Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Главной целью работы является выявление проблем антимонопольного регулирования имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений в области использования природных ресурсов. Для достижения данной цели, необходимо решить ряд задач, а именно:
Во-первых, определение общей экономической обстановки в области использования природных ресурсов,
Во-вторых, определение действующего антимонопольного законодательства в области использования природных ресурсов,
В-третьих, обобщение и анализ судебной практики по делам о нарушении антимонопольного законодательства в области использования природных ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………Стр.3

История и правовые основы антимонопольного контроля в России…………….......................................................................................................Стр.5
§1.Становление антимонопольного законодательства в России…… Стр.5
§2. Виды антимонопольного контроля в России…………………….Стр.13
Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования………………………………………………………...Стр.25
§1. Антимонопольное регулирование в области использования водных объектов и рыбохозяйства……………………………………………….......Стр.25
§2. Антимонопольное регулирование в области использования лесного хозяйства и животного мира………………………………………………...Стр.40
§3. Антимонопольное регулирование в области использования недр………………………………………………………………………….Стр. 47
Заключение …………………………………………………………Стр. 53
Список используемой литературы…………………………………Стр. 55

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 97.54 Кб (Скачать)

       Вместе  с тем в ст. 50 ЛК РФ предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной  власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных  органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные  действия в области использования  лесов, которые приводят или могут  привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. При включении в состав аукционного лота одновременно нескольких видов лесопользования арендная плата за один вид лесопользования образует незначительную часть начальной цены лота, что существенно ограничивает возможности для участия в аукционе тех хозяйствующих субъектов, которые осуществляют исключительно данный вид лесопользования, выставление на аукцион одновременно нескольких видов лесопользования лишает хозяйствующих субъектов возможности приобрести в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке право на аренду лесного участка для осуществления единственного вида лесопользования. Ст. 22 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения. Таким образом, территориальным органам исполнительной власти следует разделять виды деятельности в содержании лотов на аукционе в целях обеспечения  конкуренции в области использования лесных ресурсов.41  Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" такие нарушения процедуры торгов, как отсутствие выписки из государственного реестра или нотариально удостоверенной ее копии и документов, подтверждающих факт внесения задатка, являются обстоятельством, достаточным для признания торгов недействительными.42

       Федеральным законом от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об  охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации» (далее  – Закон об охоте) не допускаются  монополистическая деятельность и  недобросовестная конкуренция в  области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч.31 ст.28 Закона об охоте. Государственный контроль за экономической концентрацией в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется в соответствии с Законом О защите конкуренции. Установление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные отношения одним лицом, группой лиц не носит обязательного характеры. Кроме того, Законом об охоте не определен приоритет общедоступных охотничьих угодий перед закрепленными. Исходя из указанного, отсутствие ограничения максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, не является препятствием для заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона с лицами, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло до вступления в силу Закона об охоте.43

       Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку. При  наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию животный мир предоставляется  в пользование на основании конкурсов  с соблюдением антимонопольных  требований. Конкурсы организуют и  проводят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  совместно со специально уполномоченными  государственными органами по охране, контролю и регулированию использования  объектов животного мира и среды  их обитания.

       Антимонопольные требования, по которым запрещаются  или в установленном порядке  признаются неправомочными действия органов  государственной власти, а также юридических лиц и граждан, направленные на: ограничение вопреки условиям конкурсов доступа к участию в них всех желающих приобрести право на пользование животным миром; уклонение от предоставления разрешений на пользование животным миром победителям конкурсов, устанавливаются ст. 39 Федерального закона от 24 апреля 1995 года №52 – ФЗ «О животном мире».44  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       §3. Антимонопольное  регулирование в  области использования  недр. 

         Россия располагает крупнейшим  минерально-сырьевым потенциалом  и является одним из ведущих  мировых производителей минерального  сырья. Проведение Россией эффективной  политики в сфере рационального  использования минерально-сырьевой  базы требует учета последствий  глобализации мировой экономики,  прогнозируемого роста потребления  минерально-сырьевых ресурсов в  XXI веке и является важнейшим  условием обеспечения структурной  перестройки и модернизации экономики  и последовательного повышения  благосостояния населения. В целях развития геологической отрасли до 2030 года и формирования высокоэффективной, инновационно ориентированной системы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечивающей решение поставленных задач на современном этапе и в долгосрочном периоде распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N1039-р была утверждена Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия). На первом этапе реализации Стратегии, который завершается в 2012 году были приняты первоочередные нормативно-правовые и экономические механизмы развития геологической отрасли.45

       Основу  законодательства геологической отрасли  составляет Закон Российской Федерации  от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» (далее  – Закон о недрах), который  определяет недра, как частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, и регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.

       Закон о недрах в ст.17 устанавливает  антимонопольные требования при  пользовании недрами, а именно: запрещаются  или в установленном порядке  признаются неправомочными действия органов  государственной власти, а также  любых хозяйствующих субъектов (пользователей  недр), направленные на:46

       ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию  в них юридических лиц и  граждан, желающих приобрести право  пользования недрами в соответствии с Законом о недрах;

       уклонение от предоставления лицензий победителям  в конкурсе либо на аукционе, а также  от предоставления предусмотренных  статьей 11 Закона о недрах лицензий на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции;

       замену  конкурсов и аукционов прямыми  переговорами, за исключением случаев, предусмотренных Законом о недрах и федеральными законами;

       дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;

       дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и  инфраструктуры.

       Федеральный орган управления государственным  фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.

       Для того чтобы предписание нормативного акта не было только декларативным  и эффективно исполнялось соответствующими участниками правоотношений, оно  должно быть обеспечено закреплением мер ответственности за его нарушение. В связи с этим законодатель предусмотрел в ст. 49 Закона О недрах возможность применения, в частности, мер административной ответственности за нарушение антимонопольных требований при недропользовании.47

       В действующем Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях  не содержится норм, напрямую корреспондирующих  с положениями ст. 17 Закона О недрах, а именно статей, предусматривающих ответственность за нарушение антимонопольных требований в сфере недропользования. Поэтому для решения вопроса о том, какие нормы КоАП РФ должны применяться, необходимо сопоставить те разделы КоАП РФ, статьи которых устанавливают ответственность как в сфере недропользования (природопользования), так и в сфере антимонопольного регулирования.

       В КоАП РФ имеется глава 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования". Однако она не содержит норм, устанавливающих  административную ответственность  за нарушения антимонопольного законодательства в сфере недропользования. Таким  образом, несмотря на то, что отношения  по использованию недр являются отношениями  природопользования, действия, направленные на ограничение конкуренции в  этой сфере, не входят в круг отношений, регулируемых указанной главой 8 КоАП РФ.

       В определенной мере корреспондирующими с положениями ст. 17 Закона О недрах являются нормы, закрепленные в главе 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности".

       В данной главе содержится ряд статей, нормы которых направлены на защиту конкуренции в целом, без указания на какой-либо конкретный вид хозяйственной  деятельности. К ним относятся ст. 14.9 (ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления), 14.31 (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), 14.31.1 (злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%), 14.32 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, координация экономической деятельности), 14.33 (недобросовестная конкуренция).

       В рамках названных статей предусмотрена  административная ответственность  за недобросовестную конкуренцию, а  также за совершение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке, действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством  и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или  устранению конкуренции.48

       Основаниями возникновения права пользования  участками недр являются: решение  Правительства Российской Федерации, принятое: по результатам конкурса или аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной  лицензии, на участке недр федерального значения (ч.1 п.1 ст.10.1 Закона о недрах).

Информация о работе Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования