Социально-экономическая сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Работа содержит 1 файл

Социально.doc

— 448.50 Кб (Скачать)
 

    52. Формы и методы  финансового контроля

 

    Классификация финансового контроля может быть осуществлена по различным основаниям. В зависимости от времени его  проведения выделяется предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

 

    Предварительный финансовый контроль проводится до принятия управленческих решений и совершения операций по образованию, распределению  и использованию денежных фондов. Он носит профилактический, упреждающий характер.

 

    Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и  использования денежных средств  для административно-хозяйственных  расходов, капитального строительства и т.д.).

 

    Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной части бюджета; использования  предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.).

 

    Помимо  указанного существуют иные основания  классификации видов финансового  контроля.

 

    По  субъектам проведения контроль подразделяется на:

 

    - государственный  (муниципальный), который, в свою  очередь, подразделяется на вневедомственный и ведомственный (внутриведомственный);

 

    - аудиторский  (независимый);

 

    - внутрихозяйственный;

 

    - общественный.

 

    Государственный контроль осуществляется органами представительной власти и органами исполнительной власти общей компетенции.

 

    Вневедомственный  контроль осуществляется органами исполнительной власти межотраслевой компетенции, в частности, – финансово-кредитными органами, например, Департаментом  государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ в отношении различных предприятий и организаций, не состоящими с ними в отношении субординации, в виде ревизий производственно-хозяйственной деятельности.

 

    Ведомственный (внутриведомственный) контроль проводится органами исполнительной власти отраслевой компетенции: министерствами, комитетами, департаментами и другими вышестоящими органами за деятельностью подведомственных им предприятий (объединений), организаций и учреждений. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок.

 

    Аудит также представляет форму вневедомственного контроля, но сущность его проявляется в том, что он является независимым контролем. Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью предприятий и индивидуальных предпринимателей аудиторскими фирмами и частными аудиторами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

 

    Внутрихозяйственный (внутренний) контроль за деятельностью  филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных  формирований проводится на предприятиях их руководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами).

 

    Общественный  контроль основан на положениях ст. ст. 24, 32 Конституции РФ и может  осуществляться как отдельными гражданами и трудовыми коллективами, так  и общественными объединениями.

 

    В зависимости от источников получения  информации контроль подразделяется на документальный и фактический. Деление  контроля на документальный и фактический  носит в известной мере условный характер, поскольку в основе этого  разграничения лежат различные источники данных.

 

    Так, источниками информации для документального  контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая  отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация. Документальный контроль предусматривает использование указанных (в первую очередь – первичных) документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности.

 

    Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре, он не может быть всеобъемлющим ввиду  непрерывности хозяйственных операций. При этом количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливается путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания и других способов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные работы и услуги.

 

    Финансовый  контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы  его осуществления. Применение конкретного  метода зависит от ряда факторов: правового  положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Используются   различные   методы   финансового   контроля.

 

    Основной  формой финансового контроля является ревизия, представляющая собой наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений в целях проверки ее законности, правильности, целесообразности. Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

 

    По  объекту проверки различают ревизии документальные, фактические.

 

    По  организационному  признаку  они  могут  быть  плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением информации, требующей проверки), а также комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами). Разновидностью комплексных ревизий являются сквозные проверки, одновременно охватывающие контролем финансово-хозяйственную деятельность вышестоящего органа государственного управления и части подведомственных ему предприятий и организаций. В этом случае возможно оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности как отдельного предприятия, так и отрасли в целом, что позволяет полнее вскрыть наличие внутрихозяйственных резервов, повышение производительности труда и экономики финансовых ресурсов.

 

    По  степени охвата данных в процессе проверки ревизии могут быть: сплошными (контролируются все документы и  материальные ценности); выборочными (контролируется не весь объект, а его выборка).

 

    В зависимости от полноты охвата подконтрольного  объекта, ревизии бывают полными (предполагают проверку всей документации за весь ревизуемый период) и частными (затрагивают  всю документации, но ограничиваются более короткими промежутками времени (например, квартальные ревизии).

 

    Тематические  ревизии имеют место тогда, когда  проверяются отдельные участки  работы предприятия или организации, например, правильность расхода фонда  заработной платы, финансирование капитального ремонта и т. п.

 

 

  1. Социально-экономическая сущность финансов. [1]
  2. Финансы и деньги. [2]
  3. Финансы и кредит. [2]
  4. Финансы и цена. [3]
  5. Функции финансов и финансовый механизм. [3]
  6. Финансовые ресурсы. [3]
  7. Финансовая политика. [6]
  8. Финансовая система и ее структура. [7]
  9. Функции финансовой системы. [8]
  10. Финансовый рынок и его структура. [10]
  11. Ставки финансового рынка и основные факторы влияющие на их уровень. [11]
  12. Номинальные и реальные ставки доходности. [13]
  13. Суть стратегии индексирования. [13]
  14. Финансовые посредники. [14]
  15. Особенности функционирования рынка ценных бумаг. [15]
  16. Виды ценных бумаг. [16]
  17. Специфика оборота производных ценных бумаг. [19]
  18. Финансовая отчетность и ее функции. [20]
  19. Различия между балансовой и рыночной стоимостью. [22]
  20. Финансовые коэффициенты. [22]
  21. Ливеридж. [25]
  22. Сущность финансового планирования. [26]
  23. Потребность во внешнем финансировании растущего бизнеса. [26]
  24. Оборотный капитал и продолжительность цикла оборота денежных средств. [27]
  25. Понятие ликвидности. [29]
  26. Простые и сложные проценты. [30]
  27. Будущая и приведенная стоимости. [31]
  28. Правила инвестирования на основе дисконтирования. [31]
  29. Анализ множественных денежных потоков. [32]
  30. Аннуитеты и особенности исчисления будущей и приведенной стоимости. [32]
  31. Специфика бессрочного аннуитета. [33]
  32. Влияние валютного курса, инфляции и налогов на стоимость денег во времени. [34]
  33. Сущность закона единой цены. [35]
  34. Арбитраж и его виды. [36]
  35. Принципы оценки стоимости активов. [37]
  36. Информация на рынке ценных бумаг. [38]
  37. Гипотеза эффективного рынка. [38]
  38. Понятие риска и его виды. [39]
  39. Этапы управления риском. [40]
  40. Схемы переноса риска. [40]
  41. Институты управления риском. []
  42. Портфельная теория, как метод нахождения баланса между риском и доходностью. [41]
  43. Инвестиционные проекты и их виды. [41]
  44. Анализ денежных потоков инвестиционного проекта. [42]
  45. Анализ стоимости капитала. [42]
  46. Суть анализа чувствительности инвестиционных проектов на действие переменных 
           факторов и точка безубыточности. [43]
  47. Сравнение различных инвестиционных проектов. [44]
  48. Принципы формирования инвестиционного портфеля. [44]
  49. Определение баланса между риском и доходностью при наличии одного рискованного 
           актива. []
  50. Определение эффективного портфеля при наличии нескольких рискованных активов. [45]
  51. Сущность финансового контроля и его виды. [45]
  52. Формы и методы финансового контроля. [48]

Информация о работе Социально-экономическая сущность финансов