Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:18, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1
Финансовая система России и ее институты
Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Содержание

Вопрос! Финансовая система России и ее институты. . . '. ■. . . .3
Вопрос 2. Финансовая деятельность государства Г .3
Вопрос 3. Законодательство, регулирующее финансовые отношения и финансовую деятельность .3
Вопрос 4. Предмет и метод финансового права .3
Вопрос 5. Принципы финансового права ■ 5
Вопросе. Понятие финансово-правовых норм, их виды ' 5
Вопрос' 7. Понятие и элементы финансово-правовых отношений .' 5
Вопрос 8. Понятие, содержание и виды финансового контроля 5
Вопрос 9. Органы финансового контроля ".7
Вопрос 10. Негосударственный контроль 7
Вопрос 11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль 7
Вопрос 12. Формы и методы финансового контроля 7
Вопрос 13. Понятие и 'роль государственного и местных бюджетов .9
Вопрос 14. Бюджетная система и бюджетное устройство .9
Вопрос 15. Бюджетные права субъектов РФ. .9
Вопрос 16. Бюджетные права муниципальных образований .9
Вопрос 17. Понятие и стадии бюджетного процесса 11
Вопрос 18. Бюджетная классификация 11
Вопрос 19. Состав доходных статей бюджета 11
Вопрос 20. Состав расходных статей бюджета 11
Вопрос 21. Общая характеристика государственных доходов ' 13
Вопрос 22. Методы бюджетного регулирования 13
Вопрос 23. Понятие и сроки уплаты налога, сбора, пошлины 13
Вопрос 24. Система источников налогового права , 13
Вопрос 25. Налоговые правоотношения • 15
Вопрос 26. Функции налогов 15
Вопрос 27. Налоговая система России и система налогов как ее элемент 15
Вопрос 28. Элементы закона о налоге •-. . . 15
Вопрос 29. Налоги с юридических лиц ■ 17
Вопрос 30.' Налоги с физических лиц 17
Вопрос 31. Налоги, имеющие смешанный субъектный состав. 17
Вопрос 32. Права налогоплательщиков 17
Вопрос 33. Обязанности налогоплательщиков 19
Вопрос 34. Защита прав субъектов налоговых отношений - 19
Вопрос 35. Ответственность налогоплательщиков 19
Вопрос 36. Правовой режим внебюджетных фондов 19
Вопрос 37. Основы государственного кредита 21
Вопрос 38. Государственный долг. ' , 21
Вопрос 39. Государственные займы,, их классификация 21
Вопрос 40. Страховое право, его источники 21
Вопрос 41. Понятие и виды-страхования 23
Вопрос 42. Страховые правоотношения 23
Вопрос 43. Страхование как институт финансовой системы '.. 23
Вопрос 44. Правовое регулирование государственных расходов 23
Вопрос 45. Понятие и принципы финансирования 25
35
Вопрос 46. Дефицит бюджета и источники его покрытия 25
Вогрос 47. Сметно-бюджетное финансирование и его объекты.. .25
Вогрос 48. Правовой режим финансов государственных предприятий 25
Вогрос 49. Правовой режим финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия 27
Вогрос 50. Собственный капитал предприятия 27
Вопрос 51. Прибыль и рентабельность предприятия 27
Вопрос 52. Банковская система РФ . . .' 27
Вопрос 53. Правовое регулированию деятельности ЦБ РФ 29
Вопрос 54. Надзор Банка России , 29
Вопрос 55. Правовое положение кредитных организаций 29
Вопрос 56. Понятие и принципы банковского кредита. 29
Вопрос 57. Правовое регулирование денежного обращения 31
Вопрос 58. Наличное денежное обращение. Кассовые операции 31
Вопрос 59. Безналичные фермы расчетов 31
■i
Вопрос 60. Понятие и структура валютных правоотношений 31
Вопрос 61. Правовое определение валюты и валютных ценностей 33
Вопрос 62. Правовое регулирование валютных операций. . 33
Вопрос 63. Валютный контровь. • 33

Работа содержит 1 файл

шпоры по фин.праву.docx

— 146.68 Кб (Скачать)

хования, заключаемого гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Гражданский кодекс РФ закрепляет понятия договора имущественного и личного страхования. Могут быть застрахованы риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества, риск ответственности по обстоятельствам, возникающим вследствие причинения вреда здоровью или имуществу других лиц.

По организационному признаку различают внутреннее (ограниченное), внешнее и смешанное страхование.

По объекту страхования различают имущественное страхование (страхование материальных ценностей, например от огня и других стихийных бедствий таких объектов, как строение, сооружение, оборудование, домашнее имущество и др.; страхование от аварий, угона и других опасностей средств транспорта); личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность); страхование ответственности и страхование предпринимательского риска. 

Вопрос 45 .

Понятие и принципы финансирования

Финансирование - это безвозмездное и безвозвратное предоставление государством денежных средств в разных формах предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления их текущей деятельности.

Безвозвратность и безвозмездность финансирования отличают его от кредитования, а также от предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездное™.

Финансирование  осуществляется на основе следующих принципов: целенаправленности; финансирования в меру исполнения работ, услуг; соблюдения финансовой дисциплины1.

Принцип целенаправленности закрепляет положение, согласно которому все расходы имеют предметно-целевое назначение: заработная плата, командировки, стипендии, текущие расходы и т. д.

Финансирование  в меру выполнения работ и услуг означает, что средства выделяются в соответствии с фактическим выполнением работ и услуг, их количественными и качественными показателями.

Соблюдение  финансовой дисциплины выступает условием правильного и законного расходования денежных средств.

"Финансирование  в Российской Федерации выступает в двух формах: финансирование государствен-

Вопрос 46.

Дефицит бюджета и источники  его покрытия

Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над доходами. Б  соответствии с Бюджетным кодексом РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. При этом в настоящее время федеральный бюджет в РФ остается дефицитным.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние Источники: кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы1, осуществляемые путем вы1пуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; 2) внешние источники: государственные займы1, осуществляемые в иностранной валюте путем вы1пуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств, банков и фирм иностранных государств, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов РФ могут быть: 1) внутренние источники: государственные займы, осуществляемые пу-



 

-X



V- -



 

Вопрос 47

Сметно-бюджетное  финансирование и его объекты

Сметно-бюджетное финансирование - обеспечение государственными денежными средствами на основе индивидуального финансово-планового акта, устанавливающего целевое направление, объем и поквартальное распределение средств (сметы). Так финансируется практически весь непроизводственный сектор государства, который именуется бюджетной сферой, а учреждения и организации, действующие в этой сфере, являются бюджетными учреждениями. ■■

Смета - финансовый план организаций и учреждений, получающих денежные средства из соответствующего бюджета для производства расходов, обеспечивающих их функционирование. - Смета действует в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря. Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня для выполнения стоящих перед ними задач.

Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные. Утверждаются сметы и на централизованно проводимые мероприятия. Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности

Вопрос 48 Правовой режим  финансов государственных предприятий

Финансы государственных предприятий  являются основным звеном общей финансовой системы РФ. Они представляют собой  совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, систему их образования, распределения и использования.

К финансам государственного предприятия  относятся: прибыль; кредиты банков; займы у других предприятий и населения; доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы по ценным бумагам; прочие доходы.

В материальном выражении все финансы  государственных предприятий формируются из выручки и распределяются от прибыли по фондам: фонд основных средств; фонд оборотных средств; фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд.

Правовой режим финансов предприятий  зависит от того, к -какой форме собственности относится предприятие. Специфика финансов государственного предприятия заключается в их распорядительном характере внутри предприятия и возвратном характере части денежных средств государству.

Финансовые отношения государственного предприятия (ГП) строятся на отношениях между: ГП и ■ бюджетом (государственным или территориальным) 
тем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; кредиты, полученные от кредитных организаций; 2) внешние источники определяются в соответствии с законодательством РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций.

В области политики финансирования дефицита федерального бюджета основные задачи заключаются в следующем: 1) продолжать курс неинфляционного покрытия бюджета при систематическом со; кращении объема внешних заимствований; 2) увеличивать долю бюджетных заимствований в небанковском секторе путем привлечения .средств предприятий, организаций, иных инвесторов, а также населения; 3) координировать выпуск федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности финансового рынка внутри страны.

по  поводу уплаты платежей в бюджет и  получения средств из бюджета; ГП и государственными внебюджетными фондами; государством в лице соответствующих комитетов по управлению имуществом и руководителей ГП по поводу распределения прибыли, возникающих споров по имуществу; отдельными Предприятиями и ГП в связи с уплатой экономических санкций, долевым участием в хозяйственной деятельности, получением и возвратом займов, оплатой произведенной и реализованной продукции; отраслевыми учреждениями и министерствами по поводу отчислений и получения средств из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов; ГП и банком при получении, погашении займов, уплате процентов по кредиту и возврате основной суммы долга, а также другие отношения.

Все имущество ГП, а также прибыль  и иные финансовые ресурсы, полученные от его использования, являются государственной собственностью.

Законодательство не устанавливает  режим распределения прибыли, поэтому ГП самостоятельно определяет, какие финансовые фонды выделять, в каких размерах отчислять в них п1рибыль. Расходы, не вошедшие в состав затрат по1 производству и реализации продукции, должны осуществляться из остающейся прибыли госпредприятия.

ных унитарных предприятий; финансирование государственных бюджетных учреждений.

Финансирование государственных унитарных предприятий. Унитарные предприятия создаются по. решению уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления. Унитарные предприятия не наделяются правом собственности на закрепленное за ними имущество. Финансирование расходов унитарных предприятий может осуществляться только на определенные законом цели: расходы по санации убыточных угольных шахт, конверсии оборонной промышленности и т. д. Финансирование федеральных казенных предприятий осуществляется как на расходы по текущей деятельности, так и на инвестиции.

Финансирование государственных бюджетных учреждений имеет свои особенности. Данные учреждения относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют и национального дохода не создают. Их основное назначение состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей общества. К таким учреждениям и организациям относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и оборона страны, на которые распространяется сметно-бюджетное финансирование.

его назначения, характера и масштаба деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной отрасли или.сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами, ведомствами или департаментами, отделами органов местного самоуправления в сводные, которые включаются в соответствующий бюджет.

Смета состоит из статей. Статьи сметы  имеют предметно-целевое назначение. Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения.

Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Это правило вытекает из требований сметно-бюд- жетной дисциплины и из природы самого бюджета, имеющего силу закона. Статьи расходов составляются на основе норм расходов.

Под нормами расходов понимаются единые типовые измерители сметных расходов по однородным учреждениям. Нормы расходов подразделяются по ряду оснований на: обязательные (штаты и ставки заработной платы; расходы на командировки, питание, медикаменты - не подлежат изменению) и необязательные (расходы на содержание зданий, сооружений; затраты на освещение, отопление - изменяются и применяются в зависимости от конкретной ситуации).

Вопрос 49

Правовой режим финансово-хозяйственной

деятельности казенного  предприятия В случаях, предусмотренных законодательством, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по Обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Учредительным документом казенного  предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ, в котором определяются: обязательная отчетность по формам, устанавливаемым Правительством РФ; персональная ответственность руководителя за результаты хозяйственной деятельности; , обязанность использования федеральных средств по целевому назначению; виды деятельности и порядок распределения прибыли.

В отношении таких форм казенных предприятий, как казенный завод (фабрика, хозяйство), государством осуществляются планирование и финансирование их деятельности, Производственно-хозяйственная деятельность завода осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода.

Уполномоченный  Правительством РФ орган ежегодно на основании выявляемой им потребности

Вопрос 51

Прибыль и рентабельность предприятия

Прибыль - важнейшая категория  рыночных отношений. Ей присущи три функции: 1) экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия; 2) стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования; 3) одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.

Прибыль, образующаяся у  предприятий рр уплаты налога на прибыль и некоторых других налогов, называется валовой прибылью.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница  между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Общий доход - это денежная сумма, получаемая от продажи определенного  количества товаров (выручки), от внереализационных операций, продажи имущества и иной деятельности.

Для того чтобы правильно  определять доходы предприятия, необходимо юридически точно отражать их в учете в момент получения, но не ранее чем их поступление будет подтверждено оправдательными документами.

Вопрос 50 Собственный  капитал предприятия

Собственный капитал предприятия  представляет собой разницу между  суммой активов и суммой внешних  обязательств предприятия. Его величина может быть определена только расчетно на основе данных баланса.

Составляющие собственного капитала - это уставный (складочный) капитал организации, уставный фонд унитарного предприятия, добавочный капитал, резервный капитал, фонды организации/предприятия, образуемые в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой, средства целевого финансирования и поступления.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"