как показывают социологические опросы, это уже начинает происходить, хотя пока в основном в традиционно подверженных ксенофобии слоях общества.

     Простая раздача бюджетных денег на социальные цели, внеочередные индексации пенсий и зарплат врачей, учителей, работников культуры и военнослужащих не смогут остановить эти негативные тенденции. С точки зрения большей части нашего общества, справедливость - это, прежде всего моральная норма. Люди готовы согласиться с тем, что  доктора наук должны жить лучше простых рабочих, потому что они много лет учились и их вклад в общественное благосостояние очевиден; к тому же в России интеллектуальный труд всегда был престижным. Но поверить в то, что долларовым миллионером можно стать честно и быстро, большая часть наших сограждан не может, тем более что для этого нередко имеются веские основания. В сфере бизнеса в качестве нормы выступает мелкий предприниматель, который на глазах местного сообщества тяжелым трудом формирует свое скромное благосостояние.

Информация о работе Социальная политика государства в условиях рыночных отношений