Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:22, курсовая работа
О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.
Введение…………………………….…………………………………………………….3
1 Место, роль и инвестиционное положение сельского хозяйства в РФ…….……..5
1.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства…………………………………………………………………..…………..….5
1.2 Нормативно-правовое регулирование развития сельского хозяйства……...……..8
1.3 Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли.…12
2 Система государственной поддержки инвестиционной деятельности (на примере сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области)……………………………...17
2.1 Источники и направления инвестирования государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области………………………………17
2.2 Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области…………………………………………………….…..22
2.3 Совершенствование системы государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области……………………………...26
Заключение………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………………..32
Приложение 1……………………………………………………….…………………...34
Приложение 2………………………………………………
Мы можем увидеть, что основная часть инвестиций приходится на собственные средства и заемные средства предприятий, организаций и других источников. Таким образом, очень малая доля инвестиций в АПК приходится на государство и предприятиям необходимо рассчитывать на собственные средства и силы (Приложение 2).
Сельское хозяйство в экономике Оренбургской области занимает значительное место по территории, трудовым и производственным ресурсам. Формируя значительный объем финансовых потоков, сельскохозяйственное производство играет важную роль в экономике области. Однако уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остается низким. По состоянию на 01.04.2011 года объем инвестиций в основной капитал отрасли составил около 5% от их объема в экономику области. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство как отрасль экономики подвержена количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, и это сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.
В целях повышения инвестиционной привлекательности Министерством сельского хозяйства Оренбургской области предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем предоставления субсидий за счет средств областного бюджета. Возмещается часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции в российских кредитных организациях, и займах, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.[4]
Финансовая стабильность и платежеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей области зависит от размера принадлежащего им капитала, а успех их деятельности заключается в его приумножение и накоплении. Основными источниками финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей являются собственные и заемные средства (Приложение 3).
Анализ собственных и заемных средств в структуре финансирования сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности в Оренбургской области показывает, что привлеченные средства были преобладающими в 2007-2008гг.
Размер собственных средств в 2008 году составил 2 131 768 тыс. руб., что на 441 591 тыс. руб. больше, чем в 2007 году, т.е. сельскохозяйственные предприятия (хотя их количество за этот период сократилось с 591 до 551) в большинстве своем сработали с большой прибылью.
Размер собственных средств предприятий в 2009 году составил 2 541 159 тыс. руб., что на 472 847 тыс. руб. больше, чем привлеченных. Это говорит о том, что основная часть предприятий стала финансово зависима от заемных средств.
Сельскохозяйственные товаропроизводители в большем количестве в качестве привлеченных средств используют инвестиционные средства, заемные средства сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и кредиты банков. Доля бюджетных средств от общей суммы привлеченных средств в 2009 г. составила лишь 0,29 %, что показывает недостаточность финансирования государством сельскохозяйственных товаропроизводителей (Приложение 3).
В условиях негативного влияния последствий финансового кризиса и засухи 2009 года (погибло 1,1 млн. га сельскохозяйственных культур) сельхозтоваропроизводители области на фоне общего снижения темпов производства добились сохранения положительной динамики производства животноводческой продукции – 104,7%. Индекс производства сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах к 2008 году составил 90,2%.
При этом снижение производства продукции сельского хозяйства обусловлено главным образом последствиями жесточайшей засухи. В то же время, положительные результаты достигнуты в животноводстве. Производство скота и птицы на убой в 2009 году увеличилось на 3,5% к уровню 2008 года или 96,9% от запланированного целевого индикатора, и было обеспечено за счет роста производства мяса свиней и птицы. Впервые в целом по области среднегодовая продуктивность молочного скота в хозяйствах всех категорий превысила уровень 4000 килограмм. Прирост производства молока составил 2,6% к уровню 2008 года, плановый целевой показатель превышен на 4,7%.
Несмотря на финансовые потери (затраты по погибшим посевам составили 1,4 млрд.рублей), сельхозпредприятия Оренбургской области получили 716,8 млн.рублей чистой прибыли при уровне рентабельности 4,5%. С прибылью завершили год 335 сельхозпредприятий (63,4% от общего количества). Финансовые результаты сложились хуже чем были в 2008 году, когда было получено прибыли 3, 3 млрд.рублей. К снижению уровня доходности в значительной мере привело так же неблагоприятное соотношение цен реализации сельскохозяйственной продукции и промышленной продукции, поставляемой отрасли.
По расчетам Росстата, цены производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию в декабре 2009 года снизились по сравнению с декабрем 2008 года на 8,1%. При этом на продукцию растениеводства они снизились на 15,8%, а на продукцию животноводства повысились лишь на 2,3%. Вместе с тем цены производителей на электроэнергию выросли за этот период на 4,2%, газ природный – на 22,4%, бензин – на 9,1%.
Ухудшение финансового состояния не позволило выполнить показатели по технической модернизации отрасли. Так, коэффициент обновления по тракторам составил 2,6%, зерноуборочным комбайнам – 6%, кормоуборочным комбайнам – 6,5%. Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций в расчете на 100 га посевной площади в 2009 году составила 77 л.с.
В 2009 году на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в рамках реализации Программы было направлено 4,0 млрд.рублей, в том числе бюджетных средств 3478,3 млн.рублей ( из областного бюджета 2378,3 млн.рублей, из федерального бюджета – 1100 млн.рублей). Кроме того на приобретение семян и кормов хозяйствам, пострадавшим от засухи было выделено из бюджета области 100 млн.рублей.
На территории Оренбургской области в сфере сельского хозяйства реализуются такие программы, как областная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Оренбургской области на 2006-2010 гг.», программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Оренбургской области на 2011-2012 гг.», областная целевая программа «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов и системы сельской кредитной кооперации Оренбургской области на 2007-2010 гг.», областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 гг.», областная целевая программа «Развитие мясного скотоводства Оренбургской области на 2009-2012 гг.» и другие.
В соответствии с областной целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 гг.» выделены следующие приоритетные направление:
― развитие животноводства;
― поддержка племенного животноводства;
― развитие мясного скотоводства;
― развитие овцеводства и козоводства;
― развитие растениеводства;
― поддержка элитного семеноводства;
― увеличение производства семян рапса;
― закладка многолетних насаждений;
― увеличение производства зерна озимых зерновых культур;
― производство кукурузы на зерно, выращиваемой по интенсивным технологиям.
В Законе Оренбургской области «Об областном бюджете на 2009 год» на реализацию ОЦП «Социальное развитие села до 2012 года» были предусмотрены средства областного бюджета в сумме 726,25 млн. рублей, в том числе субсидии на обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе - 45,03 млн. рублей, субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности – 79,47 млн. рублей, средства на жилищное строительство в форме целевых займов – 401,2 млн. рублей, на строительство объектов здравоохранения, образования, культуры, водоснабжение сельских населенных пунктов - 200,55 млн. рублей. Из областного бюджета программа профинансирована в сумме 725,73 млн. рублей или 99,93 %. Из федерального бюджета выделено 132,54 млн. рублей, в том числе - на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности - 59,6 млн. рублей, на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе – 55,4 млн. рублей, на газификацию сельских населенных пунктов – 1,9 млн. рублей, водоснабжение сельских населенных пунктов – 15,634 млн. рублей. Профинансировано из федерального бюджета 131,8 млн. рублей или 99,4%.
Из местных бюджетов на софинансирование мероприятий по газификации сельских населенных пунктов и водоснабжению сельских населенных пунктов было предусмотрено 11,9 млн. рублей, профинансировано 11,0 млн. рублей. На социальное развитие села привлечены средства внебюджетных источников 519,9 млн. рублей.
Общий объем финансирования расходов по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в рамках областной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года» составил 1388,5 млн. рублей или 52,5% от объема ресурсного обеспечения, предусмотренного Программой и 81,6% от объема финансирования по ОЦП «Социальное развитие села до 2012 года» (Приложение 4).
Комплекс мер реализовывался также в рамках областной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Оренбургской области на 2006–2010 годы»
Показатели Программы, предусмотренные на 2009 год, были выполнены, за исключением объемов работ по созданию лесных насаждений.
Таблица 4 - Выполнение мероприятий по поддержанию почвенного плодородия
Целевые показатели | Предусмотрено | Фактически | Выполнение, % |
---|---|---|---|
Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий, тыс. га | 32,0 | 32,0 | 100,0 |
Защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания, тыс. га | 4,5 | 4,5 | 100,0 |
Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель, тыс. га | 0,431 | 0,434 | 100,7 |
Внесение минеральных удобрений, тыс т. д.в. | 8,0 | 18,6 | 232,5 |
Создание лесных насаждений, тыс. га | 0,2 | 0 | 0 |
Предотвращено выбытие из сельскохозяйственного оборота 32 тыс. га сельскохозяйственных угодий (100% от запланированного), защищено и сохранено от ветровой эрозии и опустынивания 4,5 тыс. га.
В части выполнения агрохимических мероприятий при реализации Программы особое значение придавалось мероприятиям, связанным с внесением минеральных удобрений. Для поддержания почвенного плодородия в соответствии с Законом Оренбургской области от 24 декабря 2008 года № 2730/591-IV-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» принято постановление Правительства Оренбургской области от 16.06.2009 года № 281-п, в котором утвержден порядок предоставления субсидий на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений в 2009-2011 годах.
В 2009 году для субсидирования покупки минеральных удобрений и средств защиты растений было выделено 179,9 млн.рублей, в том числе из областного бюджета - 74,1 млн. рублей, что стимулировало сельскохозяйственных товаропроизводителей к расширению площади удобренных посевов. [21]
Общий объем внесения минеральных удобрений в 2009 году составил 18,6 тыс. тонн в действующем веществе, при целевом показателе 8,0 тыс. тонн в действующем веществе (232,5% от целевого показателя).
В 2009 году выполнение мероприятий Программы проведено не в полном объеме. В Законе Оренбургской области «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», в связи со снижением доходной части бюджета, не было предусмотрено финансирование мероприятий по комплексному агрохимическому окультуриванию полей, залужению низкопродуктивной пашни. По агролесомелиоративным мероприятиям средства были предусмотрены только на выполнение уходных работ за созданными в 2005-2008 годах защитными лесными насаждениями, а средства на создание новых защитных лесных насаждений не выделялись. Уходные работы за защитными лесными насаждениями 2004-2008 годов за 2009 год за счет средств областного бюджета выполнены на площади 908,59 га.
В целом по выше перечисленным программа Оренбургской области в сфере сельского хозяйства можно отметить, что процент исполнения бюджета превышает 90 процентов по всем программа, за исключением ОЦП «Развитие мясного скотоводства Оренбургской области на 2009-2012 гг.», где он составил 64,15%. по сравнению с 2008 годом бюджет программ заметно увеличивается (Приложение 5). Что касается, 2011 и 2012 гг, то принята новая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Оренбургской области на 2011-2012 гг.» (Приложение 6).
Согласно справке об исполнении консолидированного и областного бюджетов области расходы на сельское хозяйство составили на 01.01.2010г. 6 274 469 тыс. руб., на 01.01.2011г. - 13 895 651 тыс. руб., на 01.04.2011 г. - 783 548 тыс. руб. (Приложение 7). Соотношение расходов консолидированного и областного бюджета примерно равны и составляют соответственно 0,8, 0,9 и 0,97. Более точную информацию о источниках финансирования реализации областных целевых программ дают таблицы 8-9 (Приложения 8-9).[21]