Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:42, курсовая работа
Совершенствование финансирования образовательных учреждений в условиях модернизации системы образования России.
1. Проблемы внедрения бюджетирования ориентированного на результат в учреждениях образования.
2. Перспективы внедрения рыночных форм привлечения инвестиций в образование.
3. Переход к «автономным учреждениям».
Совершенствование финансирования образовательных учреждений в условиях модернизации системы образования России
На современном этапе именно в сфере образования находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средней и долгосрочной перспективе. Важнейшей из проблем в отрасли образования является ее финансирование и необходимость перевода из режима бюджетного содержания, что влечет за собой изменения финансового механизма образовательных учреждений.
Основные
положения совершенствования
Одним из подходов, обеспечивающих
изменение финансового
Успех практического применения концепции бюджетирования ориентированного на результат непосредственно зависит от качества оценки эффективности использования бюджетных средств. При этом анализируются:
Например
экономическая эффективность
К достоинствам программно-целевого бюджетирования можно отнести:
Таблица 3.1
Показатели
результативности и экономической
эффективности программ, используемые
при программно-целевом
Показатель | Определение | Пример |
Показатели затрат | Количественная оценка требуемых ресурсов | Количество
необходимых для реализации программы
ресурсов:
- единиц оборудования; - единиц учебно-наглядных пособий; - персонала (чел./час). |
Показатели выпуска | Объем предоставленных услуг (выполненных работ) | Объемные показатели
выполненной работы:
- количество выполненных услуг; - число обслуженных потребителей. |
Показатели результативности (социальной эффективности) | Степень достижения общественно значимых целей, связанных с предоставлением услуги (осуществлением расходов) | Количественные
показатели достижения целей:
- повышение уровня образованности (в %); - повышение степени удовлетворенности услугами образовательных учреждений (в %); - снижение неграмотности населения (в %). |
Показатели экономической эффективности | Издержки на единицу выпуска | Стоимость затрат
на единицу выпуска:
- на 1 воспитанника в детском саду; - на 1 ученика в школе; - на 1 студента
профессионального - на 1 слушателя курсов повышения квалификации. |
3) выбор решений производится с учетом не только сиюминутных, но и более отдаленных последствий принимаемых решений, позволяет сравнивать разные способы достижения поставленных целей, производить выбор оптимальных решений с учетом возможности реализации разных сценариев развития. Тем самым, использование этого метода повышает обоснованность принимаемых решений и позволяет лучше контролировать их выполнение.
4)
Имея полное и четкое описание
поставленных задач,
5)
Предоставление государством
6)
Переход на программно-целевое
бюджетирование позволяет
7)
Усиливается ответственность
8)
Повышается обоснованность
9)
Появляется возможность
В России инструменты бюджетирования ориентированного на результат начали вводиться после утверждения Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах от 22 мая 2004 года №249. В ходе реализации Концепции в бюджетный процесс был внедрен целый ряд инструментов, имеющих непосредственное отношение к бюджетному планированию на уровне федеральных органов власти: доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, бюджетные целевые программы, реестры расходных обязательств, обоснования бюджетных ассигнований.
Доклады о результатах и основных направлениях деятельности систематизируют цели, задачи и результаты деятельности федеральных органов исполнительной власти и привязывают отчетные и планируемые расходы государственного бюджета к конечным измеримым результатам.
Бюджетные целевые программы представляют в программной форме комплекс мероприятий, направленных на решение конкретной задачи федерального ведомства в соответствующей сфере.
Реестр
расходных обязательств систематизирует
нормативные правовые акты, договоры
и соглашения, предусматривающие
возникновение расходных
Обоснования бюджетных ассигнований – это документ, в котором представлены характеристики основных факторов изменений и результатов использования бюджетных ассигнований.
Введение этих инструментов в систему органов управления образованием способствовало установлению взаимосвязи между бюджетным финансированием и результатами деятельности.
Важным шагом на пути к увязыванию в перспективе бюджетного финансирования таких учреждений с результатами их деятельности является введение с 2009 года государственного задания. Государственное задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг4. В сфере образования государственные задания привязаны к образовательным услугам. Финансирование на основе государственного задания означает внедрение элементов бюджетирования, ориентированного на результаты.
Следовательно, в рамках концепции бюджетирования ориентированного на результат, традиционная сметная система финансирования учреждений бюджетной сферы, согласно которой государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов (смет), не может быть признана оптимальной по ряду причин:
Таким образом, преимуществами нормативного финансирования перед сметным планированием расходов определяются и основные цели внедрения нормативов бюджетного финансирования (рис.3.1).
Рис.
3.1 Цели внедрения нормативов бюджетного
финансирования6
Нормативное финансирование - основной механизм, позволяющий уйти от затратности бюджетных расходов в образовании. Нормативный метод финансирования образования оценивается как более эффективный по сравнению со сметным финансированием, основным недостатком которого считается неэффективное, неэкономное расходование бюджетных средств (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Сравнительная характеристика методов планирования и финансирования расходов бюджета на образование7
Методы бюджетного планирования и финансирования | ||
Сметное постатейное планирование и финансирование | Нормативное планирование и финансирование | |
1 | 2 | 3 |
Характеристика состава бюджетного обязательства | Финансирование из бюджета деятельности образовательного учреждения | Оплата из бюджета образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением |
Определение количественных параметров приема и обучения учащихся за счет бюджетных средств | Установленные главным распорядителем бюджетных средств контрольные цифры приема в разрезе программ и направлений подготовки | Установление главным распорядителем бюджетных средств государственного задания по предоставлению услуг образовательным учреждением |
Продолжение таблицы 3.2
1 | 2 | 3 |
Расчет объема средств, предоставляемых образовательному учреждению из бюджета | Объем ассигнований определяется исходя из производственных показателей деятельности образовательного учреждения: контингента обучающихся, численности ППС, размера занимаемых площадей и т.д. | Объем бюджетных средств определяется путем умножения количества обучающихся на значение норматива подушевого финансирования |
Распределение бюджетных средств | Осуществляется образовательным учреждением в соответствии с доведенными главным распорядителем бюджетных средств лимитами бюджетных обязательств | Осуществляется образовательным учреждением самостоятельно |