Совершенствование финансирования образовательных учреждений в условиях модернизации системы образования России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Совершенствование финансирования образовательных учреждений в условиях модернизации системы образования России.
1. Проблемы внедрения бюджетирования ориентированного на результат в учреждениях образования.
2. Перспективы внедрения рыночных форм привлечения инвестиций в образование.
3. Переход к «автономным учреждениям».

Работа содержит 1 файл

Чубаровой Д..doc

— 219.00 Кб (Скачать)

       В соответствии с указанными  новыми нормами, регулирующими  правовой статус учреждений, внесены  многочисленные изменения и дополнения  в законодательные акты, регулирующие  деятельность банковской и бюджетной систем, сферы государственных и муниципальных заказов, защиты конкуренции с целью повышения качества государственных (муниципальных) услуг. 
 

    В целом, можно отметить, что автономное учреждение не выводится из «государственного сектора» - за ним закрепляется государственное или муниципальное имущество, ему гарантируется финансирование из государственного или муниципального бюджета, да и согласно ст. 120 Гражданского кодекса автономное учреждение является не чем иным, как одним из типов государственного пли муниципального учреждения.

    В какой-то степени механизм автономных учреждений, конечно же, создает такие условия за счет того, что учреждение может самостоятельно определять номенклатуру и тарифы платных услуг, тем самым выводя эти услуги из тени. Однако «соучастие» населения в оплате услуг может быть вызвано причинами, на которые тип учреждения не оказывает никакого влияния. В частности, такой причиной может быть банальное недофинансирование задания со стороны учредителя, что будет заставлять учреждение неофициально «добирать» деньги с клиентов, несмотря на наличие у последних права бесплатного получения услуг. Следует отметить, что в принципе с проблемой бюджетного недофинансирования могут сталкиваться как автономные, так и бюджетные учреждения.

    Эффект  от партнерства государства с  негосударственным сектором многогранен. В частности, государственно-частные партнерства в разных странах помогли справиться с проблемой плохой успеваемости за счет ориентированности на результат и жесткой подотчетности. Более того, частные школы создали реальную конкуренцию государственному сектору образования и заставили зачастую неэффективные государственные учебные заведения вносить инновации в процесс обучения. Кроме того, государственно-частные партнерства в образовании сыграли немалую роль в расширении доступа к образованию. Многие ваучерные программы в различных странах значительно увеличили представленность этнических меньшинств и других социально незащищенных групп в системе образования. Помимо прочего, программы сотрудничества государства с негосударственным сектором привнесли разнообразие в системы образования многих стран32.

    В России задача внедрения честно-государственного партнерства в социальную сферу является одной из ключевых и рассматривается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации как необходимая мера для повышения доступности и качества услуг на основе повышения эффективности управления ресурсами системы образования. Достижение этой цели возможно на основе комплексного внедрения инновационных организационно-экономических механизмов управления деятельностью образовательных учреждений, как это определено в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, национальном проекте «Образование», региональных комплексных проектах модернизации образования в субъектах Российской Федерации, Программе антикризисных мер Правительства России на 2009 год. Министерство образования и науки России и Федеральное агентство образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования реализует проект «Разработка и апробация методического обеспечения внедрения системы частно-государственного партнерства в образовании, включая предложения по нормативному обеспечению ее внедрения»33.

    Механизмы государственно-частного партнерства реализуются в форме программ и проектов безвозмездного целевого финансирования бизнесом различных направлений деятельности образовательного учреждения, капитальных и текущих затрат, обеспечения льготных условий по различным видам услуг для преподавателей и студентов.

    Характеристика  механизмов государственно-частного партнерства в области экономической поддержки образовательных учреждений с точки зрения возможности их реализации для различных участников сферы профессионального образования представлена в таблице 3.4

    Таблица 3.3

    Характеристика механизмов государственно-частного партнерства в области экономической поддержки образовательных учреждений34

Механизм ГЧП Юридическое оформление Возможность создания для различных участников сферы образования
ОУ в форме БУ ОУ в форме АУ Учредитель ОУ
1. Передача имущества, поддержка и модернизация образовательной инфраструктуры в рамках согласованных с компанией проектов Договор дарения или договор безвозмездного пользования имуществом + + +
2. Негосударственное пенсионное обеспечение Договор пенсионного обеспечения + + -
3. Степендиальная и грантовая поддержка преподавателей и студентов Договор о целевом финансировании научно-технических исследований, договор о предоставлении степендии + + -
4. Создание целевого капитала (эндаумент-фонда) Договор пожертвования/завещания жертвователя

Устав специализированной организации

+ + -
5. Образовательное кредитование Договор оказания платных образовательных услуг, кредитный договор + + -
6. Создание форм общественного взаимодействия Соглашение о сотрудничестве. + + +

  1. Передача имущества, поддержка и модернизация образовательной инфраструктуры в рамках согласованных с компанией проектов. Основной целью является поддержка и модернизация имущества образовательного учреждения, используемого по направлениям уставной деятельности учреждения (научной и образовательной), за счет средств частного сектора путем инвестирования на безвозмездной основе с целью извлечения внеэкономических выгод (рис. 3.6).

Рис. 3.6. Механизм государственно-частного партнерства  передачи оборудования и поддержки, модернизации инфраструктуры35 

    Разновидностью  данных партнерских отношений является совместное финансирование образовательного учреждения государством и бизнесом. В этом случае модель взаимоотношений изменяется, что отражается на  рисунке 3.7. 

Рис. 3.7 Механизм государственно-частного партнерства совместного финансирования36 

    Данный  механизм недостаточно распространен  в российской практике.  Он направлен  на расширение взаимодействия бизнеса  и учреждений профессионального  образования на взаимовыгодной и  прозрачной основе. Механизм будет  способствовать более тесному сотрудничеству учреждений профессионального образования с организациями частного сектора, повышать стимулы к осуществлению социально-ответственных инвестиций.

    Применение  механизма автономных учреждений действительно может создать такие стимулы для руководства и соnрудников учреждения. Во-первых, это может достигаться благодаря установлению для учреждения задания, содержащего конкретные требования по оказанию услуг, - тем самым устанавливается определенная планка по эффективности использования ресурсов. Во-вторых, у самих руководителей и сотрудников автономного учреждения, помимо моральных стимулов к эффективному использованию ресурсов, появляются и экономические стимулы - ведь теперь выигрышами от повышения эффективности они могут воспользоваться, не получая согласований и разрешений от учредителя

    Различные официально сформулированные задачи преобразования бюджетных учреждений в автономные можно свести к двум - рационализации управления учреждением и повышению объема внебюджетного финансирования его деятельности. При этом достижение первой задачи обеспечивается самим изменением типа учреждения и правил его функционирования, а достижение второй зависит от специфики услуг учреждения, его существующих кадровых и материально-технических ресурсов, внешней конъюнктуры и активности руководства учреждения. Иными словами, в худшем случае жизнь учреждения, ставшего автономным, станет проще, а в лучшем - она станет еще и богаче.

    Таким образом, выгода для учреждения очевидна, но вот для потребителя услуг само по себе изменение типа учреждения не дает заметных выгод. Можно лишь предположить, что рационализация управления автономным учреждением будет способствовать тому, что его руководство больше внимания сможет уделять содержательным вопросам оказания услуг, а не таким вопросам, как согласование переброски средств между статьями сметы и т.д.

    Также можно предположить, что вероятное  повышение внебюджетных доходов автономного учреждения и использование этих доходов для укрепления кадровой и материально-технической базы учреждения могут в целом повлиять на улучшение потребительских свойств услуг - как тех, которые учреждение оказывает по заданию учредителя, так и тех, которые оказываются на платной основе по инициативе самого учреждения37.

    В целом, переход учреждения из бюджетного в автономное можно оценить как рыночное преобразование.


Информация о работе Совершенствование финансирования образовательных учреждений в условиях модернизации системы образования России