Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:57, реферат
Стратегический контроллинг: сущность и содержание в условиях рынка
     4) 
первичный поэлементный и 
     5) 
первичная фиксация 
     6) 
участие в подстановке 
     7) 
участие во вторичном 
     8) 
координация всех этапов 
Вышеперечисленные функции контроллинга могут распределяться в организационной структуре организации по-разному. Чаще всего стратегический контроллинг представляет собой подсистему общей системы контроллинга организации.
     Для 
случая, когда общая система 
 
Таблица 1. Характеристики стратегического и тактического контроллинга
| Показатели | Стратегический контроллинг | Тактический контроллинг | 
| Среда | Внешняя и внутренняя | Внутренняя | 
| Вид управления | Стратегический | Тактический - оперативный | 
| Цели | Поддержание стратегического потенциала | Обеспечение тактической -оперативной прибыльности и ликвидности | 
| Задачи | 1.Определение 
  критических внешних и  2.Контроль 
  основных индикаторов в   | 
  1.Контроль тактических 
  показателей.
   2.Контроль текущего и оперативного  | 
| 3.Контроль выполнения 
  стратегических решений.
   4.Участие в постановке стратегических целей. 5.Участие в разработке стратегий. 6.Анализ стратегической эффективности. 7.Стратегичекая рефлексия.  | 
  планирования.
   3.сравнение 
  плановых и фактических  4.Контроль выполнения текущих планов по отклонениям. 5.Определение 
  узких мест тактического  6.Создание 
  и развитие системы   | |
| Примечание: составлено автором на основе источника [14] | ||
     Как 
видно из таблицы 1, принципиальное 
отличие стратегического 
Стратегический контроллинг предназначен для обеспечения координации функций стратегического планирования, контроля и системы информационного обеспечения процесса стратегического планирования и управления на предприятии.
     Главной 
задачей стратегического 
В процессе формирования концептуальных основ стратегического контроля необходимо провести:
     Вместе 
с тем следует подчеркнуть, что 
процесс внедрения 
Основная задача оперативного контроллинга заключается в оказании помощи управленческим работникам в достижении запланированных целей функционирования и развития предприятия. Он ориентируется преимущественно на краткосрочный результат и его инструментарий существенно отличается от подходов и методов стратегического контроллинга. Основные отличительные черты систем стратегического и оперативного контроллинга представлены на рисунке 1.
 
Рисунок 2. Разграничение сфер стратегического и оперативного контроллинга на предприятии
     Примечание: 
составлено автором на основе источника 
Использование методологии стратегического и оперативного контроллингов в качестве средства поддержки деятельности управленческих работников позволит значительно повысить эффективность управления функционированием и развитием предприятия.
Необходимо отметить, что зарубежный опыт свидетельствует о том, что предприятия, которые признают важность как стратегического, так и оперативного контроллинга и формируют специальные организационные подразделения, занимающиеся выполнением функций контроллинга, т. е. осуществляют процесс институционализации контроллинга, функционируют наиболее эффективно. [9, c.287]
В общем случае процесс стратегического контроля должен включать три основные стадии:
     Характеристика 
основных стадий стратегического контроля 
отражена на рисунке 3. 
Рисунок 3. Принципиальная схема процесса стратегического контроля
     Примечание: 
составлено автором на основе источника 
     Как 
уже отмечалось ранее, основная задача 
руководства предприятия 
Вместе с тем, для того чтобы формируемая стратегия развития предприятия была обоснованной, необходимо создать информационную систему раннего выявления (обнаружения) будущих тенденций как в развитии предприятия, так и внешней среды. В соответствии с этим в задачи стратегического контроллинга должно входить оказание методической и организационной помощи по созданию системы раннего выявления тенденций и факторов, способных принести при их развитии либо выгоду, либо ущерб. [19, c.180]
В промышленно развитых странах Запада в последние годы одним из основных источников информации в стратегическом контроллинге становится стратегический учет, который использует в качестве инструментария метод стратегических балансов. К настоящему времени разработано несколько видов и методик составления такого рода балансов. Прежде всего принято выделять внешние и внутренние балансы. Первые имеют целью выявление и оценку возможных перспектив и рисков предприятия во внешней среде. Главная задача разработки внутренних стратегических балансов заключается в выявлении узких мест на предприятии посредством оценки сильных и слабых направлений его деятельности. Причем чаще всего применяются методики формирования стратегических балансов, которые основываются на балльной или процентной оценке и сопоставлении сфер деятельности предприятия.
При этом устанавливаются различного рода нормативы, определяющие момент наступления критического значения узких мест. Кроме того, при сравнении балансов может производиться наложение стратегических балансов предприятия и его основных конкурентов [233].
     Вместе 
с тем становление и развитие 
системы стратегического 
В организации с хорошо поставленным стратегическим управлением функции стратегического контроллинга оптимально распределены по различным ее подразделениям.
     Существует 
ряд типовых моделей 
Стратегический контроллинг должен помогать предприятию эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе. Служба стратегического контроллинга выступает в качестве внутреннего консультанта менеджеров и собственников предприятия при выработке стратегии, стратегических целей и задач. Она поставляет необходимую информацию, ориентирующую руководство в процессе принятия решения.
Необходимо также отметить, что становление и дальнейшее развитие контроллинга на предприятии в значительной степени будет определяться решением задач его организационного оформления и информационного обеспечения.
Сущность стратегической эффективности раскрывается в следующем тезисе: в современном бизнесе ошибки в корпоративной стратегии неизбежно приводят к поражению в конкурентной борьбе и ослаблению позиций организации на соответствующем рынке: при этом стратегические ошибки исправить даже самыми эффективными приемами тактического менеджмента нельзя в принципе.
Другими словами, в отличие от тактической эффективности организации, которая показывает эффективность ее текущей деятельности, т.е. результативность задействованных организацией ресурсов (например, рентабельность по прибыли за прошедший период), стратегическая эффективность связана с существенными качественными измерениями: сдача или завоевание значимой рыночной позиции, потеря или приобретение сильного конкретного преимущества и т.п., включая небывалый взлет или, наоборот, быструю смерть организации.
     В 
связи с вышеизложенным, весьма актуальной 
становится проблема разработки правильной 
стратегии и обеспечения 
Научная рефлексия - критика и анализ теоретического значения, проводимые на основе применения и уяснения тех методов и приемов, которые свойственны данной области научного исследования. Поэтому рефлексия выступает и как источник нового знания о своем предмете.
     Цель 
рефлексии как элемента стратегического 
управления - новое знание о том, 
как разрабатывать правильную корпоративную 
стратегию и как сделать 
1) логическое завершение данной корпоративной стратегии;
2) конструктивные предложения по совершенствованию системы и конкретного механизма разработки следующей корпоративной стратегии;
     3) 
конструктивные предложения по 
контроллингу и коррекции