Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:50, дипломная работа
Цель данной дипломной работы состоит в раскрытии проблематики представленной темы «Действующая банковская система Казахстана, становление и развитие». В ходе написания дипломной работы преследовались следующие задачи:
рассмотреть организацию кредитных взаимоотношений на современном этапе развития экономики государства;
изучить международный опыт по данной проблеме;
определить сущность Национального Банка Республики Казахстан в условиях рыночной экономики;
изучить роль Национального Банка Республики Казахстан в регулировании банковской системы Казахстана.
введение…………………………………………………………………………..3
глава 1. становление и развитие банковской системы в Казахстане……………………………………………………………………….6
1.1. Банковская система Казахстана в условиях командно-административной системы…………………………………………………………6
1.2. Реформирование банковской системы при переходе к рыночной экономике…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Банкоская система суверенной Республики Казахстан……………………………………………………………………….25
2.1. Национальный Банк Казахстана, организационная структура, задачи, функции……………………………………………………………………………..25
2.2. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан……………………………………………………………………………32
2.3. Банки второго уровня, принципы их деятельности и функции……….35
заключение……………………………………………………………………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..64
Если поставщик заинтересован только в кредитовании, то может быть заключено открытое или конфиденциальное соглашение об учете счетов-фактур. Дисконтирование счетов-фактур достаточно рискованно для факторинговой компании.
Трастовые операции. Коммерческие банки принимают на себя функции доверенного лица и выполняют в этой роли разнообразные операции для своих индивидуальных и корпоративных клиентов. "Траст" означает "доверие". Владелец капитала (физические или юридические лица), он же создатель траста, доверяет свой капитал другому лицу (доверенному) распоряжаться в его интересах, т.е. под трастовыми операциями подразумевают операции банков или финансовых институтов по управлению имуществом и капиталом, а также выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица. Сделка между создателем траста и доверенным лицом называется доверительным (трастовым) соглашением. При этом доверенное лицо (банк) приобретает соответствующие права и выступает распорядителем имущества денежных средств и ценных бумаг. Доверенное лицо обязуется распоряжаться ими в пользу бенефициара, которым может быть сам доверитель имущества либо третье лицо.
Коммерческие банки занимаются трастом в целях получения дополнительного дохода, приобретения контроля над корпорациями, фирмами и их денежными средствами и налаживания связей с крупной клиентурой.
Банки в основном предпочитают вкладывать трастовые средства прежде всего в акции фирм, с которыми они имеют длительные связи, и в ценные бумаги крупнейших компаний, а также в закладные под недвижимость, депозиты и другие доходные активы.
Банкам вложение средств в ценные бумаги позволяет кроме дополнительного дохода получить контроль над крупными фирмами и корпорациями.
Услугами траст-отделов банков пользуются частные лица, фирмы, благотворительные фонды и иные общественные организации. Банки заинтересованы в предоставлении траст-услуг как можно большему кругу различных клиентов.
Коммерческие банки могут осуществлять следующие операциями по доверенности своих клиентов:
Доверительные операции делятся на две группы: для частных лиц и юридических.
Имеются три основные категории трастовых услуг для физических лиц: 1) распоряжение имуществом после смерти владельца, 2) управление имуществом на доверительной основе и попечительство, 3) агентские услуги. Виды трастов, находящихся в управлениями банков, весьма разнообразны: завещательный, пожизненный, страховой, корпоративный, институционный, коммунальный.
Банки выполняют агентские услуги для деловых фирм, компаний в роли:
Комиссионные вознаграждения за доверительные услуги устанавливают дифференцировано за каждый вид операций: за агентские и представительские операции - на договорных началах; за остальные виды услуг - в законодательном порядке или в соответствии с судебным решением.
Консультационные услуги. Коммерческие банки могут оказывать своим клиентам различные консультационные услуги, которые связаны не только с разъяснением особенностей деятельности банковского учреждения, но и с квалифицированными консультациями в области экономики и финансов, инвестирования, кредитования, расчетов, по ведению учета и отчетности и др. Эти услуги предоставляются банками не столько ради получения дополнительной прибыли, сколько ради разъяснения клиентам тонкостей банковского дела, новых видов услуг, что, несомненно, увеличивает число клиентов.
Информационные услуги. Банки, обладающие современными средствами телекоммуникаций, компьютерной связью, имеют всегда достаточное количество разнообразной коммерческой и некоммерческой информации. Наряду с этим банки, оказывая разные услуги своим клиентам, получают от них достаточно много разнообразных сведений. Важный источник получения информации - обмен ею с другими банками и услуги крупных информационных агентств.
На этой основе в банке могут создаваться базы данных, за доступ к которым клиенты должны вносить определенную плату.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В объективно-трудных условиях на пути стабилизации экономики для республики, обладающей огромным внутренним потенциалом, для роста экономики важно и необходимо проведение комплексных экономических мероприятий по эффективному использованию, прежде всего, внутренних резервов республики и по созданию благоприятного инвестиционного климата. Немаловажно стабилизация финансовой системы республик и в развития множества новых финансовых инструментов оздоровления банковской системы. Она должна стать более мобильной и призвана выполнять роль индикатора. Дальнейшая концентрация усилий Правительства, Нацбанка республики как органом, определяющего и осуществляющего денежно-кредитную политику республики, по средствам разумного регулирования банковской системы, так и усиление самими банками работы по укреплению внутреннего менеджмента, способствующего к закреплению позитивных тенденций в экономике, развитию экспортно-ориентированных отраслей и становления импортозамещающих производств. Основными функциями бедственного положения банковской системы республики стали не выявленные своевременно низкое качество ссудного портфеля, неопытность высшего управленческого звена банков и отсутствие знаний в вопросах управления активами и пассивами.
Изучение и обобщение мирового опыта в банковском управлении изучение классических инструментов и выработка инструментов банковского управления, приемлемых в республике, сегодня актуальны, бесспорно, растет профессиональный уровень банкиров в республике, все больше специалистов овладевают новыми инструментами финансового рынка, менеджеры банков все активнее изучают способы перехода от традиционных к системным подходам управления деятельностью банка, внедряются новые системы показателей для мониторинга финансового состояния банка, осваиваются классические инструменты управления активами и пассивами, изучается опыт установления лимитов для банков - партнеров с применением различных ограничений. Внедряются способы реальной оценки доходности способы имитирования расходных статей и общие пути рационализации доходов и расходов.
Внедрение трендового анализа и прогнозирования портфеля банка применение результатов для эффективного управления банком, а также внедрение методов управления активами и пассивами реально, когда в некоторой степени, возможно, оценить текущее состояние рынка и ожидаемое его развитие. В банках республики опробуются отдельные способы управления активами: внедрение графиков текущих поступлений и платежей, составление планового баланса и бюджетное планирование. Однако остается ряд вопросов, требующий глубоких исследований, практическое внедрение результатов которых лишь в сочетании высокого профессионализма и целенаправленной работоспособности и требует не только временных, но и интеллектуальных затрат. Банковские руководители ориентированы на результаты сегодняшнего дня, повышение текущей доходности активов, текущая ликвидность, развитие банковских технологий и т.д. Вопросы институционального развития могут заинтересовать только прогрессивно мыслящих руководителей, способных понять, какие плоды в дальнейшем могут принести вложения в «мозги банка» для повышения конкурентоспособности банка в условиях развивающегося финансового рынка.
Расширение спектра банковских услуг, внедрение новых банковских продуктов невозможно без развития современных технологий. Всесторонне развитие банковских технологий, расширение сети банковских карточек и расширение современных систем их обслуживания не только в торговой сети, но и с автомобиля путем установления оборудования СТО, обслуживание по банковским карточкам в паспортных столах при обмене паспортов, в отделениях налоговой инспекции - при оплате налогов и тому подобное, повышает культуру и скорость обслуживания клиентов. Развитие систем «Банк-Клиент», систем обслуживания в режиме «on-line» явится следующим этапом в совершенствовании технологий и качества обслуживания клиентов. Создание условий для внедрения высоких технологий требует определенных затрат, но таковые издержки даже невозможно сравнить с эффективностью которую они обеспечивают.
В современных условиях при усилении конкуренции затрудняется деятельность банков второго уровня в тоже время правильная экономическая политика органов, контролирующих и регулирующих деятельность финансово-кредитных учреждений республики, прежде всего со стороны Нацбанка способствует оздоровлению финансово-кредитной системы в целом.
Цель денежно-кредитной политики сегодня - создание условий для выхода республики из кризисной ситуации, поиск способов решения узловых проблем экономики, в том числе и укрепление стабильности банковской системы. В условиях становления экономики и неустойчивости кредитно-финансовой системы, несомненно, важное значение имеет продуманная гибкая политика урегулирования банковской деятельности проводимая в сочетании с умеренной интеграции банковской системы, в размерах, сопоставимых с уровнем развития казахстанского рынка. Здесь подразумевается создание крупных капитализированных банков, способных самостоятельно инвестировать крупные проекты или инвестировать экономику республики совместно с другими банками.
Укрепление банковской системы всегда оставалось важным аспектом в реформировании экономики республики. Безусловно, банкротство банков ведет к потере общественного доверия к банковской системе в целом поэтому важны своевременность и соразмерность реабилитационных мер. В соответствие с высокой мерой ответственности за стабильность банковской системы и всей финансовой системой республики Правительство, органы контроля и регулирования призваны комплексно проводить адекватную денежно-кредитную и инвестиционную политику, а также создавать необходимые условия для развития здорового финансового рынка, его многообразных форм и инструментом в республике. Важно выработать систему стимулирования сосредоточенного и долгосрочного кредитования.
Основную долю действующих активов банков республики составляют краткосрочные вложения, так как банки ведут пассивную инвестиционную политику. Более 50 процентов инвестиционного портфеля отдельных банков составляют краткосрочные государственные ценные бумаги.
Обусловлено это хронической невозвратностью кредитов в последние годы, а также практической не ликвидностью корпоративных ценных бумаг и говорит о слабой развитости финансовых инструментов в республике, что оказывает значительное негативное влияние на стабилизацию экономики и поддержку отечественных производителей. Очевидно, необходимость стимулирования долгосрочных вложений путем укрепления нормативно-законодательной базы и развитие инфраструктуры рынка финансовых инструментов в республике
Таким образом, в интересах стабилизации банковской системы в увязке со всей экономикой республики и в целях обеспечения ее стабильности, динамичности и гибкости, а также в целях стимулирования инвестиционных вливаний в программу реабилитации экономики и мобилизации средств внутри республики через банки сегодня необходимо выработать гибкую стратегию денежно-кредитной политики республики и развития финансового рынка.
В таких условиях возрастает внутренний инвестиционный потенциал банковской системы республики, что немаловажно для преодоления чрезмерной зависимости от иностранного капитала.
В рамках основных направлений экономической и финансовой политики, определенных Правительством и Национальным банком республики, видится целесообразным обеспечение гибкости отдельных инструментов нормативного регулирования деятельности банков второго уровня. В существующих условиях банки отдают предпочтение краткосрочным вложениям. В настоящее время возникает несколько противоречивая ситуация. При общем дефиците инвестиций в крупные проекты в банковской системе нарастает избыток ресурсов и одновременно обостряется проблема эффективного их размещения. Одним из путей ее разрешения может быть стимулирование долгосрочных инвестиций. Это, к примеру, гибкое ограничение размера максимального риска на одного заемщика банкам второго уровня в части долгосрочных вложений в приоритетные проекты. Учитывая, что долгосрочные вложения в большей степени подвержены риску потери сиюминутной прибыли в условиях всеобщей нестабильности, долгосрочные вложения в стратегически важные приоритетные проекты должны быть гарантированы Правительством по средством выпуска гарантий выпуска гарантий или государственных ценных бумаг и, таким образом, долгосрочные инвестиции могут быть учтены с нулевым риском в нормативе достаточности капитала для банков второго уровня.
В целях стимулирования развития рынка корпоративных ценных бумаг они должны быть признаны в качестве ликвидных путем утверждения списка корпоративных эмитентов, обращаемые ценные бумаги которых могли бы использоваться в качестве ликвидных залогов и взносов в Уставные фонды акционерных обществ при условии внесения изменений в соответствующие законодательные акты республики.
Законодательное и нормативное стимулирование выпуска и обращения депозитных сертификатов способствует привлечению свободных денежных средств населения. С этой целью депозитные сертификаты должны быть приняты в регулирующих документах Нацбанка в качестве ликвидного залога с нулевым риском.
Проведение такого рода мероприятий в сочетании с адекватной денежно-кредитной, инвестиционной и антидемпинговой политикой при дальнейшем укреплении нормативно-правовой базы республики будут способствовать стабилизации и росту экономики республики.
Информация о работе Становление и развитие банковской системы в Казахстане