Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Главной целью работы является выявление проблем антимонопольного регулирования имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений в области использования природных ресурсов. Для достижения данной цели, необходимо решить ряд задач, а именно:
Во-первых, определение общей экономической обстановки в области использования природных ресурсов,
Во-вторых, определение действующего антимонопольного законодательства в области использования природных ресурсов,
В-третьих, обобщение и анализ судебной практики по делам о нарушении антимонопольного законодательства в области использования природных ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………Стр.3

История и правовые основы антимонопольного контроля в России…………….......................................................................................................Стр.5
§1.Становление антимонопольного законодательства в России…… Стр.5
§2. Виды антимонопольного контроля в России…………………….Стр.13
Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования………………………………………………………...Стр.25
§1. Антимонопольное регулирование в области использования водных объектов и рыбохозяйства……………………………………………….......Стр.25
§2. Антимонопольное регулирование в области использования лесного хозяйства и животного мира………………………………………………...Стр.40
§3. Антимонопольное регулирование в области использования недр………………………………………………………………………….Стр. 47
Заключение …………………………………………………………Стр. 53
Список используемой литературы…………………………………Стр. 55

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 97.54 Кб (Скачать)

       - если у лица (группы лиц) не  имелось права пользования частью  водного объекта или имелось  такое право на меньшую площадь  этого водного объекта;

       - если у лица (группы лиц) имелось  право пользования не менее  чем на такую площадь водного  объекта;

       - если лицо (группа лиц) приобретает  голосующие акции АО, доли в уставном капитале ООО, в котором оно (она) распоряжается менее чем 50 процентами голосующих акций, долей, и таким образом получает право распоряжаться более чем 50 процентами голосующих акций АО, долей ООО, владеющего правом пользования частью водного объекта, превышающего упомянутую площадь;

       - если лицо (группа лиц) в результате  одной или нескольких сделок (в  том числе на основании договора  доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности  или договора поручения) приобретает  права, позволяющие определять  условия осуществления лицом  предпринимательской деятельности  или осуществлять функции его  исполнительного органа, и таким  образом получает право контролировать  лицо, владеющее правом пользования  частью водного объекта, превышающего  упомянутую площадь;

       - если происходит слияние или  присоединение лиц, и таким  образом вновь созданное или реорганизованное лицо (группа лиц) получит право пользования частью водного объекта, превышающего упомянутую площадь.

       Требование  уведомления не распространяется на сделки, иные действия в отношении  прудов и обводненных карьеров, а  также сделки, подлежащие государственному контролю за экономической концентрацией согласно главе 7 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

       Срок  уведомления антимонопольного органа составляет 45 дней после даты осуществления  сделок, иных действий, слияния, присоединения. Срок рассмотрения - 30 дней с даты получения уведомления и всех требуемых документов и сведений (с возможностью продления не более чем на два месяца).

       По  результатам рассмотрения антимонопольный  орган принимает и сообщает в  письменной форме заявителю одно из следующих решений:

       - принять к сведению уведомление;

       - продлить срок рассмотрения уведомления;

       - принять к сведению уведомление  и одновременно выдать заявителю  предписание об осуществлении  действий, направленных на обеспечение  конкуренции.21

       Законодатель  установил ответственность за  непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в  федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий  или органы, уполномоченные в области  экспортного контроля ст. 19.8. Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ).22 Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления контроля в сфере антимонопольной деятельности государства и в сфере регулирования естественных монополий. Одним из способов осуществления контроля является право государственных органов на получение информации, ходатайств, уведомлений. Объективная сторона правонарушения выражается в непредставлении в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов либо представление заведомо недостоверных сведений.23 Некоторые хозяйствующие субъекты не выполняют требований Правил, ссылаясь на то, что орган антимонопольного контроля субъекта федерации занимает  - УФАС является членом конкурсной комиссии на предоставление водного объекта и имеет доступ к необходимой информации, не представляет в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации. Суды указывают на то, что проведение конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка и заключение договора по его результатам являются самостоятельными юридически значимыми действиями, обязательное участие представителей УФАС в конкурсной комиссии не означает исполнения обществом обязанности по уведомлению управления о факте совершения соответствующей сделки, которая установлена пунктом 4 Правил. Также хозяйствующие субъекты настаивают на применение судами ст. 2.9 КоАП, говоря о малозначительности подобных нарушений формальных требований нормативных актов. Судами делается вывод о том, что несвоевременное представление обществом уведомления, необходимого для реализации управлением специальных полномочий, препятствует эффективному осуществлению антимонопольным органом полномочий по контролю за экономической концентрацией на товарном рынке и представляет собой существенную угрозу охраняемым интересам в сфере антимонопольного регулирования, что не позволяет признать правонарушение малозначительным.  Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, суд обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

       Существенная  угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться и в пренебрежительном  отношении привлекаемого к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.24

       В судебном разбирательстве по жалобе ООО "Форель Суоярви" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия о признании  незаконным и отмене постановления  суд установил, что между ООО "Форель Суоярви" и Министерством сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия договора N 61-128-РВ о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного  рыбоводства, согласно которому Обществу предоставлено право на осуществление  товарного рыбоводства на рыбопромысловом участке площадью 16,1 га, расположенном в восточной части озера Уксиярви, для выращивания (разведения) форели радужной. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части.

       Под акваторией, согласно статье 1 Водного  кодекса Российской Федерации (ВК РФ), понимается водное пространство в пределах естественных, искусственных или  условных границ; под водным объектом - природный или искусственный водоем, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических, юридических лиц.

       Подпунктом 10 пункта 3 статьи 11 ВК РФ предусмотрено, что заключение договора водопользования  или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование  не требуется, если водный объект используется для товарного рыбоводства. В силу пункта 4 Правил N 314 антимонопольный орган должен быть уведомлен лицом (группой лиц) о предоставлении ему (им) в установленном порядке в пользование части акватории водного объекта, если такое лицо (группа лиц) получает право пользования более чем 100 тыс. кв. метров акватории водного объекта, при условии, что до этого получения такое лицо (группа лиц) не имело прав пользования частью акватории водного объекта или имело право пользования менее чем 100 тыс. кв. метров акватории этого водного объекта, - не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий. При этом под "иными действиями", как следует из пункта 3 вышеуказанных Правил, понимается предоставление лицу (группе лиц) в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, а также действия лица (группы лиц) в результате которых оно (они) получает право пользования водным объектом. Поскольку ООО "Форель Суоярви" предоставлено право использования водного объекта для товарного рыбоводства, что в силу подп. 10 п. 3 ст. 11 ВК РФ не требует заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении объекта в пользование, следовательно, у Общества отсутствует обязанность предоставления вместе с уведомлением предусмотренных подпунктом б) пункта 6 Правил N 314 документов.25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Антимонопольный контроль в области рыбохозяйственного комплекса. 

       Освоение  пространств и ресурсов Мирового океана является одним из главных  направлений развития мировой цивилизации  в третьем тысячелетии.

       Состояние и тенденции развития мирового рыбного  хозяйства в настоящее время  характеризуются усилением соперничества  среди стран, осуществляющих рыболовство, за право использования водных биоресурсов, особенно наиболее ценных видов рыб  и ракообразных, а также за рынки  сбыта рыбной продукции.

       Многие  страны рассматривают рыбное хозяйство  как компонент стратегического  значения, обеспечивающий безопасность, поскольку рыболовство способствует заселенности отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическому развитию.

       В этой связи большинством государств с протяженной береговой линией проводится протекционистская политика по отношению к рыболовству и созданию такого правового поля, которое бы позволяло рыбному хозяйству эффективно функционировать и быть защищенным от внешней конкуренции.

       Мировой улов водных биоресурсов и производство аквакультуры за последние 12 лет выросли с 98 до 140 млн. тонн. Максимальные уловы были достигнуты за счет интенсификации рыболовства и развития аквакультуры.26

       Ежегодный доход от мирового рыболовства составляет порядка 80 млрд. долларов США, в мире насчитывается примерно 3,5 млн. рыболовных судов общим тоннажем 13 - 14 млн. тонн. До 75% всего мирового улова водных биоресурсов предназначается для  питания населения, остальная часть  перерабатывается в непищевую продукцию.27 Рыбные продукты занимают ведущее место в обеспечении сбалансированности питания населения и не имеют на современном этапе альтернативной замены. Сокращение рыбных продуктов в структуре потребления населением ведет к росту заболеваемости, снижению продолжительности жизни, что пагубно влияет на уровень конкурентоспособности национальной экономики. Анализ мирового товарооборота рыбной продукции свидетельствует о значительном росте спроса на рыбную продукцию, особенно высокого качества и с высокой долей добавленной стоимости. Рыбное хозяйство в Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом. В рыбохозяйственном комплексе работают более 5 тыс. организаций различных форм собственности. В экономике страны рыбное хозяйство играет важную роль в качестве поставщика пищевой продукции, а также кормовой и технической продукции. Организации рыбного хозяйства являются градообразующими во многих приморских регионах страны и обеспечивают занятость населения. Особое значение это имеет для районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где добыча (вылов) водных биоресурсов является основным источником обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе коренных малочисленных народов. Уровень продовольственной безопасности в Российской Федерации в части потребления рыбных продуктов в настоящее время оценивается следующими параметрами: фактическое годовое среднедушевое потребление рыбных товаров составляет 12,8 кг, доля импорта рыбных продуктов составляет почти 40%. При этом среднедушевое потребление рыбных продуктов ведущих мировых рыболовных держав характеризуется следующими показателями: США - 22,6 кг, Китай - 25,7 кг, Норвегия - 47,4 кг, Япония - 64,7 кг. Переход к рыночным отношениям привел к резкому сокращению отечественного рыболовства в исключительных экономических зонах (далее – ИЭЗ) других стран и открытых районах мирового океана. С 1991 по 2007 год общий объем добычи водных биоресурсов снизился с 6,93 млн. тонн до 3,42 млн. тонн (на 50,7%). Объем добычи (вылова) сократился в ИЭЗ иностранных государств на 65% и открытых районах Мирового океана на 75%. Существенно уменьшились запасы водных биоресурсов, пользующихся повышенным спросом на мировом рынке (минтай, треска, отдельные виды ракообразных и осетровые виды рыб). В отличие от ведущих в рыбохозяйственном отношении стран, в Российской Федерации до настоящего не получила должного развития аквакультура.  Импорт рыбной продукции увеличился по сравнению с 1991 годом в 1,65 раза. С 2000 по 2007 год экспортные цены на пищевые рыбные товары выросли в 1,3 раза, а импортные - в 4,8 раза. Снизилось отечественное производство рыбной продукции, которая на российском рынке замещается импортными аналогами. В марте 2011 года в ходе исследования ценообразования на рыбу был проведен анализ реализации по 11 видам рыбы (минтай, сельдь, треска, лосось, горбуша, мойва, путассу, пикша, хек, форель, пангасиус) 12 крупными и средними торговыми сетями г. Москвы и Московской области (МЕТРО Кэш энд Керри, ТД «КОПЕЙКА», Магнит, БИЛЛА, МОСМАРТ, Ашан, ГК «ВИКТОРИЯ (супермаркеты Виктория, магазины Квартал), Крестовский, Вегат Плюс (магазины АБК), Пятерочка, Карусель, Перекресток) в объеме 40 тыс. тонн на общую сумму 9 млрд. рублей, а также 8 крупными производителями (переработчиками) рыбной продукции (Меридиан, Рыбообрабатывающий комбинат № 1, Хомяковский хладокомбинат, Рыбообрабатывающий комбинат № 5, ГК Русское море, Дальрыбхолод, Флотокеанпродукт, Остров) в объеме 400 тыс. тонн на общую сумму 32 млрд. рублей, за период 2009 – 1 полугодие 2010 года (с разбивкой поквартально). Проведенный анализ показал, что из 238 рублей, которые платит в среднем за 1 кг рыбы покупатель в торговых сетях Москвы и Московской области, 20% составляет наценка торговой сети, 46% - наценка посредников, 34% - уходит производителям (оптовикам) рыбы. Так, на примере сельди, лосося и мойвы средневзвешенная цена продажи рыбы в торговых сетях г. Москвы и Московской области за период с 01.01.2009 по 01.07.2010 года составила 149,12, 396,63 и 134,93 рублей соответственно. При этом наценка торговой сети составила 29,96,   85,48,   39,12 рублей соответственно, а наценка посредников  73,26    33,01   и   69,91 рублей по каждому виду рыбы соответственно.28

       Несмотря  на сохранение высокой общей обеспеченности водными биоресурсами, наблюдается  обострение проблем воспроизводства  тех объектов, добыча (вылов) которых  характеризуется наиболее высокой  рентабельностью. Под угрозой исчезновения находятся осетровые виды рыб. Из-за недостатка производителей, изношенности основных фондов предприятий, осуществляющих искусственное воспроизводство, отсутствия современных ресурсосберегающих технологий, а также недостаточного финансирования осуществление искусственного воспроизводства  осетровых не обеспечивает должного эффекта. В настоящее время в  Российской Федерации искусственным  воспроизводством водных биоресурсов  занимаются более 150 рыбоводных организаций  различных форм собственности.29 Основными направлениями работ является искусственное воспроизводство осетровых, лососевых, сиговых, частиковых, растительноядных видов рыб. Ежегодный выпуск молоди в водные объекты рыбохозяйственного значения составляет более 8 млрд. штук. Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации в своем развитии практически исчерпал внутренние резервы экономического роста и возможности материально-технической базы, заложенной еще в 70 - 80-е годы прошлого века. Вместе с тем Российская Федерация обладает значительным потенциалом запасов водных биоресурсов, что является главным естественным конкурентным преимуществом в мировой экономике и подтверждается наличием соответствующих природных, ресурсных, рыночных и социальных предпосылок. Определяющим для развития рыбного хозяйства являются рыночные предпосылки, которые обусловлены ростом спроса населения страны и других секторов экономики на рыбные товары (пищевые и непищевые) и близостью емких рынков рыбных товаров стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Рост экономики страны и увеличение доходов населения является важнейшей предпосылкой увеличения спроса на рыбные товары на внутреннем рынке. Кроме того, оценка конъюнктуры мирового рынка рыбных товаров показывает, что в перспективе ожидается значительный рост цен на эти товары.

       Функционирование  рыбохозяйственного комплекса характеризуется недостаточным уровнем конкурентоспособности вырабатываемых отечественными производителями товаров и услуг, а также значительными административными барьерами, низкой корпоративной культурой, слабым развитием форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса, недостаточным уровнем эффективности государственного управления, отсутствием стимулов к повышению производительности труда, недостаточным развитием инноваций, а также слабой взаимосвязью образования, науки и бизнеса. За последние годы не удалось создать полноценную нормативную правовую базу, необходимую для эффективной работы рыбного хозяйства, и обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления водными биоресурсами. Основу законодательства о рыбном хозяйстве составляет Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве»). Защиту конкуренции в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливает ст.14.1., по которой  не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также осуществляющим функции указанных органов организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.30

Информация о работе Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования