Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:57, реферат
Стратегический контроллинг: сущность и содержание в условиях рынка
На
этом этапе важно информационное
обеспечение контроллинга, основанное
на использовании современные информационные
технологии, которые становятся источником
высокой производительности, инноваций
и конкурентных преимуществ. Об этом, в
частности, свидетельствуют данные таблицы
3.
Таблица 3. Цели и результаты управления на основе инноваций
Показатель | Количество компаний с успешными результатами, % |
Рост удовлетворения запросов потребителей | 78 |
Повышение степени удовлетворения пожеланий сотрудников | 60 |
Инновации в производстве и сервисе | 59 |
Повышение рентабельности | 56 |
Рост годового дохода | 52 |
Содействие потребителей в достижении позитивных результатов | 45 |
Сокращение текучести кадров | 37 |
Снижение потребительских цен | 36 |
Ускорение выхода на рынок новых продуктов и услуг | 30 |
Примечание: составлено автором на основе источника 25 |
Интеграция всех операций в единое целое на ТОО «GSM Kazakhstan» осуществляется информационными системами. Организация становится совокупностью микроэлементов гибких производственных систем, взаимодействующих и управляемых электронным путем. Компьютеризация контроллинга на ТОО «GSM Kazakhstan» обеспечивает гибкость, при которой услуги компании выводятся на рынок в момент появления массового спроса на низ, что удовлетворяет потребности большинства индивидуальных требований клиентов. Возможности новых технологий позволили ТОО «GSM Kazakhstan» перейти от внешнего контроллинга к внутреннему, к самоконтролю работника.
Служба контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan» в первую очередь занимаются учетом и анализом затрат, а также результатов финансовой и хозяйственной деятельности. Конкретные фактические данные для анализа предоставляются службе контроллинга бухгалтерией. Статистические материалы, данные плана и результаты сравнения фактических значений показателей с плановыми величинами контроллеры компании получают от плановой и финансовой служб ТОО «GSM Kazakhstan». На базе проведенных расчетов контроллеры предлагают руководству компании рекомендации по сокращению затрат, увеличению прибыльности, рентабельности отдельных видов услуг и сбыту. На основе подобных рекомендаций осуществляется выбор наилучшего управленческого решения из числа имеющихся альтернатив.
В
виду этого к специалистам-
Как показывает практика применения контроллинга крупнейшими сотовыми компаниями мира, система контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan» несет в себе огромный потенциал, применение инструментов контроллинга позволяет компании ставить и добиваться высоких целей, прежде всего в таких областях, как планирование, прогнозирование, инвестиционная привлекательность, инновационная деятельность, финансовые результаты.
При
создании системы контроллинга руководство
ТОО «GSM Kazakhstan» столкнулось с
проблемой внедрения в практику
компании инструментов контроллинга,
а также с проблемой повышения
эффективности его
Практика доказала, что для того чтобы потенциал контроллинга проявился в полной мере, нужна системная подготовка предприятия, всего его персонала к подобного рода работе. Проблема была решена приглашением на работу высококлассных специалистов, в том числе и иностранных тренеров и консультантов.
Успех внедрения системы контроллинга на ТОО «GSM Kazakhstan» обычно обусловлен не только привлечением высококвалифицированных специалистов в данной области, но и, прежде всего, подготовкой и переподготовкой значительной части персонала при содействии зарубежных консультантов в области подготовки кадров для контроллинговой деятельности, что обеспечивает повышение профессиональной подготовки, а также способствует росту производительности труда, развитию новаторства и рационализаторства.
Наибольший эффект внедрения контроллинга приносит ТОО «GSM Kazakhstan» активное использование корпоративных информационных систем, в частности ERP, обеспечивающих для него информационную базу.
Значительной модернизации при создании системы контроллинга на ТОО «GSM Kazakhstan» подверглись финансовые аспекты контроллинга, а также роль бюджетирования в нем.
Новые подходы в управлении компанией кардинально изменяли структуру управления: от линейно-функциональной к процессно-ориентированной через выстраивание системы бизнес-процессов, определяющих прямую зависимость между входящими ресурсами, принятой технологией и требованиями клиентов. Принцип формирования бюджетных центров ответственности стал практически полностью соответсовать требованиям процессно-ориентированной организации управления.
Эффективность деятельности центров финансовой ответственности ТОО «GSM Kazakhstan» во многом зависит от правильности выбора и расчета установленных индикаторов. В бюджетах ТОО «GSM Kazakhstan» высокий удельный вес занимают косвенные расходы, прогнозный расчет которых достаточно сложен и не вполне корректен, поскольку основывается, как правило, на эмпирической корреляции.
Практики использования контроллинга в ТОО «GSM Kazakhstan» свидетельствует о возможности его энергичного воздействия на состояние и динамику финансов всей компании при условии обеспечения необходимых основ для его развития и постоянного совершенствования.
Важным
видится и тот факт, что система
контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan» является
неким стержнем, вокруг которого объединяются
все основные элементы организации и управления
деятельностью предприятия (рисунок 4).
Рисунок 4. Схема системы контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan»
Примечание:
составлено автором на основе материалов
ТОО «GSM Kazakhstan»
Решение и текущих, и стратегических задач в ТОО «GSM Kazakhstan» является возможным только при регулярном поступлении полной и достоверной информации о финансовой ситуации и результатах в разрезе всех процессов хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому контроллинг ТОО «GSM Kazakhstan» базируется на управленческом учете.
Несмотря на все положительные стороны системы контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan» существует и ряд проблем и ошибок, допущенных руководством ТОО еще на стадии разработки и внедрения этой системы в практике управления. Рассмотрим их подробнее.
1.
Ошибки в понимании сущности
и задач контроллинга. Самой грубой
ошибкой, которая могла
Эта же нормативная база помогла избежать ошибки позиционирования контроллинга, когда контроллеру ставится задача «указывать руководителям подразделений на их ошибки». Задача контроллинга заключается не в поиске виновных лиц, а в выявлении и устранении причин, которые помешали достижению цели. Для того, чтобы избежать такого, в ТОО «GSM Kazakhstan» была создана атмосфера терпимого отношения к промахам и ошибкам персонала, желания разобраться в причинах и обстоятельствах неправильных действий.
2.
Ошибки в выборе целей.
Позже первоначальная главная цель системы контроллинга была заменена на извлечение управленческой прибыли, вместо прибыли «бухгалтерской», что позволило более адекватно оценивать состояние дел.
3.
Избыточное или недостаточное
количество информации. Первоначально
перед контроллерами ТОО «GSM Kazakhstan»
ставилась задача в
Проблема была устранена также после создания четких регламентов работы отдела контроллинга.
Среди прочих ошибок, имевших место в деятельности системы контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan» можно отметить:
Рассмотрим организацию процесса контроллинга компании по каждому из его этапов.
1. Учет (управленческий учет).
К управленческому учету в ТОО «GSM Kazakhstan» относят задачи текущего оперативного управления финансово-хозяйственной деятельностью компании по всей структуре: от высших до самых низших звеньев управления.
Поскольку главной стратегической целью любого предприятия, и ТОО «GSM Kazakhstan» в том числе, является максимизация прибыли и повышение рентабельности деятельности, то основной функциональной задачей системы контроллинга является управление затратами и финансовыми результатами деятельности предприятия. Однако, сфера прикладных задач контроллинга на предприятии неимоверно шире, поэтому следует более подробно рассмотреть их постановку и реализацию на предприятии.
В сфере управленческого учета задачи системы контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan» включают в себя создание системы сбора и обработки информации существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства. Организация учета затрат на ТОО «GSM Kazakhstan» ведется не только по отдельным видам выпускаемой продукции, но также по технологическим процессам, фазам производства, покупателям, регионам сбыта и т.д. В данную группу попадают также задачи по подбору или разработке методов учета затрат и калькулирования себестоимости, критериев, финансовых и общеэкономических показателей для оценки деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений.
В процессе учета ТОО «GSM Kazakhstan» оперирует с следующими классификациями затрат, в зависимости от:
I. Их роли в системе управления:
II.
По способу отнесения на
III. По времени их дебетования относительно поступлений от реализации