Финансовые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

В науке финансового права содержатся различные определения финансово-правовых отношений. Это правоотношение можно определить как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 80.70 Кб (Скачать)

      Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.26

      Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником Финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. 27

       А субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений .Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу Действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т. е. остается субъектом финансового права.

      Таким образом, субъект финансового права - понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права, в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Участие в них государственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области финансов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав.

     Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: 28

а) государство и его  территориальные подразделения;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

В первую группу субъектов  финансово-правовых отношений входят:

а) Российская Федерация; субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;

б) муниципальные образования;

в) городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования;

г) административно-территориальные  образования особого режима См.: Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 22.08.2004) «О закрытом административно-территориальном  образовании».

       Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Российская федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов для покрытия недостатка бюджетных средств.29

        Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, области и т. д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, то есть. соответствующего государственного или местного бюджета.

       Закрытые административно - территориальные образования - это имеющие органы местного самоуправления административно-территориальные единицы с особым правовым режимом, установленным законодательством. В отличие от обычных муниципальных образований, они вступают в финансовые (бюджетные) правоотношения непосредственно с федеральными органами власти. Свободная экономическая зона отличается особой системой налогообложения (ст. 18 НК РФ).

     Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: государственные органы представительной и исполнительной власти; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации,

     Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации и в силу своей обязательности, требующую от них активных действий.

    Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности. В качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли (ст. 50 ГК РФ) и т. д. Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако законодательством предусматривается возможность филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий исполнять обязанности последних, в частности по уплате налогов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).

     Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой государственные и муниципальные унитарные, в том числе казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления30. Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличается спецификой. В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения, например финансово-промышленные группы31. Все они в соответствующих случаях вступают в финансовые отношения.

   С переходом к рыночной экономике развилась сеть малых предприятий, которые также вступают с государством и муниципальными образованиями в финансовые правоотношения, отличающиеся от других своей спецификой. Например, применительно к ним действует упрощенная система налогообложения. Учреждения, которые являются некоммерческими организациями (не имеющими своей основной целью получение прибыли), создаваемыми для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности, являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета . Однако все большее значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате предпринимательской и иной деятельности (оказания дополнительных услуг и т. п.), приносящей доходы.

      Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну.

       Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.

         Среди физических лиц - субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства32. Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ - они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32).

   Вопрос об объекте правоотношения долгое время в теории права являлся одним из наиболее дискуссионных. На различных этапах развития теории права и отраслевых юридических наук проблема объекта правоотношения имела различные акценты. Сегодня в связи с достаточно обширным исследованием этого вопроса как в теории права, так и в отраслевых юридических науках научные взгляды на объект правоотношения более или менее определились.

    В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения. Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

      Согласно второй позиции, главное в определении объекта правоотношения — это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения. Среди представителей этой точки зрения — В.А. Мицкевич и С.С. Алексеев. В какой-то мере сторонником этой позиции являлся и С.Ф. Кечекьян, хотя он и не признавал понятие «объект правоотношения». В.А. Мицкевич под объектом правоотношения понимает «... те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны правоотношения». С.С. Алексеев также считает, что «круг объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного». Однако он отмечает, что на объект правоотношения направлены либо активные действия обязанного лица (в правоотношениях активного типа), либо активные действия управомоченного лица (в правоотношениях пассивного типа).

    Отделимые объекты финансовых правоотношений

К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

а) налоги,

б) сборы,

в) пошлины,

г) бюджетные ассигнования,

д) субсидии,

е) бюджетные кредиты,

ж) бюджетные ссуды,

з) дотации,

и) субвенции,

к) 50% прибыли Центрального банка РФ,

л) свободный остаток прибыли  казенных предприятий,

м) штрафы, недоимки, пени,

н) проекты бюджетов РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований, государственных  и муниципальных внебюджетных фондов, о) бюджеты (как законы и плановые акты) и т д.

    К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся: государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т.д.

   Все вышеперечисленные отделимые объекты финансового правоотношения могут быть подразделены на две группы: а) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, б) законы (постановления), плановые акты и их проекты.

    В финансовые ресурсы государства как объекты финансовых правоотношений включаются все вышеперечисленные отделимые объекты финансовых правоотношений за исключением проектов бюджетов и самих бюджетов как законов (постановлений) и плановых актов. Последние включены во вторую группу.33

 

 

 

 

 

 

Глава II.ЗАЩИТА ПРАВ СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

         Для реализации прав субъектов финансовых правоотношений используются различные методы. Первым из них является метод убеждения в различных формах, который реализуется в первую очередь посредством разъяснительной работы. В качестве примера можно привести рекламные акции налоговых органов, призывающие платить налоги. Вторым методом является метод государственного принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, пресекательных и восстановительных мер). Он применяется в случае нарушения установленных финансовых правил. Первоочередность принадлежит методу убеждения. Меры государственного принуждения являются одним из основных элементов механизма правового регулирования финансовых отношений. Их использование необходимо и в случаях возникновения потребностей в защите прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Данные меры применяются ко всем видам субъектов финансовых правоотношений - государству, его территориальным подразделениям, органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. С помощью этих мер обеспечивается исполнение юридических обязанностей названных субъектов и в необходимых случаях- восстановление нарушенных прав.34

     Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке.

Информация о работе Финансовые правоотношения