Правовые основы муниципальных образований в сфере финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральное казначейство РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.
Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения потребностей населения. Важнейшей из них является гарантия их финансовой самостоятельности, включая собственные источники доходов, самостоятельное формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о правовом регулировании финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в финансовой деятельности…………………………………...3

2. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления…………………………………………………….…..8

3. Бюджетное регулирование - основная форма деятельности государства и органов местного самоуправления……………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы………………………………………...…28

Работа содержит 1 файл

курсовая 2010.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     Бюджетные ссуды – это предоставление средств  на возвратной основе под небольшой  процент. Более развито на уровне ГБС – БСС РФ, нежели на уровне БСС РФ - местные бюджеты.

     Отчисления  от регулирующих налогов и доходов - наиболее распространенная до последнего времени форма. Механизм ее реализации заключается в следующем: с налогов, поступающих в вышестоящий бюджет, устанавливается определенный процент отчислений в соответствующий территориальный бюджет. Этот способ должен был стимулировать изыскание дополнительных средств для роста сбора налогов, однако на практике региональные бюджеты стремились повысить ставку отчисляемого процента, а не искать средства, вследствие того, что процент отчислений устанавливается в большей мере виртуально, свой для каждого региона.

     Трансферты  – это достаточно новый для  нашей страны механизм – т.н. бюджетный  федерализм, заимствованный у Германии. В этом случае распределение средств производится при помощи трансфертов (трансферт, трансфер – банковские операции по переводу иностранной или национальной валюты как внутри страны, так и за ее пределы). Финансовая помощь предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой поддержки регионов (внутри его - фонд для особо нуждающихся) - в эти фонды направляется примерно 15% всех собираемых налогов и сборов, кроме таможенных пошлин.

     Механизм  трансферта происходит следующим образом: налоговый потенциал (берется он за базовый предыдущий год) - его  сравнивают со средним налоговым потенциалом налогов в России, и выделяются трансферты, если этот показатель ниже среднего по России. Размер трансфертов определяется пропорционально этой разнице. Если полученного трансферта не хватает, то регион имеет право на дополнительный трансферт.

     Естественно, трансферты не отменяют остального регулирования (например, Москва как Субъект Федерации  имеет высокий налоговый потенциал, но, тем не менее, получает субвенции).

     Большое значение в БСС РФ имеет бесперебойное  поступление средств из регионов (оставляют часть средств у себя).

     Однако  при нарушении отдельными Субъектами Федерации правил уплаты налогов  и сборов в бюджет предусмотрены  следующие санкции:

     - приостановление финансирования  из федерального бюджета программ и мероприятий, осуществляемых на территории региона (в т.ч. трансферты, субвенции);

     - приостановление поставки продукции  из централизованных государственных ресурсов;

     - прекращение выдачи лицензий  на экспорт предприятиям данного  региона.

     Таким образом, можно увидеть, что государство пристально следит за действием БСС РФ и осуществляет с ней прямое взаимодействие. Сегодня во время кризиса экономики обеспечение четких взаимоотношений бюджетов всех уровней является не прихотью Правительства, а жестким требованием времени. Улучшение взаимодействия, соотношения расходов и доходов ГБС РФ являются необходимыми условиями прогресса отечественной экономики, ее гармоничной интеграции в мировой политический процесс.

     Основные  правовые принципы функционирования территориальных  финансов заложены в Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991г., Законе «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» от 15 июня 1992г., Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительских и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономных округов, краев, областей, городов Москвы Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993г. и Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г1.

     В связи с переходом на рыночную экономику возросла роль финансов территорий: большая свобода в жилищном строительстве, коммунальном хозяйстве, народном образовании  и здравоохранении. Все это требовало  расширения финансово-экономической  базы бюджетов Субъектов Федерации (и местных), что нашло свое отражение в принятом в 1991г. Законе «О местном самоуправлении». Были определены взаимоотношения бюджета и экономических агентов данного региона (предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета. Органы власти вправе создавать предприятия, перепрофилировать их, образовывать другие органы управления). Также у территориальных органов власти появилось право самостоятельно разрабатывает планы развития регионов. Разрешено внешнеэкономическое взаимодействие, создание внебюджетных фондов.

     За  органами власти регионов закрепляется самостоятельная разработка и исполнение бюджета, создание сводного финансового баланса.

     В следующем Законе «О субвенциях республикам…»  определены права регионов на получение  субвенций от государства, условия их предоставления, ответственность за соблюдение этих условий.

     Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов…» сформулировал определения такие понятия как консолидированный бюджет, средняя финансовая обеспеченность и т.п. Определил права регионов по формированию расходов, уточнил содержание расходных статей бюджета. Регламентировал бюджетный процесс (например, имеет положение об образовании согласительных комиссий). В заключительной части установил формы контроля за использованием фондов, гарантии бюджетных прав, ответственность за принятые решения.

     Закон «Об общих принципах организации  местного самоуправления…» определил обязанность бюджетов Субъектов Федерации ежегодно предусматривать необходимые финансовые средства для реализации властных полномочий органов местного самоуправления. Интересный пункт закона о том, что население Субъекта Федерации путем референдума может предложить вопрос о разовом добровольном внесении средств для различных мероприятий. В основной же своей части Закон устанавливает иерархию и порядок обеспечения минимальных бюджетов всех уровней.

     Кроме этих законов можно также назвать  Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г. – регулирующий, кроме всего, доходные части бюджетов разных уровней.

     Вышеназванными  законами, естественно, правовая база бюджетов Субъектов Федерации (и  не только) не исчерпывается. БСС РФ регулируют указы Президента РФ, постановления  Правительства и министерств. Законодательная власть нашей страны на сегодняшний день имеет массу проблем, связанным с необходимостью скорейшего заполнения правовых полей в области экономики и правовое обеспечение БСС РФ и ГБС РФ должно являться, по моему мнению, приоритетной позицией.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

     Финансовая  деятельность в условиях рыночной экономики  должна сопровождаться не только развитием  кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

     Финансовая  деятельность органов государственной  власти и местного самоуправления связана  общей целенаправленностью на потребности  общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Осуществление эффективной финансовой деятельности государства является фактором, необходимым для проведения справедливой социальной политики, которая в условиях перехода к рыночной экономике требует устранения негативных сторон последней (нестабильность материального положения членов общества при значительном разрыве в уровнях доходов, безработица и т.п.). Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. – 1993. - № 237. – 25 декабря.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998, № 31, ст. 3823; 2007, № 1, ст. 28.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998, № 31, ст. 3824; 2006, № 31, ст. 3436.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000, № 32, ст. 3340; 2006, № 3, ст. 280; № 23,ст. 2382; № 31, ст. 3433, 3436, 3443, 3450, 3452; № 45, ст. 4627, 4630.
  5. Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 39, ст.4464.
  6. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 40, ст. 3822; 2007, № 18, ст. 2117.

Научная и учебная литература

  1. Гавричина Е.Л. Кашаев А.Н. Государство и право. Учебное пособие. - М., 1997.
  2. Государственные и муниципальные финансы. Учебник / Под. ред. Г.Б. Поляка. - М., 2004.
  3. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России: Учебное пособие для вузов. - М.: Новый Юрист, 1997.
  4. Гуреев В.И. Российское налоговое право: Учебник. - М.: Экономика, 1997.
  5. История экономики: учебник / Под. ред. проф. Н.П. Зудилина. – С-Пб. ЭКО-Пресс, 1993.
  6. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - Воронеж, 1997.
  7. Карасева М.В. Финансовое право (Общая часть): Учебник. - М., 1999.
  8. Клитгаард Р. Рыночные реформы. - М., 1992.
  9. Мандрица В.М., Рукавишникова И.В., Дружинин Д.Н. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрицы. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 448 с.
  10. Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА - М.: НОРМА, 1997.
  11. Райзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь. – М.: Инфра-М, 1997.
  12. Савин А.Ю. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 1997.
  13. Словарь терминов рыночной экономики. / В 2-х ч. рук. авт. колл. В.М. Лукашевский. - М., 1998.
  14. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., 1996.
  15. Финансовое право: Учебник. / Под ред. Горбуновой О.Н. - М.: Юристъ, 2000.
  16. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 600 с.
  17. Финансовое право: Учебное пособие / Под ред. Е.Н. Евстигнеева, Н.Г. Викторовой. - Санкт-Петербург: Питер, 2002.
  18. Финансовое право. Учебник. / Под редакцией Грачевой Е.Ю. и Толстопятенко Г.П. - М., 2003.
  19. Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробозина и др. - М., Финансы ЮНИТИ, 1997.
  20. Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: Научно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997.

Информация о работе Правовые основы муниципальных образований в сфере финансов