Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:22, курсовая работа
О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.
Введение…………………………….…………………………………………………….3
1 Место, роль и инвестиционное положение сельского хозяйства в РФ…….……..5
1.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства…………………………………………………………………..…………..….5
1.2 Нормативно-правовое регулирование развития сельского хозяйства……...……..8
1.3 Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли.…12
2 Система государственной поддержки инвестиционной деятельности (на примере сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области)……………………………...17
2.1 Источники и направления инвестирования государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области………………………………17
2.2 Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области…………………………………………………….…..22
2.3 Совершенствование системы государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области……………………………...26
Заключение………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………………..32
Приложение 1……………………………………………………….…………………...34
Приложение 2………………………………………………
― диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения;
― улучшение жилищных условий сельского населения;
― создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.
Особое внимание в документе уделено вопросам развития альтернативных видов занятости на селе, малого и среднего предпринимательства, кадрового потенциала.[9]
Реализация положений Концепции позволит вывести развитие сельских территорий на качественно новый уровень, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач, сохранение природно-ресурсного и историко-культурного потенциала села.
Также нормативно-правовое регулирование составляют постановления, распоряжения по отдельным направлениям сельского хозяйства как на территории всей Российской Федерации, так и на территории Оренбургской области, а также и областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008–2012 годы» и областная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» и т.д.
1.3 Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли
Сложившуюся ситуацию можно определить именно как кризис, потому что возникло противоречие между необходимостью структурной перестройки АПК, для которой нужны инвестиции, и низким уровнем инвестиций (и крайне высокой ценой на инвестиционные ресурсы), которые делают практически любое финансовое вложение средств невыгодным, исходя из текущих оценок.
Активизация инвестиционной деятельности является не только основным условием вывода сельского хозяйства из глубокого кризиса, но и становится важнейшим определяющим фактором дальнейшего его развития. Требуется не только реформирование общественного уклада на селе путем институциональных преобразований, но и привлечение в аграрный сектор крупномасштабных инвестиций. Остро в них нуждаются практически все сферы и отрасли АПК, будь то сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, фондопроизводящие отрасли или жилищная сфера села. Поэтому создание предпосылок для массового притока инвестиций в аграрный сектор должно стать важнейшим элементом стратегии государственной аграрной политики на современном этапе. Прежде всего, необходимо обеспечить на государственном уровне формирование благоприятной, экономически эквивалентной рыночной среды, в которой экономика становится восприимчивой к инвестициям, а у субъектов хозяйствования появляются и расширяются инвестиционные возможности для обновления основного капитала и его наращивания за счет собственных и привлеченных средств, включая и иностранный капитал. Это в значительной мере может быть достигнуто путем внедрения нового, адекватного рыночной системе экономического механизма хозяйствования, учитывающего специфику сельского хозяйства.
Наличие воспроизводственного кризиса и медленное становление рыночных отношений обусловливает необходимость усиления роли государства в регулировании инвестиционной деятельности. Несмотря на то, что при переходе к рынку роль государства в экономике сужается. Поэтому разработка инвестиционной политики и ее активное проведение должны остаться в качестве важнейшего направления государственного регулирования.
Инвестиционная политика в системе АПК должна быть подчинена задачам структурной перестройки экономики и направлена на обеспечение сбалансированного и гармоничного развития всех звеньев комплекса, на обновление производственного потенциала, повышение эффективности его использования на основе внедрения в практику достижений научно-технического прогресса, освоения ресурсосберегающих технологий, модернизации и реконструкции производства.
В условиях рыночных отношений государство должно оказывать регулирующее воздействие на инвестиционный процесс путем обеспечения научно обоснованного ценообразования, проведения гибкой кредитной, налоговой и амортизационной политики, расширения возможностей лизинга, стимулирования предпринимательской деятельности и предоставления льгот инвесторам при приватизации, целевого государственного финансирования, выделения приоритетных направлений инвестирования и капиталовложения, составления индикативных планов капитальных вложений. На региональном уровне, и особенно на уровне предприятий, необходимо составлять бизнес-планы, в которых дается обоснование инвестиционной деятельности и источников ее финансирования, а также оценка проектных решений.
Для осуществления нормального воспроизводственного процесса требуется восстановить инвестиционный потенциал предприятий. Для этого необходимо повысить роль их собственных источников — амортизации и прибыли, что возможно при устранении диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые им материально-технические ресурсы, уменьшении налогового давления, реструктуризации долгов, включая их списание и пролонгацию.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве не облагается налогом прибыль, направляемая на покупку новой техники и капитальное строительство. Целесообразно также не облагать налогом прибыль, полученную от некоторых видов несельскохозяйственной деятельности, связанных с производством строительных материалов. Необходимо придать действенность амортизационной политике: периодически проводить индексацию восстановительной стоимости основных фондов и амортизационных отчислений, активно применять ускоренную амортизацию, ввести режим специального хранения и расходования средств амортизационного фонда.
В условиях продолжающегося кризиса в аграрном секторе сохраняется необходимость более активного государственного регулирования не только путем применения стимулирующих мер, но и прямого вложения капитала. Государственные средства должны направляться, прежде всего, на восстановление технического потенциала на селе; завершение строительства по ранее начатым объектам, предусмотренным целевыми программами; укрепление материально-технической базы сельскохозяйственной науки, семеноводства, племенного дела, а также базы хранения, как в сельском хозяйстве, так и в перерабатывающих отраслях; строительство жилья на селе; поддержку малого бизнеса; финансирование направлений деятельности, где активность индивидуальных инвесторов будет наименьшей: ликвидация последствий от аварий, стихийных бедствий, экологических катастроф, создание объектов и систем, обеспечивающих экологическую безопасность производства.
Целесообразна государственная поддержка лизинга как одного из направлений специализированной системы сельскохозяйственного кредита. Необходимо повысить роль государственного целевого бюджетного фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия в финансировании приобретения технических средств и оборудования, активно использовать целевую кредитную линию, мобилизовать местные источники финансирования.
На нынешнем этапе крайне важно осуществить техническое перевооружение и реконструкцию животноводческих ферм и комплексов, а также обновление парка машинами качественно нового поколения.
Инвестиционную политику в ближайшие годы надо осуществлять на основе следующих принципов:
― последовательной децентрализации инвестиционного процесса, увеличения доли собственных средств предприятий в общем объеме капитальных вложений, повышения роли амортизационных отчислений как одного из источников финансирования инвестиций;
― размещения государственных инвестиций на производственные цели на конкурсной основе;
― возвратности централизованных капитальных вложений;
― расширения практики совместного государственно-коммерческого финансирования проектов;
― усиления государственного контроля за целевым расходованием средств государственного бюджета, направленных на инвестиции;
― расширения практики страхования и гарантирования поддерживаемых государством инвестиционных проектов;
― стимулирования иностранных инвестиций.
Необходимо отметить, что при сложившемся соотношении цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в предстоящие годы капитальные вложения за счет собственных средств смогут осуществлять лишь отдельные предприятия, финансирование инвестиций из государственного и региональных бюджетов в ближайшие годы не улучшит состояние производственного потенциала сельского хозяйства и всего АПК. Вместе с тем, требуется разграничить функции управления инвестициями на государственном, региональном и местном уровнях, обеспечивая полномочия каждого из них надежными, а главное, стабильными источниками финансирования, закрепленными законодательным путем. В этих целях необходимо разработать и утвердить стабильные среднесрочные, на 2-3 года, нормативы распределения налогов и других видов платежей между бюджетами различных уровней, а не менять их ежегодно, как это нередко делается.
Кроме того, в ближайшее время на государственном уровне следует принять меры, направленные на создание благоприятных условий для роста банковских инвестиций в АПК. В числе мер по преодолению кризиса финансово-кредитной системы на первый план надо поставить упорядочение взаиморасчетов между предприятиями, создание системы страхования и т.д.
В целом необходимо отметить, что новые подходы к решению проблем инвестиционной политики создадут предпосылки для стабилизации производственного потенциала сельского хозяйства и возрождения АПК. Только интенсификации сельскохозяйственного производства на основе внедрения новой системы машин, прогрессивных технологий позволит выйти на новый уровень производства продукции, а, следовательно, и на более высокий уровень заработной платы, обеспечивающей сельскому населению достойный уровень жизни.
Важным фактором восстановления экономики аграрного сектора и стимулирования экономического роста является государственная кредитная политика, которая должна быть логическим продолжением государственной поддержки субъектов хозяйствования путем предоставления кредитов по льготным процентным ставкам с их дифференциацией по таким признакам, как уровень плодородия земель, доля собственных средств в сметной стоимости строительства объекта, удельный вес выручки подсобных промыслов и перерабатывающих производств во всей стоимости реализованной сельскохозяйственным предприятием продукции; открытия новых и пролонгации действую), их целевых кредитов для вновь строящихся объектов, имеющих народнохозяйственное значение; введение ипотеки на основе залога недвижимости, включая землю.
Министерство сельского хозяйства Оренбургской области в июле 2007 г. утвердило программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 гг.». В этот период аграрная политика, проводимая в Оренбургской области, исходит из необходимости:
― проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона от 09.07.2002 №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и совершенствовании законодательной базы, касающейся финансового оздоровления;
― развития земельной ипотеки как важнейшего условия обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам.
Областная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» преследует такие цели, как:
― повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечения для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
― создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
― создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;
― стабилизация сельской экономики, расширение и обеспечение привлекательности рынка труда в сельской местности;
― создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности.
2 Система государственной поддержки инвестиционной деятельности (на примере сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области)
2.1 Источники и направления инвестирования государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области
Сельское хозяйство в экономике Оренбургской области занимает значительное место по территории, трудовым и производственным ресурсам. Формируя значительный объем финансовых потоков, сельскохозяйственное производство играет важную роль в экономике области. Однако уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остается низким (таблица 1).
Таблица 1 - Структура инвестиций в основной капитал в агропромышленном комплексе по источника финансирования.
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Инвестиции в основной капитал АПК — всего, млрд.руб. (в фактических ценах) | 252,9 | 368,9 | 402,4 | 319,9 |
Структура инвестиций в основной капитал,% | ||||
Все источники финансирования | 100 | 100 | 100 | 100 |
Из них за счет: |
|
|
|
|
собственных средств | 46,9 | 45,9 | 45,7 | 54,3 |
средств федерального бюджета | 1,5 | 1,0 | 1,5 | 1,9 |
средств бюджетов субъектов Российской Федерации |
1,5 |
1,7 |
1,4 |
1,6 |
заемных средств предприятий, организаций и других источников |
50,1 |
51,4 |
51,4 |
42,2 |