Современные подходы к определению и составу финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является расмотреть современные подходы к определению и составу финансовой системы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…с.3
1.Понятие финансовой системы. Ее состав, структура и функции…………………………...с.4
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………………...…………с.4
1.2. Сущность и функции финансов………………………………………………….………с.5
1.3. Состав и структура финансовой системы………………………………..………...……с.9
2.Финансовая система РФ…………………………………………………………..…………..с.19
2.1. Государственный бюджет………………………………………...…………………….с.20
2.2. Внебюджетные фонды………………………………………………………………….с.23
2.3. Государственный кредит……………………………………………………………….с.24
2.4. Фонд страхования………………………………………………………………....…….с.26
2.5. Фондовый рынок………………………………………………………………………..с.28
2.6. Финансы предприятий………………………………………………………………….с.29
3. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ……………………...……с.30
3.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие…………………………....с.30
3.2.Государственные и муницыпальные финансы и их составляющие……………….…с.35
4. Основные направления совершенствования финансовой сисемы в России……………..с.46
Заключение………………………………………………………………………….….………..с.48
Список использованных источников и литературы…………………………………………..с.49
Приложение А…………………………………………………………………………….……..с.50

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 260.18 Кб (Скачать)

     Исполнение  бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным  Казначейством РФ.

     Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и  утверждение Федеральному собранию в форме закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение  законодательному органу субъекта РФ в форме закона.

     Контроль  за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.

     Основным  источником доходов государственных  внебюджетных фондов является сейчас единый социальный налог (ЕСН) (страховой  взнос). Его плательщиками выступают  организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем  в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. Законодательство предусматривает некоторые льготы по уплате ЕСН.

     В составе внебюджетных фондов выделяют еще экономические, к которым  относятся сейчас территориальные  дорожные, экологические и другие фонды. Они могут формироваться  за счет региональных налогов и сборов, доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическую  направленность.

     Существуют  также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью  которых является финансовая поддержка  конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.

     В федеральных министерствах и  других федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических  программ, научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые  внебюджетные фонды НИОКР. 

     Отраслевые  и межотраслевые внебюджетные фонды  НИОКР образуют:

     - Министерство науки и технологий  РФ - Российский фонд технологического  развития;

     -   федеральные министерства - внебюджетные  фонды министерств; 

     - другие федеральные органы исполнительной власти внебюджетные фонды ведомств;

     -   организации, ассоциации - внебюджетные  фонды объединений. 

     Внебюджетные  фонды министерств, ведомств и объединений  создаются по согласованию с Министерством  науки и технологий РФ, не наделяются правами юридического лица и действуют  от имени федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых  они образованы. Внебюджетные фонды  формируются за счет отчислений предприятий  и организаций в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой  продукции, работ, услуг, а суммы, отчисленных  средств, включаются организациями  в себестоимость продукции. Отчисления не производятся, если реализуемая  продукция изготавливалась для  государственных нужд, и ее производство финансировалось за счет бюджетных  ассигнований.

     Предприятия и организации на договорной основе ежеквартально перечисляют средства в следующие внебюджетные фонды:

     - предприятия и организации, входящие  в объединение - во внебюджетный  фонд объединения, в который  они входят;

     -  предприятия и организации, входящие  в несколько независимых друг  от друга образующих внебюджетные  фонды объединений, - во внебюджетный  фонд объединения, по своему  выбору;

     - предприятия и организации, не  входящие в объединение, но  находящиеся в ведении федерального  министерства или другого федерального  органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд соответствующего  министерства или ведомства;

     - предприятия и организации, не  входящие в объединение, и не  находящиеся в ведении федерального  министерства или другого федерального  органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд по своему  выбору.

     Выделение из внебюджетных фондов средств на проведение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  осуществляется на договорной основе. Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерством науки и технологий РФ и Минфин РФ.

     Под государственным кредитом понимается совокупность экономических отношений  государства с физическими и  юридическими лицами, при которых  государство выступает в качестве: заемщика, кредитора и гаранта.

     В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной  системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных  ценных бумаги организацией их обращения  на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию  государственного внутреннего и  внешнего долга и необходимости  его обслуживать. Такой государственный  кредит называется внутренним.

     Во  втором случае, органы власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе (Страны СНГ, Болгария, Индия, Алжир и др.). Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

     

     Рисунок №5 «Структура бюджетных ссуд, предоставляемых государственным бюджетом»

     В третьем случае, органы власти предоставляют  государственные и муниципальные  гарантии и поручительства нижестоящим  уровням бюджетной системы и  юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы  и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести  к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения  называются условным государственным  кредитом.

     Как экономическая категория государственный  кредит обслуживает формирование и  использование государственных  централизованных денежных фондов. Его  специфическими чертами являются: добровольность; возвратность и платность; на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.

     В отличие от банковского кредита, государственный предполагает непроизводительное использование - содержание политической надстройки. Еще одно отличие состоит  в том, что государство выплачивает  доходы кредиторам из будущих бюджетных  поступлений и ведет к образованию  государственного долга и необходимости  его обслуживать, иногда за счет недофинансирования учреждений, предоставляющих социальные услуги населению. Размер и структура  государственного долга отражают состояние  экономики и финансов страны, эффективность  функционирования государственных  структур.

     Функции государственного кредита:

     1) регулирующая: вступая в отношения  кредита, государство воздействует  на денежное обращение, производство, занятость, уровень ставок на  рынке денег и капиталов и  другое. Государство может проводить  ту или иную финансовую политику: мобилизуя средства физических  лиц, государство снижает их  платежеспособный спрос; если  за счет государственного кредита  финансируются производственные  затраты (инвестиции), то наличная  денежная масса в обращении  сокращается; в случае финансирования  затрат на оплату труда работников  бюджетной сферы денежная масса  сокращается; если привлекаются  накопления юридических лиц и  средства направляются на выплаты  населению, то объем денежной  массы в обращении возрастает; увеличение объемов государственных  займов ведет к увеличению  цены банковского кредита и  соответственно, к снижению инвестиций  в бизнес и другое;

     2) фискальная: государственный кредит  является вторым после налогов  способом финансирования государственных  расходов. В развитых странах  за счет государственных займов  финансируются затраты капитального  характера и это имеет положительное  значение. Объекты социально-культурной  инфраструктуры (школы, ВУЗы, больницы  и др.) служат в течение 30-40 лет,  следовательно, разумнее переложить  финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. Поколение, которое строит объект и последующие несут аналогичное финансовое бремя за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются. При погашении же кредитов, налоги взимаются не только для выплаты займов, но и процентов по задолженности.

     Целевые бюджетные кредиты являются источниками  финансирования отраслевых программ инвестиционного  характера, конверсии оборонной  промышленности, пополнения оборотных  средств предприятий и др. Бюджетные  кредиты предусматриваются в  бюджете на текущий год. Но поскольку  их выделение связано с финансированием  мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в  преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.

     Государственная или муниципальная гарантия - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, ОМС- гарант- дает письменное обязательство отвечать полностью ил частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства пред третьими лицами.

     Гарант  по государственной или муниципальной  гарантии несет субсидиарную ответственность  дополнительно к ответственности  должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное обязательство  гаранта перед третьим лицом  ограничивается уплатой суммы, на которую  выдана гарантия. Гарант, исполнивший  обязательства получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии. Федеральным  законом о федеральном бюджете  устанавливается верхний предел общей суммы государственных  гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте и верхний предел общей  суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в иностранной валюте. Законом о федеральном бюджете утверждаются гарантии, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу.

     Таким образом, можно отметить, что, фондовый рынок является одной из составляющих централизованной части финансовой системы страны, что определяет финансы  фондового рынка в финансы  государственного бюджета и не выделяет его в отдельное звено системы. Как известно, централизованная часть  финансовой системы отвечает за процесс  перераспределения национального  дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при  помощи бюджетных, страховых отношений  и отношений, возникающих на фондовом рынке.  

     4.Основные направления совершенствования финансовой системы в России.

     В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка  всей системы финансовых отношений  в стране. Государственые финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненого уровня народа.

     «Современная  бюджетная система России определеным  образом приблизилась к структуре  бюджетных систем западных стран, имеющих  федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система  России все еще достаточно противоричива  и требует серьезной доработки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем:

Информация о работе Современные подходы к определению и составу финансовой системы РФ