Социальная политика государства в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является показать особенности социальной политики государства в рыночной экономике.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы государственной политики благосостояния, показать важность социальной защиты населения;

- рассмотреть способы удовлетворения социальных потребностей людей;

- проанализировать социально-экономическое состояние в России; - рассмотреть возможные стратегии развития социальной политики в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

1.Теоретические основы государственной социальной политики………………………………………………………….. ..…5

1.1.Основные направления социальной политики Российской Федерации……………………………………………………………..5

1.2. Измерение и оценки показателей уровня жизни общества…..10

2.Социально-экономическая ситуация в России, её основные проблемы……………………………………………………………...15

2.1.Современное положение в образовании в России……………...15

2.2 Состояние в здравоохранении в России, и его анализ…………18

2.3.Социальные проблемы России и пути их решения…………….21

3. Социальная политика в России, анализ стратегий возможного развития………………………………………………………………………...26

3.1. Стратегия «Инерция»……………………………………………26

3.2. Стратегия «Рантье»………………………………………………30

3.3. Стратегия «Мобилизация»………………………………………32

3.4. Стратегия «Модернизация»……………………………………..34

Заключение……………………………………………………………37

Список использованных источников и литературы………………..39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Конечно, ощущение справедливости в  России не обязательно станет преобладать  только тогда, когда самые богатые  будут раскулачены.

     Ощущение  социального неблагополучия, распространенное в стране, обостряется массовой безнадзорностью  детей, нищетой инвалидов, заброшенностью и полной беззащитностью стариков, особенно одиноких. В дореволюционной  России государство практически не занималось этими проблемами, оставляя их решение на усмотрение частных и местных благотворителей. Но за годы советской власти ситуация в данной области кардинально изменилась, и до сих пор в общественном мнении доминирует представление о том, что именно государства должно нести основную ответственность за судьбы социально уязвимых граждан. В 1990-е годы оно резко ослабило свои усилия в сфере социальной защиты и фактически оставило без поддержки миллионы беспомощных людей, что лишь обострило в обществе чувство свершающейся несправедливости. Это тем более относится к настоящему времени, когда в бюджетной системе наблюдается изобилие средств, успешно стерилизуемых государственными финансовыми институтами.

     Конечно, было бы ошибкой требовать срочной  раздачи денег всем бедным и социально незащищённым. Общество поймет и поддержит меры, направленные в первую очередь на социальную реабилитацию безнадзорных детей, инвалидов и одиноких стариков.

     Многое  уже было сказано о необходимости  ликвидации детских домов (за исключением тех, в которых находятся тяжело больные дети, требующие специализированного ухода). Но ещё важнее из-за масштабов проблемы (речь идет о миллионах детей) позаботиться о детях из социально неблагополучных семей. Здесь возможны и ужесточение законодательства о лишении родительских прав, и временное изъятие детей в благополучные семьи (подкрепленное соответствующим поощрением), и установление ежедневной опеки со стороны общественности и местных властей над семьями, где ребёнок чувствует себя неуютно и создана реальная угроза его здоровью и нормальному развитию. Подключение общественности к решению этих проблем способно положительно повлиять на настроения жителей на поселенческом и муниципальном уровнях.

     Интеграция  инвалидов общество может стать  классическим примером государственно частного партнерства. Государство определяет идеологию и механизмы действий, выделяет стартовые бюджетные деньги (например, на медицинскую реабилитацию и предоставление соответствующих технических средств), а бизнес, используя собственные ресурсы, обучает инвалидов и создает для них рабочие места. Это будет иметь и большую экономическую отдачу, так как, во-первых, в условиях дефицита рабочей силы инвалиды, как правило, оказываются востребованными именно как работники (в своей массе добросовестные и дисциплинированные)а, во-вторых, снижаются совокупные затраты общества на их содержание благодаря дополнительно производимому ими ВВП. Однако большинство инвалидов не могут работать по объективным причинам, поэтому требуется такая форма общественной солидарности, как обеспечение их жизни за счет налогоплательщиков. При этом нужны точные Эффективные механизмы распределения бюджетных средств и доведения их до адресатов, прежде всего в форме реабилитационных и поддерживающих натуральных услуг, и реорганизация системы денежных выплат инвалидам.

     Несмотря  на многочисленные новации в организации  семьи, в России по-прежнему доминируют традиционные семейные ценности. Но реализовать  их на практике удается далеко не каждому: мешают неуверенность в завтрашнем дне, низкая материальная обеспеченность молодежи, широкое распространение алкоголизма и наркомании.

     Эффективная семейная политика невозможна без создания благоприятных внешних условий, например достойной оплаты достойного труда, оздоровления всей атмосферы в обществе и долгосрочных усилий властей и элиты, направленных на рост образованного здорового населения. Уже сейчас можно предложить отдельные меры, которые, не подменяя настоящую семейную политику, способны поднять престиж института семьи. Так, целесообразно предоставлять дополнительные вычеты по подоходному налогу работника, если у него на иждивении находятся другие члены его семьи, или ощутимую скидку по оплате путевок на курорты и санатории, если отдыхать едут все члены семьи. Нужно поощрять (в частности, налоговыми каникулами) именно семейный малый бизнес, когда муж и жена (или совместно с другими членами семьи) открывают кафе, мини-гостиницу, магазинчик, мастерскую по оказанию бытовых услуг. Государство могло бы материально поддерживать семейные клубы, где люди встречаются и проводят свой досуг, в виде, например, бесплатного предоставления помещения, телефонов и т.п. (разумеется, занятие бизнесом на этой площади должно быть запрещено).12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Социальная  политика в России,  анализ стратегий возможного развития

3.1 Стратегия "Инерция" 

     Какое общество может возникнуть в России, если перечисленные выше базовые  ценности станут основой образа жизни  и материализуются в конкретных действиях?

     Прежде  всего будет достигнуто устойчивое равновесие между всеми частями, слоями, группами и элементами общества, что крайне важно для обеспечения долгосрочной социальной и политической стабильности в стране. Причем заработают механизмы общественного саморегулирования, а не ручного управления, осуществляемого узкой группой бюрократов.

Удастся сохранить разнообразие (этническое, культурное и пр.) укладов жизни, создав при этом возможности для  их взаимной диффузии и нормирования общей политической, управленческой и интеллектуальной элиты.13

     Основная  часть российского общества по уровню своего материального положения  станет концентрироваться вокруг найденной "золотой середины". К числу  бедных будут относится только безнадежные  маргиналы - не более 5 % населения. В  случае превышения этого уровня общество мобилизует дополнительные средства для нормализации положения.

Обладатели  огромного богатства начнут рассматривать  его не как признак собственного превосходства и победы над себе подобными, а как приобретенную  ответственность за то, чтобы эти деньги направлялись в том числе и на общественные цели (создание новых рабочих мест, благотворительность и пр.). Это вполне соответствует исконной русской (и не только русской) духовной традиции.

     Государство, как неотъемлемая часть общества, расстанется со многими из нынешних функций и прежде всего откажется от прямого вмешательства в экономику в качестве крупнейшего владельца или совладельца наиболее ценных активов. Функции надзора и контроля, как правило, будут переданы саморегулируемым организациям и профессиональным сообществам. Тем самым кардинально сократится база коррупции и неэффективного администрирования.

     Сопоставим  сформулированные выше основные черты  желаемого образа жизни с возможными стратегиями развития России.

     Эта стратегия складывается стихийно, базируясь на традиционном русском "авось", или "кривая вывезет". России повезло с ценами на нефть, так, может быть, везение продолжится дальше? пока же будем копить деньги в Стабилизационном фонде (или в новых фондах, создаваемых на его базе), распределяя лишь небольшую часть из них на цели решения только самых неотложных социальных проблем.

     Различия  в материальном положении россиян  будут углубляться. Официально учитываемая  заработная плата и сейчас различается  в десятки раз, но дифференциация усиливается из-за сопоставимых по объёму "серых" выплат. Однако в рыночной сфере такое положение во многом объективно обусловлено разделением на успешный (крупные госмонополии, экспортеры сырья и обслуживающие их отрасли) и неконкурентоспособный сектор (легкая промышленность, сельское хозяйство, значительная часть машиностроения и оборонки, малый бизнес). В то же время сохраняются административные и коррупционные препятствия для развития малого бизнеса, доля которого и в ВВП, и в занятости недопустимо мала и не соответствует требованиям современной высокоинтеллектуальной экономики. Наиболее острая ситуация в области заработной платы сложилась в бюджетной сфере (образование, здравоохранение, культура), а также в отношении самоуправления - пока не нашли оптимального соотношения между уровнем оплаты труда и его результатами.

     Развитие  по инерционному сценарию приведет к  маргинализации многих работников (в  неконкурентоспособных секторах и  бюджетной сфере), когда их значительная часть (не менее 20-25 млн. человек) потеряют реальные шансы на эффективную занятость и соответствующую оплату труда. Опасаясь социального взрыва, государство будет  вынуждено фактически дотировать мизерную зарплату в этих секторах, принимая на себя дополнительные финансовые обязательства, источником покрытия которых (через налогообложение) станет конкурентная сфера нашей экономики, что, в свою очередь, еще больше ее обременит, уменьшая возможности для дальнейшего развития.

     Массированное социальное обременение грозит конкурентному  сектору экономики и в связи с нынешними тенденциями и пенсионном страховании и обеспечении. Рост дефицита Пенсионного фонда во  все большей степени покрывается за счет федерального бюджета. Старение населения и необходимость поддерживать достигнутый уровень пенсий рано или поздно сделают неизбежным либо повышение ЕСН, либо "раскупорку" Стабилизационного фонда. Оба варианта прямо противоречат долгосрочным экономическим интересам страны.

     Финансовое  положение Пенсионного фонда  не позволяет в обозримой перспективе  существенно повысить пенсии. Максимум, на который можно рассчитывать, - сохранение  нынешнего коэффициента замещения(25%), а также современного реального содержания пенсий. Это означает, что отдельно проживающие пенсионеры, как правило, будут в массе своей по-прежнему относится к малообеспеченным слоям.

К этим же слоям будет относиться и значительная часть семей с несовершеннолетними  детьми. Несмотря на постоянно повышающееся размеры единовременного пособия  при рождении ребенка и пособия  по уходу за ним до достижения возраста 1,5 лет, основным каналом поддержки семей с детьми остается ежемесячное пособие, выплачиваемое малообеспеченным семьям до достижения ребенком возраста 16 лет (а при продолжении очного обучения - 18 лет). Оно передано в ведение регионов, и его размер колеблется, как правило, от70 до 200 руб., что явно недостаточно. Ситуацию усугубляет и выплата ежемесячного пособия в денежной форме, не позволяющая региональным властям оказывать помощь "в натуре", что зачастую более предпочтительно в отношении детей из неблагополучных семей.

     Как показывают обследования, "монетизация  льгот" практически не повлияла на снижение уровня бедности в России из-за сохранения категориального подхода  к социальной помощи, никак не связанно с уровнем дохода семьи льготника. Если и в дальнейшем в этой сфере не произойдет принципиальных изменений, то  увеличение размера ежемесячных денежных выплат, введенных для "федеральных" в части "региональных" бюджетников, в лучшем случае не будет превышать показатель инфляции.

Сложившиеся тенденции не способствуют снижению в перспективе социального неравенства как в плане доступа к социальным услугам, так и с точки зрения денежных доходов. Структура российского общества останется неизменной:

-1-2% населения  - богатые

- 15-20% - средние классы(доходы позволяют делать сбережения, широко пользоваться кредитными механизмами, обладать собственной квартирой, автомобилем и дачей, образ жизни предполагает заботу о собственном здоровье, вложение денег в свое образование детей, участие в программах дополнительного медицинского и пенсионного страхования, отдых за пределами места жительства, активное участие в местном самоуправлении и т.п.);

-60-65- промежуточный  слой между средними классами  и бедностью(жизнь от зарплаты  до зарплаты, стесненность в расходах  на высококачественные продукты питания и товары длительного пользования, практически случайный доступ к качественным услугам образования и здравоохранения, высокая вероятность потери доходов и соответственно сползания в бедность);

-15-20%- бедность (борьба за выживание, невозможность доступа к качественным социальным услугам);

-5-7% - социальное "дно" (беспросветная нищета, окончательная люмпенизация).

     Такая социальная структура не гарантирует  общественной стабильности, не может  обеспечить и перелом к лучшему  с точки зрения поддержания доверия в треугольнике "общества - государство - бизнес".14 

3.2 Стратегия "Рантье" 

     В рамках данной стратегии социальная политика предполагает существенное усиление перераспределительных функций  государства без проведения модернизационных реформ. В результате такой политики (если она будет проводиться достаточно профессионально) возможно некоторое сокращение имущественных различий за счет форсированного повышения доходов (в том числе рыночном секторе - через давление на бизнес) наименее обеспеченных слоев населения.

     Продолжится наращивание финансирования через  национальные проекты. При этом объёмы выделенных средств могут возрасти в несколько раз, что позволит осуществлять дальнейшее обновление материально-технической  базы образования, здравоохранения и, возможно, культуры (в качестве нового национального проекта), а также повышение заработной платы бюджетников.

Информация о работе Социальная политика государства в условиях рыночных отношений