Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:22, курсовая работа
О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.
Введение…………………………….…………………………………………………….3
1 Место, роль и инвестиционное положение сельского хозяйства в РФ…….……..5
1.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства…………………………………………………………………..…………..….5
1.2 Нормативно-правовое регулирование развития сельского хозяйства……...……..8
1.3 Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли.…12
2 Система государственной поддержки инвестиционной деятельности (на примере сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области)……………………………...17
2.1 Источники и направления инвестирования государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области………………………………17
2.2 Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области…………………………………………………….…..22
2.3 Совершенствование системы государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области……………………………...26
Заключение………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………………..32
Приложение 1……………………………………………………….…………………...34
Приложение 2………………………………………………
― субсидирования за счет средств областного бюджета части кредитов, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение высокопроизводительных машин и оборудования, введение эффективных технологий;
― оказания финансовой помощи в становлении и развитии крестьянских (фермерских) хозяйств.
Кредитная политика в агропромышленном комплексе должна быть направлена на обеспечение его приоритета в экономической структуре всего народного хозяйства и направлена на стимулирование производства. Замена прямого государственного финансирования преимущественно системой самофинансирования требует новых подходов к использованию кредита, так как доля его в источниках финансирования повышается. Для повышения его стимулирующей роли процентные ставки должны устанавливаться исходя из конъюнктуры рынка. Льготные кредиты при этом следует предоставлять под специальные инвестиционные программы при условии их выполнения, а также в целях поддержки новых предпринимательских форм хозяйства. При этом надо жестко контролировать деятельность различных посреднических структур, часто концентрирующих для себя материальные и финансовые ресурсы без соответствующей пользы для села.
Важно обеспечить выделение кредитных ресурсов, доступных селянам для покрытия сезонного недостатка собственных средств, а также для осуществления инвестиций в объекты общегосударственного значения, создаваемые в соответствии с утвержденными федеральными и региональными целевыми программами. Этот подход мог бы включить следующие направления:
― открытие специальной кредитной линии с оформлением залоговых операций под будущий урожай;
― предоставление инвестиционных кредитов на строительство производственных объектов сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
― внедрение ипотечных операций и земельного залога в целях привлечения в сельскохозяйственное производство дополнительного капитала.
Размеры кредитов, процентные ставки, сроки погашения и меры ответственности за использование кредита и его возврат должны определяться на договорной основе между производителями и банками.
Также можно позаимствовать опыт Республики Татарстан, выделять бюджетные минеральные удобрения, дизтопливо по льготной цене, сельхозтехнику по половине их стоимости, компенсировать потери от резкого снижения цен на зерно и молоко. Несомненно, необходимо совершенствовать и саму систему орошения сельскохозяйственных посевов, например, переход на капельное орошение, а также необходима техническая и технологическая модернизация производства.
При предоставлении бюджетных субсидий необходимым условием должно стать повышение эффективности использования средств государственной поддержки. Вместе с тем необходима методическая разработка экономических регуляторов, которые обеспечивали бы мотивацию сельскохозяйственных товаропроизводителей в повышении эффективности использования средств господдержки и в целом производственного потенциала, а также механизмов эффективного взаимодействия государственных и хозяйственных организаций в процессе реализации программ развития сельского хозяйства.
Заключение
Государственная поддержка — это система мер финансового, экономического и управленческого воздействия, обеспечивающая эффективное функционирование сельского хозяйства.
В ОЦП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 гг.» поставлена задача стабилизации финансового положения в сельском хозяйстве. Средняя рентабельность к 2012 году должна достичь уровня 20%, а доля убыточных хозяйств - не превышать 30%. Для ее решения предусмотрены меры по бюджетной и внебюджетной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, их финансовому оздоровлению.
Кризисные явления в экономике, а также засуха 2009 года и снижение закупочных цен на основную товарную сельскохозяйственную продукцию области – зерно, значительно ухудшили финансовое положение сельскохозяйственных организаций. Только прямые убытки сельскохозяйственных предприятий области от гибели посевов составили 1365,7 млн. рублей.
С прибылью завершили 2009 год 335 сельхозпредприятий (63,4% от общего количества), сумма прибыли в них составила 1571,5 млн.рублей. 193 хозяйства получили убытки в сумме 716,8 млн.рублей.
Прибыль до налогообложения составила 716, 8 млн.рублей при уровне рентабельности – 4,5% (в 2008 году было получено 3323,4 млн.рублей прибыли при уровне рентабельности 22,0%). Достижению положительных результатов значительно способствовала финансовая поддержка агропромышленного комплекса области из федерального и областного бюджета. Из бюджета области прошлом году было направлено 2,4 млрд. рублей, из федерального бюджета - 1,1 млрд. рублей.
В общем объеме финансирования АПК области за счет средств федерального бюджета основная доля – 62% - приходится на субсидирование процентных ставок по кредитам – 680,8 млн.рублей, на социальное развитие села направлено 131,8 млн.рублей (12%), на компенсацию части затрат по приобретению минеральных удобрений и средств защиты растений – 105,7 млн. рублей (9,6%), на поддержку племдела и развитие овцеводства 76,6 млн.рублей (7%), на реализацию программы мясного скотоводства – 44,3 (4%) млн. рублей.
За счет средств бюджета Оренбургской области 678,6 млн. рублей (28,2%) было направлено на субсидирование процентных ставок; 60,2 млн.рублей (2,5%) – на поддержку племенного дела; 56,0 млн.рублей (2,4%) – на элитное семеноводство; 74,7 млн. рублей (3,1%) - на субсидии за минеральные удобрения и средства защиты растений; 373,5 млн. рублей (15,7%) – субсидии на продукцию животноводства, 736,7 млн.рублей (31%) - на реализацию мероприятий в рамках ФЦП «Социальное развитие села».
Кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий, по данным сводного годового отчета, на 1 января 2010 года составила 23,1 млрд. рублей или увеличилась по сравнению с началом 2009 года на 15,7%.
Размер собственных средств предприятий в 2009 году составил 2 541 159 тыс. руб., что на 472 847 тыс. руб. больше, чем привлеченных. Это говорит о том, что основная часть предприятий стала финансово зависима от заемных средств.
Сельскохозяйственные товаропроизводители в большем количестве в качестве привлеченных средств используют инвестиционные средства, заемные средства сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и кредиты банков. Доля бюджетных средств от общей суммы привлеченных средств в 2009 г. составила лишь 0,29 %, что показывает недостаточность финансирования государством сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В следствии этого предложены следующие меры по совершенствованию системы государственной поддержки сельского хозяйства Оренбургской области:
― компенсация части затрат на горючесмазочные материалы, электроэнергию, удобрения в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции;
― создание специальных государственных фондов финансовой поддержки сельского хозяйства, обладающих стабильными источниками формирования и целевым характером использования;
― выделение дотации по поддержке племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведения элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;
― субсидирование за счет средств областного бюджета части кредитов, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение высокопроизводительных машин и оборудования, введение эффективных технологий;
― оказание финансовой помощи в становлении и развитии крестьянских (фермерских) хозяйств:
― открытие специальной кредитной линии с оформлением залоговых операций под будущий урожай;
― предоставление инвестиционных кредитов на строительство производственных объектов сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
― внедрение ипотечных операций и земельного залога в целях привлечения в сельскохозяйственное производство дополнительного капитала.
В условиях рынка государственная поддержка сельского хозяйства должна способствовать:
― эффективному применению форм государственной поддержки в условиях нерешенности многих проблем;
― стимулированию темпов роста производства и его эффективности;
― внедрению научных достижений и технологий, отвечающих требованиям современности;
― повышению жизненного уровня сельского населения путем создания более благоприятных условий труда и быта работников;
― обеспечению регулярности и достаточности финансово-кредитной поддержки;
― расширению налоговых льгот по инвестициям, направляемым на внедрение достижений научно-технического прогресса и промышленным предприятиям, производящим продукцию для сельского хозяйства и увеличивающим объем ее реализации;
― установлению оптимального размера закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, способного обеспечивать товаропроизводителям расширение производства и его рентабельность;
― снижению цен на материальные и технические ресурсы, поставляемые сельскохозяйственным предприятиям до оптимальных размеров;
― обеспечению сельскохозяйственным товаропроизводителям свободного доступа к рынкам сбыта.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российская Федерации от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
2. Федеральный Закон от 09.07.2002 №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
3. Закон Оренбургской области от 29.09.2009 N 3125/674-IV-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2008 год".
4. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008–2012 годы».
5. Областная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года».
6. Областная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Оренбургской области на 2006–2010 годы»
7. Постановление Правительства Оренбургской области от 14.01.2008 N 10-п "Об утверждении порядка ежегодной оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Оренбургской области».
8. Постановление Правительства Оренбургской области от 28.04.2011 № 279-п «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области».
9. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
10. Барышников, Н. Г. Критерии оценки эффективности использования средств государственной поддержки сельского хозяйства /Экономический анализ, 2010. - N 19. - С. 25-28.
11. Бигдай, О. Б. Рационализация государственной финансовой поддержки предпринимательства в аграрной сфере / Региональная экономика: теория и практика, 2007. - N 8. - С. 137-140.
12. Бурлакова, О. В. Современное состояние государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Оренбургской области / Региональная экономика: теория и практика, 2010. - N 46. - С. 9-13
13. Давлетбаева, Л. Р. Комплексная система мер государственной поддержки сельских семейных хозяйств Республики Башкортостан / Региональная экономика: теория и практика, 2010. - N 45. - С. 34-41.
14. Дедеева, С. А. Формирование системы государственной поддержки сельского хозяйства / Вестник ОГУ. - 2008. - N 10 - С. 68-72.
15. Захарова, Е.Опыт государственной поддержки АПК за рубежом / Международный сельскохозяйственный журнал, 2009. - N 1. - С. 15-16.
16. Котова, Л. Г. Что мертвому припарка... : государственная поддержка агропромышленного комплекса необходима / Российское предпринимательство, 2008. - N 6, вып. 2. - С. 73-77.
17. Сплетухов, Ю. А. Проблемы проведения страхования урожая с государственной поддержкой /Финансы, 2007. - N 6. - С. 44-47
18. Хубаев, Т. А. Роль государственных бюджетных расходов в формировании финансовых ресурсов сельских товаропроизводителей /Финансы и Кредит, 2008. - N 41. - С. 65-69.
19. Чудилин, Г. И. Сравнительная статистическая оценка эффективности использования бюджетных средств в агропромышленном комплексе Самарской области / Вопросы статистики, 2007. - N 8. - С. 72-77.
20. Щербаков, В. Российский аграрный сектор в ожидании эффективного механизма страхования сельскохозяйственных рисков / РЭЖ, 2010. - N 4. - С. 104-107
21. Портал Правительства Оренбургской области, http://www.orenburg-gov.ru/
22. Федеральная служба государственной статистики, http://www.gks.ru/
23. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, http://orenstat.gks.ru
Приложение 1
(обязательное)
Рисунок 1 — Меры государственной поддержки сельского хозяйства.