Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:42, курсовая работа
Совершенствование финансирования образовательных учреждений в условиях модернизации системы образования России.
1. Проблемы внедрения бюджетирования ориентированного на результат в учреждениях образования.
2. Перспективы внедрения рыночных форм привлечения инвестиций в образование.
3. Переход к «автономным учреждениям».
В качестве компенсации части государственных расходов на образование каждый выпускник, ставший работником, и его работодатель может вносить в соответствующей пропорции «возвратную плату» в бюджет. При этом указанные расходы могут быть распределены на период от 10 до 15 лет. Возвратная оплата образовательных услуг выпускниками вузов может осуществляться в виде целевого налога на доходы физического лица. Участие работодателя в оплате указанных услуг может производиться в форме отчислений в Централизованный фонд студенческого кредитования. При этом ставка целевого налога на доходы физического лица, как и ставка отчислений в централизованный фонд студенческого кредитования, дифференцируются по группам ВУЗов и уровню доходов их выпускников, исходя из следующей общей закономерности: чем ниже уровень образовательных услуг и выше доход выпускника ВУЗа, тем меньше должна быть суммарная ставка налогов и отчислений.
Банковский кредит предполагает участие кредитного учреждения, через который студентам выдаются образовательные кредиты. В настоящее время предоставление кредита на образование регулируется общегражданским законодательством, которое рассчитано на кредитные отношения вне зависимости от цели, на которую должны расходоваться полученные взаймы денежные средства. Поэтому образовательный кредит в большей части регулируется каждым банком самостоятельно.
Таким образом, внедрение образовательного кредитования при условии государственной поддержки поможет оптимизировать бюджетные средства, направляемые на финансирование профессионального образования, повысить их эффективность за счет концентрации на приоритетных направлениях развития и модернизации, перейти на гибкие условия софинансирования профессионального образования, что позволит иметь в будущем позитивные результаты16.
Однако практическое решение вопросов, влияющих на развитие финансово-экономического функционирования высшей школы возможно при соблюдении определенных условий:
-
совершенствование нормативно-
-
сохранение и развитие системы
налогообложения,
- обеспечение целевого использования средств;
-
установление с учетом
На основе финансирования образования путем государственного именного финансового обязательства или образовательного кредита в регионе формируется конкурентная среда, а также происходит перераспределение финансовых средств на основе рыночной конкуренции, которая является не только ценовой, но и конкуренцией качества. При этом бюджетные средства государства не переходят семьям, хотя и связываются с их выбором, а значит, расходуются более эффективно и имеют адресную направленность. Выделенные денежные средства в результате направляются на образование студента и не могут быть потрачены на иные цели. Данный механизм представлен на рисунке 3.3.
Рис.
3.3 Новые формы бюджетного инвестирования
в образование18
На основе государственного именного финансового обязательства и образовательного кредита в регионе формируется потребительский платежеспособный спрос на образовательные услуги. Население имеет реальную возможность получить высшее профессиональное образование.
Данные программы позволяют более эффективно привлекать инвестиции в образование, давая при этом социальный и экономический эффект, что неотразимо скажется на развитии самого региона, а значит, и благосостоянии его граждан.
Другим,
не менее интересным и дающим надежды,
механизмом привлечения социальных инвестиций
в образование является организационно-экономический
механизм. Его суть заключается в том,
что региональные власти могут создавать
в регионе путем привлечения инвестиций
в образование экономическую эффективность,
предоставляя одновременно с этим социальные
гарантии. Функционирование механизма
представлено на рисунке 3.4.
Рис.
3.4 Функционирование механизма привлечения
социальных инвестиций в образование19
Государство инвестирует в бюджетные образовательные учреждения средства. Другая часть инвестиций идет из личных сбережений семей и от предприятий. Прямое инвестирование государства создает социальные гарантии населению в праве на образование.
Помимо социальных гарантий региональные власти могут образовывать прямую эффективность от своего инвестирования. В частности, субъекты РФ могут инвестировать и в негосударственные образовательные учреждения взамен на подготовку высококвалифицированных работников по необходимым региону специальностям. Эффективность данного инвестирования состоит в том, что в регионе будут работать сотрудники нужных специальностей и квалификации, а образовательные учреждения получают при этом дополнительные инвестиции в свое развитие. Кроме этого, государственная поддержка образовательных учреждений создает благоприятные условия для функционирования учреждений, а также вызывает рост спроса на образовательные услуги данного учреждения, при этом повышая конкурентоспособность учреждений в данном регионе.
Повышение результативности социального инвестирования может быть достигнуто путем объединения рассмотренных механизмов (рис.3.5).
Рис.
3.5 Модель эффективности социального инвестирования
в образование20
Региональные власти инвестируют в образование путем прямого финансирования образовательных учреждений или путем внедрения государственного именного финансового обязательства, предоставления образовательных кредитов населению. Эффективность государственного инвестирования в образование состоит в повышении валового регионального продукта, поскольку высококвалифицированные сотрудники способны производить и реализовывать более качественную продукцию на предприятиях, а также оказывать более эффективные услуги населению.
Такие субъекты социального инвестирования, как население и предприятия, тесно взаимосвязаны между собой. Так, население, инвестируя в образование, повышает свой образовательный и профессиональный уровень, после чего оно вправе рассчитывать на увеличение своих доходов. Предприятие же является основным источником получения данных доходов. В результате взаимодействия населения и предприятий происходит взаимовыгода ранее вложенных социальных инвестиций: предприятия получают профессиональных сотрудников и квалифицированных работников, которые смогут увеличить доходность предприятий и полученной прибыли, а те, в свою очередь, — увеличить свои реальные доходы.
Предприятия также могут напрямую инвестировать в образование для своих сотрудников, финансируя их образование, в обмен на работу на определенный срок сотрудника. То есть предприятию выгодно будет инвестировать в обучение своих работников, если сотрудник готов будет отработать данные вложения на пользу предприятия.
На практике данная ситуация выглядит следующим образом: предприятие оплачивает обучение своего сотрудника взамен на определенный личный вклад работника в данное предприятие. В результате предприятие возвращает инвестированные средства в образование путем увеличения прибыли от личного вклада данного обучаемого работника21.
При увеличении уровня доходов населения региона, как правило, возрастает потребление населения. Это приводит к росту валового регионального продукта в денежном выражении, что также позитивно сказывается на развитии данного субъекта.
Предложенные механизмы привлечения социальных инвестиций в образование позволят осуществить экономическую реструктуризацию рынка образовательных услуг, ликвидировать искусственную сегментацию рынка образовательных услуг, перейти от управления затратами к управлению результатами.
Кроме этого, данные механизмы обеспечат сокращение неэффективных обязательств государства, прозрачность качества и цены образовательных программ для потребителя.
3.
Переход к «автономным
учреждениям»
Существующая система бюджетного финансирования обеспечивает финансирование образовательных учреждений, в то время как основанием и для оценки качества образования является не просто образовательное учреждение и даже не столько условия, которые оно создаёт для обеспечения образовательного процесса, сколько условия, обеспечивающие эффективное создание (преобразование) и эффективность реализации образовательных программ (эффективная реализация и повышение качества образовательных услуг). Таким образом, механизм финансирования изначально не учитывает эффективность (с точки зрения качества образовательной услуги = образовательной программы) вложения как бюджетных, так и внебюджетных средств. Поэтому, исключается ответственность за качество образования и возможность адекватного бюджетного финансирования образовательной услуги.
Повышение
эффективности расходования бюджетных
средств возможно вследствие перехода
к финансовому обеспечению
В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, а также принята нормативно-правовая база по преобразованию бюджетных учреждений в автономные.
В рамках реформы бюджетного сектора РФ 3 ноября 2006 г. президентом РФ В. В. Путиным подписан Закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Цель его - сокращение затрат бюджетов на содержание государственных и муниципальных учреждений путем создания нового типа государственного или муниципального учреждения - автономного, т.е. независимого учреждения, оказывающего услуги в области науки, образования, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта.
На основе данного закона должен быть построен механизм управления бюджетными расходами в масштабах всей страны, нацеленный не только на сокращение затрат бюджетов, но и на модернизацию работы государственных и муниципальных учреждений, расширение ассортимента и улучшение качества услуг, предоставляемых населению. Часть этих услуг будет платной, что, впрочем, в сложившихся условиях вряд ли удивит их потенциальных потребителей.
Основная идея создания автономных учреждений заключается в предоставлении им больших, по сравнению с бюджетными, финансово-хозяйственных и имущественных возможностей для самостоятельного развития и изменении принципов их финансирования со стороны государства.
Несмотря на то, что «автономность» часто воспринимается как прекращение бюджетного финансирования, автономное учреждение все же сохраняет для себя гарантию бюджетного финансирования. Финансирование бюджетного учреждения полностью или частично осуществляется учредителем22 и производится на основании сметы доходов и расходов23 через лицевые счета, открытые в казначействе24. Для автономного учреждения все несколько иначе. Порядок его финансирования определен п. 3 и 4 ст. 4 Закона «Об автономных учреждениях».
Источниками финансирования автономного учреждения до 2011 года , то есть до введения в действие ФЗ №83ФЗ являлись : соответствующий бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда; иные не запрещенные федеральными законами источники; самостоятельная хозяйственная деятельность. Учредитель выделяет финансирование автономному учреждению и виде субвенции и субсидий через расчетные счета, открытые в кредитных организациях25.