Стратегический контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:57, реферат

Описание работы

Стратегический контроллинг: сущность и содержание в условиях рынка

Работа содержит 1 файл

контроллинг.doc

— 851.50 Кб (Скачать)
 

     Для любого предприятия разработка и  реализации целей будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, своевременно проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.

     В 2002-2003гг. руководство компании приняло  решение применения в практике управленческой работы элементов стратегического управления, которые в основном заключались, как видно из таблицы 2, в распределение целей компании по видам срочности.

     В 2003 году было решено, что в условиях растущего рынка, увеличивающихся  рисков и роста оборотов компании, необходимо создание системы контроллинга, которая будучи основанной на западном опыте, поспособствует более рациональному использованию внутренних резервов компании.

     В том числе предпосылками для  построения и внедрение в практику системы контроллинга, являются:

  • функционирование отдела маркетинга и сбыта, осуществляющего маркетинговое исследование выпускаемой продукции, с точки зрения ее рыночной актуальности, контроль над обеспечением своевременных поступлений средств за отгруженную продукцию;
  • планирование производства, осуществляющееся на основании имеющихся производственных мощностей предприятия в разрезе выпускаемого ассортимента;
  • оценка финансового состояния предприятия по коэффициентам ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности и т.д.;
  • функционирование автоматизированной системы бухгалтерского учета.

     Для быстрого реформирования систем управления промышленными предприятиями была разработана специальная методику создания, внедрения и функционирования контроллинга, основанная на опыте ведущих мировых компаний, таких как Exxon Mobil, HP, AT&T.

     Так система контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan», формирование которой было запланировано, должна была обеспечивать сбор, обработку  и предоставление руководству свежей, достоверной, и самое главное, существенной для принятия управленческих решений информации.

     В конечном счете разработанная для  ТОО «GSM Kazakhstan» служба контроллинга зависит от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый  идеальный перечень основных функций  и задач контроллинга, представленных ниже.

     Основные  функции и задачи системы контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan» были разделены  на следующие группы:

  • учет,
  • планирование,
  • контроль и регулирование,
  • информационно-аналитическое обеспечение;
  • дополнительные, внесистемные функции.

     Рассмотрим  основные функции каждой из них.

     1. Учет:

  • сбор и обработка информации;
  • разработка и ведение системы внутреннего учета;
  • унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.

     2. Планирование:

  • информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);
  • формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования;
  • установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;
  • координация процесса обмена информацией;
  • координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;
  • проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;
  • составление сводного плана предприятия.

     3. Контроль и регулирование:

  • определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах;
  • сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;
  • определение допустимых границ отклонений величин;
  • анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшении отклонений либо коррекции плана.
  • 4. Информационно-аналитическое обеспечение:
  • разработка архитектуры информационной системы;
  • стандартизация информационных носителей и каналов;
  • предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;
  • сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных;
  • разработка, изучение и внедрение эконометрического экономико-математического и иного инструментария для планирования, контроля и принятия решений;
  • консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений;
  • обеспечение экономичности функционирования информационной системы.

     5. Дополнительные функции: 

  • сбор и анализ данных о внешней среде: состояние финансовых рынков, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы и др.;
  • сравнение с конкурентами;
  • обоснование целесообразности установления контактов (вплоть до слияния) с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов;
  • проведение калькуляций и иных расчетов для особых заказов;
  • расчеты эффективности инвестиционных проектов и др. [24, c.159]

     Объем реализуемых в ТОО «GSM Kazakhstan»  функций контроллинга зависит в  основном от следующих факторов:

  • экономического состояния товарищества;
  • понимания руководством и собственниками важности и полезности внедрения функций контроллинга;
  • уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции;
  • сложившегося уровня конкурентности в отрасли;
  • квалификации управленческого персонала;
  • квалификации сотрудников службы контроллинга.

     В крупных организациях, таких как  ТОО «GSM Kazakhstan», целесообразно создание специализированной службы контроллинга.

     Анализ  практики свидетельствует о том, что внедрение контроллинга практически гарантирует успешную реализацию всех функций стратегического менеджмента. Исследования, постоянно проводимые многими западными компаниями, позволяют сделать вывод о том, что контроллинг содействует оптимизации организационно-функциональной структуры компании, определяя функциональное назначение и вертикально-горизонтальные связи основных структурных подразделений каждого филиала и дочерней компании, участвующих в бизнесе. [25, c.68] По подобию схемы построения систем контроллинга ведущих компаний телекоммуникационной отрасли на ТОО «GSM Kazakhstan была создана система контроллинга предполагающая четкое распределения функций между службами подразделений. Была формализована и финансовая схема ТОО «GSM Kazakhstan» – предоставляется описание услуг, оказываемых линейными подразделениями компании друг другу и внешним контрагентам, осуществляется построение схем.

     Менеджерам  ТОО «GSM Kazakhstan», в настоящее время, приходится принимать решения, исходя из огромного количества информации, которую невозможно в полной мере и в нужные сроки правильно оценить. Решение этой проблемы обеспечивает контроллинг, посредством которого все необходимые менеджменту данные практически поступают по востребованности.

     Ключевые  задачи, которые решают менеджеры  ТОО «GSM Kazakhstan», с помощью контроллинга:

  • оптимизация управления всеми структурами предприятия на базе комплексной компьютерной компьютеризации;
  • совершенствование систем планирования, контроля и анализа;
  • применение эффективной системы учета операций и достигнутых результатов;
  • повышение квалификационного уровня персонала;
  • обеспечение заинтересованности работников в постоянном улучшении результатов деятельности предприятия;
  • формирование условий для стабильного и эффективного бизнеса.

     Одной из основных целей внедрения системы управления предприятием, основанной на применении контроллинга, в целях обеспечения его конкурентоспособности в настоящее время на ТОО «GSM Kazakhstan» выступает разработка и применение концепции контроллинга, выступающая стержнем, вокруг которого объединяются основные элементы организации и управления деятельностью предприятия в современных условиях, а именно:

  • все категории бизнес-процессов и их затраты;
  • центры ответственности предприятия;
  • системы планирования и бюджетирования, формируемые на основе центров ответственности предприятия;
  • система управленческого учета;
  • система стратегического управления, основанная на анализе цепочки ценностей, анализе стратегического позиционирования и анализе затратообразующих факторов;
  • информационные потоки (документооборот), позволяющий оперативно фиксировать текущее состояние выполнения бюджетов центров ответственности;
  • мониторинг и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • выявление причин отклонений и формирование управляющих воздействий в рамках центров ответственности.

     На  вершине системы целей контроллинга в ТОО «GSM Kazakhstan» находятся 8 основных целей. Каждая из этих целей имеет  собственные критерии, позволяющие  выделить ее из общего перечня, а также  основные индикаторы реализации этой цели (Приложение 2).

     Контроллинг обеспечивает выполнение управленческих функций всех вместе, каждой в отдельности  и в их различных сочетаниях. При  разработке ключевых плановых заданий (планов продаж, инвестиций и т.д.) служба контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan» координирует отдельные планы по времени и содержанию; проверяет представленные планы с точки зрения возможности их реализации и на этой основе формируется годовой план предприятия. Контроллер на ТОО «GSM Kazakhstan» рекомендует, как и когда планировать, а главное, оценивает возможности выполнения всего намеченного плановой программой. Он же контролирует и претворение ее в жизнь, вносит коррективы в планы в соответствии с изменениями рынка

     Благодаря своей информационной базе контроллинг  участвует в формировании цен на продукцию и определении выгодных условий их реализации, уровня скидок и наценок для расчета ожидаемых затрат и финансовых результатов, налоговых платежей и создаваемых резервов. С помощью контроллинга проверяется эффективность разных вариантов инвестиций до их осуществления, оценивается их рациональность, моделируются различные условия реализации избранного проекта, дается оценка реально достигнутого по его завершении.

     Контроллинг оказывает помощь менеджерам ТОО  «GSM Kazakhstan» в решении проблем, возникающих перед ними. Многие из них обозначаются весьма нестандартно, своеобразно. Это относится в частности к проблеме оценки бизнеса. Все чаще отмечается необходимость «использовать оценку стоимости для принятия лучших решений».

     Задачами системы контроллинга на ТОО «GSM Kazakhstan» являются не только улучшение финансовых результатов и обеспечение необходимой информацией для обоснования управленческих решений, но и сосредоточение на долгосрочных денежных потоках, оценка результатов деятельности товарищества, исходя из стоимостных показателей, с точки зрения инвестирования денежных средств.

     Отметим, что в настоящее время ТОО  «GSM Kazakhstan» самым прибыльным, а  потому и особо привлекательным, видит вложение денежных капиталов  для внедрение новых технологий и сервиса. Это определяет быструю окупаемость вложенных денежных ресурсов, уменьшает зависимость от обеспечения сырьем, открывает возможности захвата новых сегментов рынка предлагаемых телекоммуникационных услуг и услуг мобильного интернета.

     В ТОО «GSM Kazakhstan» на подготовительном этапе внедрения инновация первостепенно  место отводится контроллинговым  программ в определении эффективности  вложения денежных капиталов.

Информация о работе Стратегический контроллинг