Состав и структура расходов бюджетов субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением органами государственной власти своих задач и функций. Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым бюджетные средства поступают по своему назначению. Это - именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности.

Содержание

Введение 3
1 Экономическая сущность, значение бюджетов субъектов
Российской Федерации для развития региональной экономики 5
2 Состав и структура расходов бюджетов субъектов
Российской Федерации и проблемы его сбалансированности 9
3 Влияние расходов бюджетов субъектов Российской
Федерации на эффективную социальную политику.
3.1 Расходы бюджетов субъектов РФ на социальную защиту
населения 1
3.2 Расходы бюджетов субъектов РФ на образование 1
3.3 Расходы бюджетов субъектов РФ на здравоохранение 18
Заключение 22
Список используемых источников 24 Приложения 25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ФИНАНСАМ.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     Роль  региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает при наделении органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления соответствующими полномочиями по формированию и исполнению их бюджетов. [8, c 95] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Состав и структура расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и проблемы его сбалансированности 

     Функционирование  бюджета происходит посредством  особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, национального дохода, концентрируемого в руках государства. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение: доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общественных потребностей. Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению. Поступление средств из бюджетов благодаря их расходам – именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуется цели всей бюджетной деятельности.(см. Приложение А )

     Формирование  расходов бюджетов субъектов РФ базируется на:

  • единых методологических основах;
  • нормативах минимальной бюджетной обеспеченности;
  • финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых правительством субъекта РФ.
 

     Органы  государственной власти субъектов  РФ с учетом имеющихся финансовых возможностей могут самостоятельно увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных муниципальных услуг.[12, c 50]

     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

     Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается капитал, находящийся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

     Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В бюджете текущих расходов может быть предусмотрено выделение защищенных статей бюджета, расходы по которым производятся независимо от снижения объема поступления доходов бюджета. Несмотря на то что в Бюджетном кодексе РФ не предусмотрено их выделение, законы о бюджете субъектов РФ по – прежнему включают защищенные статьи бюджета. Обязательные расходы территорий - это те денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством направлениям. Как правило, это такие расходы, сокращение финансирования которых ведет к исключительно неблагоприятным последствиям. К таким расходам относятся выделение средств для социального обслуживания граждан в целях гарантированного обеспечения населению стандартного набора общественно значимых услуг (жилище, здравоохранение, транспорт и т.д.), а также расходы, осуществляемые по федеральным программам. [4]

   Также в региональных бюджетах наряду с  обязательными расходами выделяются и дискреционные расходы - это денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями территориальной бюджетной политики, то есть по своему усмотрению. Сюда относятся расходы большинства территориальных ведомств.

   Исполнение  всех этих расходов должно быть построено  с учетом местных требований, демографических, географических, социально - экономических и других особенностей территории.

     Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ определяется Правительством РФ. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы расходов производится по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ, и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта РФ.

     Рассмотрим состав и структуру расходов бюджета Республики Коми  за период 2007- 2008 годы (см. Приложение Б). Анализируя данные из таблицы видно, что в 2007-2008 гг совокупные расходы бюджетов регионов увеличились на 10540 тыс.руб. На региональные бюджеты ложится основной объем финансирования социально-культурных мероприятий – более 60% расходов консолидированного бюджета. Также можно сказать и про республиканский бюджет, совокупный расход бюджета увеличился на 9585 тыс.руб.

    Как следует из таблицы, расходы бюджета включают следующие основные группы затрат:

     государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;

     финансирование:

  • социально-культурных мероприятий,
  • национальная безопасность,
  • правоохранительной деятельности,
  • национальная экономика,
  • погашение и обслуживание муниципального долга;
  • финансовая поддержка.

     Данное  деление бюджетных расходов, характеризуя отраслевые пропорции распределения бюджетных средств, позволяет осуществлять перераспределение ресурсов в целях структурного преобразования общественного производства.

  1. К расходам Республики Коми относят затраты на содержание соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления — представительной (законодательной) и исполнительной. Данные расходы, являясь материально-финансовой базой деятельности государственных органов, позволяют им осуществлять руководство экономикой.
  2. Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства охватывают средства, необходимые для содержания органов прокуратуры, внутренних дел и внутренних войск, уголовно-процессуальной системы, таможенных органов, органов налоговой полиции, пограничной службы и государственной безопасности.

    3.     В расходы на народное хозяйство главное место занимают отчисления в отрасли сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения  и некоторые другие отрасли.

  4. Значительные бюджетные средства  ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Это затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Они позволяют развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования.

     В практическом использовании бюджетных  отношений существуют три возможные  состояния бюджетного фонда - дефицитный, профицитный и сбалансированный. Они отражают различное соотношений доходной и расходной частей бюджета.

     Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета.

     Профицит  — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами.

     Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

     Бюджетный дефицит отражает определенные изменения  в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. (см.Приложение В)

     Покрытие  дефицита бюджета может осуществляться путем займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, увеличивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на денежном рынке ведет к сокращению инвестиций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Влияние расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на эффективную социальную политику 

3.1Расходы  бюджетов субъектов РФ на социальную защиту населения 

     Бюджетная политика – самый точный измеритель приоритетов и возможностей регионов. За 2002-2005 гг. она стала более социально-ориентированной: доля социальных расходов, включая ЖКХ, выросла в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 60% до 68%, а без ЖКХ – с 44% до 52%. Но не стоит забывать о централизации налоговых доходов. В федеральный бюджет уходит в среднем 60% налогов, собираемых на территориях, и затем значительная часть средств перераспределяется в виде целевых субсидий и субвенций.

     Значительное  влияние на региональную бюджетную  политику оказывают реформы, проводимые федеральным центром. Так, возросшие  социальные обязательства регионов после вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ вынудили их изыскивать дополнительные средства на социальные цели, снижая долю инвестиционных расходов и финансирование других отраслей из бюджета. В результате рост доли социальных расходов обусловлен и федеральной политикой, и нехваткой средств на другие цели в бюджетах большинства субъектов Российской Федерации.[1]

     Рост  доли расходов на социальную политику наиболее тесно связан с проводимыми  реформами представленную в таблице 1. В 2001 г. выплаты детских пособий и часть расходов по поддержке инвалидов были переданы на федеральный уровень и стали более стабильно поступать регионам в виде субвенций, поэтому доля расходов на социальную политику росла. В 2005 г. была проведена монетизация льгот, что потребовало дальнейшего роста расходов. Таблица не вполне отражает возросшую нагрузку на бюджеты разных регионов, потому что это средний показатель по всем субъектам Российской Федерации. Практически не монетизировали льготы регионы с самыми большими бюджетами (суммарная доля Москвы и Ханты-Мансийского АО составляет почти 22% от объёма консолидированных бюджетов всех субъектов Российской Федерации). Есть и другие причины, связанные с ходом монетизации льгот в регионах . В результате рост доли расходов на социальную политику за 2004-2005 гг. был относительно небольшим - с 10,6% до 11,4%. Однако расходы на социальную политику не дают полной картины, т.к. часть расходов на монетизацию льгот покрывалась из других источников, в том числе областных целевых программ и внебюджетных средств. 

     Таблица 1 - Доля расходов на социальные цели во всех расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, %  

Год

  

Образование и  спорт Здравоохранение Социальная  политика Культура и  СМИ ЖКХ
2002 19,8 13,7 8,4 2,5 15,2
2003 19,0 13,0 9,1 2,3 12,9
2004         19,8 13,5 10,6 2,4 12,2
2005 21,3 15,8 11,4 3,6 15,6
2006 22,1 16,4 11,7 3,6 15,8
 

Источник: рассчитано по данным Министерства финансов и Федерального казначейства 
 

     В целом социальная политика, реализуемая  регионами через бюджетные механизмы, остаётся противоречивой:

· большинство  регионов стремилось минимизировать последствия  Федерального закона № 122-ФЗ и смягчить негативный эффект монетизации льгот  для собственных бюджетов;

· не сокращаются  региональные различия в душевом  финансировании социальной сферы;

· снизилась прозрачность федерального финансирования, Минфин России продолжает перечислять средства на расходы, закрепленные за регионами, т.к. объём их полномочий не совпадает с бюджетными ресурсами;

· сохраняются  законодательные барьеры, препятствующие концентрации всех видов адресных социальных выплат населению в органах социальной защиты. [3] 

Информация о работе Состав и структура расходов бюджетов субъектов РФ