Специфика инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.

Содержание

Введение…………………………….…………………………………………………….3
1 Место, роль и инвестиционное положение сельского хозяйства в РФ…….……..5
1.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства…………………………………………………………………..…………..….5
1.2 Нормативно-правовое регулирование развития сельского хозяйства……...……..8
1.3 Необходимость государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли.…12
2 Система государственной поддержки инвестиционной деятельности (на примере сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области)……………………………...17
2.1 Источники и направления инвестирования государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области………………………………17
2.2 Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области…………………………………………………….…..22
2.3 Совершенствование системы государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области……………………………...26
Заключение………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………………..32
Приложение 1……………………………………………………….…………………...34
Приложение 2………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ АЛИНЫ.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

 

2.2 Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области

 

Для вывода сельскохозяйственных товаропроизводителей из аграрного кризиса и их дальнейшего экономического развития необходимо повышать не только уровень поддержки, но и эффективность ее использования. Каждый вложенный в производство рубль должен работать на результат, приносить максимум прибыли. В связи с этим большое значение имеет эффективное использование мер государственной поддержки, повышение отдачи от вложенных ресурсов. При отсутствии объективных оценок оказывается сильное давление на общественное мнение о бесполезности и расточительстве прямой поддержки в крупных размерах из-за низкой отдачи вложений.

В научных публикациях рассматриваются различные подходы к определению эффективности использования государственных субсидий. В большинстве исследований оценка экономической эффективности поддержки сельского хозяйства ограничивается определением расчетной эффективности отдельных видов господдержки либо общих сумм поддержки, получаемой сельским хозяйством из бюджета.

Учеными Института экономики переходного периода обобщена разработанная специалистами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) методика «Основные методологические аспекты определения уровня государственной поддержки сельского хозяйства», которая основывается на сравнении с уровнем поддержки в развитых странах.

Эта методика является общепринятой и общепризнанной не только в странах ОЭСР, но и в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Экономический смысл рассчитываемого показателя состоит в учете всех денежных ассигнований, поступающих от потребителей сельскохозяйственной продукции, через цены и от налогоплательщиков — через бюджет и другие формы перераспределения. Методика применяет элементы макроэкономического анализа и пригодна для оценки вмешательства государства и уровня результативности его поддержки на федеральном уровне. Дать оценку использованию средств господдержки непосредственно теми, кто их получает по этой методике, практически невозможно.

В настоящее время Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве разработал методику оценку эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве. Она позволяет оценить эффективность совокупной прямой поддержки сельскохозяйственных предприятий из федерального и регионального бюджетов на основе соотношений объемов совокупной поддержки и ее финансового результата. Исходной информацией для проведения такого анализа служат материалы землеоценочных работ, данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственных организаций, и в первую очередь формы № 10-АПК-село «Отчет о средствах целевого финансирования», где приводится информация об объемах выделяемой поддержки по многочисленным направлениям.[12]

В современных условиях перед государством стоит задача наиболее эффективного использования господдержки во всех областях, в том числе в выработке наиболее эффективной аграрной политики.

Государство должно не просто выделять бюджетные средства, но и вести мониторинг эффективности их использования.  Это даст возможность определить эффективность применяемых государством мер. Если эти меры себя оправдывают, то их можно будет продолжить, усовершенствовать. Это позволит также поднять ответственность распределителей и получателей государственных средств.

Для реализации этих целей Минсельхоз Poccии утвердил методику оценки эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде субсидий. По результатам оценки эффективности использования бюджетных средств субъектов Российской Федерации будет определяться размер государственной поддержки из федерального бюджета.[12]

На основе обобщающего анализа Минсельхоз России определил перечень критериев по оценке эффективности использования федеральных и региональных средств, предоставляемых сельхозпроизводителям в виде субсидий. В числе приоритетных - прирост производства продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении в сопоставимых ценах на 1 руб. субсидий, увеличение производства продукции растениеводства и животноводства в натуральном выражении, а также урожайности и продуктивности по основным видам продукции. Критериями оценки также являются объем субсидий в расчете на 1 га сельхозугодий и уровень рентабельности реализованной сельхозпродукции.

По постановлению Правительства Оренбургской области от 14.01.2008 N 10-п "Об утверждении порядка ежегодной оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Оренбургской области» (вместе с "Порядком ежегодной оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Оренбургской области»)  по каждой областной целевой программе (далее - ОЦП) в соответствии с настоящим Порядком проводится ежегодная оценка эффективности ее реализации. Постановлением Правительства Оренбургской области о порядке разработки прогноза социально-экономического развития Оренбургской области на очередной планируемый период доводится до государственных заказчиков перечень областных целевых программ, предлагаемых к финансированию в очередном финансовом году. С учетом оценки эффективности по программам, имеющим значение интегральной оценки R менее 6,8 балла, готовятся предложения Правительству Оренбургской области о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию программы либо о досрочном ее прекращении.[7]

Правительством Оренбургской области по итогам рассмотрения вышеназванных предложений, не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона об областном бюджете в Законодательное Собрание Оренбургской области, может быть принято решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию программы либо о досрочном прекращении ее реализации.

Методика оценки ОЦП предназначена для:

―      определения соответствия реализуемых программ требованиям действующих нормативных правовых актов Оренбургской области, стратегии развития Оренбургской области до 2030 года;

―      определения соответствия объемов фактического финансирования из областного бюджета и дополнительных источников утвержденным в программе;

―      оценки деятельности государственных заказчиков по обеспечению достижения целей и индикаторов программ, анализа хода их реализации.

Результаты оценки действующих ОЦП используются для их ранжирования по интегральной оценке.[8]

В соответствии  вышеуказанным постановление, а также с постановлением Правительства Оренбургской области от 28.04.2011 № 279-п «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области» итоги оценки эффективности реализации областных целевых программ в 2010 году имеют следующий вид: [21]

 

 

Таблица 10 — Итоги оценки эффективности реализации областных целевых программ в 2010 году по сельскому хозяйству

 

Наименование

областной целевой программы

Оценка эффективности по 10-ти бальной шкале

Эффективные программы:

Областная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года»

Гос.заказчик: министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области

 

 

8,6

 

 

Областная целевая программа  «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2008–2012 годы   

Гос.заказчик:  министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области                                   

 

 

 

8,3

 

Программы, получившие удовлетворительную оценку:

 

Программа развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и системы сельской кредитной кооперации Оренбургской области на 2007- 2010 годы"

Гос.заказчик: министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области

 

 

 

7,8

«Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Оренбургской области на 2006-2010 годы»

Гос.заказчик: министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области

 

 

 

7,6

 

Основным направлением использования средств государственной поддержки оренбургскими сельскохозяйственными товаропроизводителями является приобретение объектов основных средств. Так, в 2008 году на эти цели было направлено 4 720 млн. руб., что на 1 691 млн. руб. больше чем в 2009 году.

Принятые в последние годы меры и реализация проекта «Развитие АПК» несколько улучшили социально-экономическое положение сельского хозяйства Оренбургской области и позволили сформировать тенденцию роста производства сельскохозяйственной продукции. Так, объем валовой сельскохозяйственной продукции области в 2009 г. составил 61 507,9 млн руб. По итогам 2008 г. сельскохозяйственные товаропроизводители Оренбургской области получили 3 323,4 млн руб. прибыли при уровне рентабельности-22,3 % (в 2007 и 2009г было  получено 2 645,9 млн руб. и 8 564,9 : млн. руб. соответственно). С прибылью завершили в 2008г. 463 сельскохозяйственных предприятия (84% из общего количества), сумма прибыли в них составила 3 556,5, млн руб., 88 хозяйств получили убытки в сумме 233,1 млн руб. Доля общего дохода от реализации сельскохозяйственной продукции к общему доходу от реализации 8 2008 г. составила 87,4%.[12]

В рамках государственной поддержки программ и мероприятий по развитию животноводства В 2008 г. хозяйствами области получено субсидий объеме 729,9 млн руб., в том числе за счет областного бюджета 578,1 млн руб.

В ходе реализации программы сельскохозяйственными товаропроизводителями области на 01.03.2010 привлечено 616,7 млн руб. краткосрочных и 10,0 млн руб. инвестиционных кредитов, кроме того, малыми формами хозяйствования получено кредитов в сумме 109,1 млн руб.[12]

В целях увеличения объемов производства продукции и покрытия сезонного недостатка оборотных средств, а также увеличения капитальных вложений сельскохозяйственными товаропроизводителям и области активно использовались заемные средства банков с субсидированной процентной ставкой. На субсидирование кредитов в 2008 г. было направленно 973,6 млн. руб., в том числе 385,9 млн руб. из федерального бюджета. В 2008г. на финансирование всех программных мероприятий было выделено 3 428,0 млн руб., в том числе 1862,8 млн руб. из федерального бюджета. В рамках государственной программы технической и технологической модернизации производства за 2009 г. сельскохозяйственные товаропроизводители области приобрели 800 тракторов всех марок, 440 зерноуборочных и 75 кормоуборочных комбайнов.

Необходимо отметить недостаточность государственного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей Оренбургской области для развития сельскохозяйственного производства и формирования необходимого размера оборотного капитала, обеспечивающего нормальное ведение производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя. Дальнейшая государственная поддержка должна быть направлена на улучшение технического и технологического обеспечения сельскохозяйственного производства, а также улучшение кадрового потенциала области; на данный момент в этом направлении работы ведутся, но они недостаточны.

 

2.3 Совершенствование системы  государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли Оренбургской области

 

В межотраслевых отношениях в рамках АПК государство играет ключевую роль в определении уровня конкуренции. В рамках национального рынка основная забота правительства состоит в том, что­бы поддерживать "ровную игру на поле". Это означает поддержание равновесия между спросом и предложением (исключающее манипулирование ими), при котором цены устанавливаются под воз- действием рыночных сил.

Правительство оказывает значительное влияние на уровень конкурентоспособности сельского хозяйства, хотя это влияние может оказаться частичным. Правительственная политика обязательно потерпит поражение, если она является единственным источником национальных преимуществ. Государственная поддержка действует успешно в тех областях, где действует в тандеме с определяющими факторами конкурентоспособности самих сельскохозяйственных организаций. Именно это является главным ключевым условием государственной поддержки.

Государственное регулирование аграрных рынков и рыночных цен может осуществляться в формах государственных закупок сельскохозяйствениой продукции и продовольствия или государственных залоговых операций в соответствии с федеральными и региональными программами. Оно может установить фиксированные минимальные гарантированные цены, залоговые ставки и целевые цены государственных закупок, залоговых операций и распродажи сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Государство способно поддерживать рыночные цены методами товарных интервенций (закупок и распродаж) на свободных товарных рынках, регулировать импорт и экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей может осуществляться в форме субсидирования, субвенцирования, льготного кредитования, налогового и инвестиционного стимулирования.

Финансовую поддержку агропромышленного комплекса следует осуществлять по следующим направлениям:

―      путем компенсации части затрат на горюче­смазочные материалы, электроэнергию, удобрения в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции;

―      создания специальных государственных фондов финансовой поддержки сельского хозяйства, обладающих стабильными источниками формирования и целевым характером использования;

―      выделения дотации по поддержке племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведения элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;

Информация о работе Специфика инвестиций