Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право"

Работа содержит 1 файл

ekzamen_fp.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

Важная роль в обеспечении  соблюдения прав субъектов фин.правоотношений принадлежит Прокуратуре РФ, которая  призвана осуществлять надзор за исполнением  законов министерствами, ведомствами, в том числе органами гос-й власти субъектов РФ, органами м.с.у., их должностными лицами; за соблюдением прав человека и гражданина, в том числе органами фин.контроля, органами налог.полиции. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт (лицу, издавшему его) и вносит представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить эти нарушения.

http://www.modernlib.ru/books/belousov_danila/finansovoe_pravo_shpargalka/read/

7. Понятие и виды фин.контроля, его принципы и задачи. Методы фин.контроля.

Гос.фин.контроль – это проверка соблюдения органами гос.власти и м.с.у., юридическими и физическими лицами фин.законод-ва РФ и субъектов РФ, а также рациональности и эффективности гос.фин.и материальных ресурсов.

Виды.

1. президентский контроль – Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-ва. Осуществляет Контрольное управление (в Администрации Президента).

2. парламентский контроль – осущ.соответствующими представительными органами РФ и ее субъектов в пределах их компетенции.

Формы парламентского контроля:

- предварительный контроль  – в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов  о бюджете и иных законов по бюджетно-финансовым вопросам;

- текущий контроль  - путем рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов и реализации отраслевых программ на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп представительных (законодат) органов, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- последующий контроль  – в ходе рассмотрения и  утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль законодательных (представительных) органов РФ и ее субъектов согласно БК РФ предусматривает право соответствующих законодат органов на:

- получение от органов  исполнит власти необходимых  сопроводительных материалов при  утверждении бюджета; 
- получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

- утверждение или неутверждение  отчета об исполнении бюджета;

- создание собственных  контрольных органов для проведения  внешнего аудита;

- вынесение оценки  деят-сти органов, исполняющих бюджеты.

3. Фин.контроль в системе  органов исполнительной власти (адм.контроль) – Правительство РФ.

- функции по принятию  нпа – федер.министерства (нет  функций по контролю и надзору,  а также правоприменит функций),

- функции по контролю и надзору – допускается издание индивидуальных нпа – федер.службы,

- правоприменительная  функция – Минфин РФ – предполагает  издание индивидуальных правовых  актов – агентства.

 

8. Счетная палата как орган гос.фин.контроля.

Ст.16. Контроль за состоянием гос.внутреннего и внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов

Счетная палата осуществляет контроль за:

- управлением и обслуживанием  гос.внутреннего и внешнего долга  РФ;

- законностью, рациональностью  и эффективностью использования  иностр.кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностр.государств и фин.организаций;

- эффективностью размещения  централизованных фин.ресурсов, выдаваемых  на возвратной основе;

- предоставлением государственных  кредитов, а также предоставлением  средств на безвозмездной основе иностр.гос-вам и международным организациям.

Ст.17. Контроль за федер.внебюджетными  фондами

СП контролирует формирование и эффективность использования  средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся  в ведении Правительства РФ.

Ст.18. Контроль за поступлением в федер.бюджет средств от распоряжения и управления гос-й собственностью

СП осуществляет контроль за поступлениями в федер.бюджет средств, полученных:

- от распоряжения гос.имуществом (в том числе его приватизации, продажи);

- от управления объектами  федер.собств-сти.

Ст.19. Контроль за банковской системой

СП осуществляет контроль за:

- деят-стью ЦБ РФ, его  структурных подразделений, других  банков и кредитно-фин.учреждений  в части обслуживания ими федер.бюджета;

- деят-стью Центрального  банка РФ по обслуживанию гос.долга  РФ.

- СП РФ осуществляет  проверки финансово-хозяйственной  деят-сти ЦБ РФ, его структурных  подразделений и учреждений. Указанные  проверки осуществляются в соответствии  с решениями ГосДумы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета. 

 

9. Полномочия ФС фин.– бюдж.надзора в сфере фин.контроля.

Основная функция –  проведение ревизий и проверок правомерности  и эффективности использования  средств федер.бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федер.собств-сти, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федер.уровня и субъектов РФ.

- проводит мероприятия  по предупреждению, выявлению и  пресечению нарушений законод-ва  РФ в финансово-бюджетной сфере,

- осуществляет надзор  за исполнением законод-ва РФ  о финансово-бюджетном контроле  ведомственными контрольными органами  в структуре исполнительной власти и органами фин.контроля в Sах РФ и в м.о.,

- вправе осуществлять  фин.контроль за исполнением бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты  из федер.бюджета в части этих  средств (п.2 ст.168 БК РФ),

- организация формирования  и ведения единой информационной  системы контроля и надзора  в финансово-бюджетной сфере.

 

10. Полномочия Федер.казначейства РФ в сфере фин.контроля.

Контрольные функции  Федер.казначейства и его территориальных  органов осуществляются на стадии предварительного и текущего контроля при финансировании расходов организаций – получателей средств федер.бюджета с лицевых счетов, открываемых им в территориальных органах Федер.казначейства, и последующего контроля в процессе исполнения федер.бюджета.

Согласно ст.267 БК РФ Федер.казначейство осуществляет контроль за:

- непревышением лимитов  бюджетных обязательств получателями  средств федер.бюджета,

- непревышением кассовых  расходов, осуществляемых получателями  средств федер.бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных организаций,

- наличием у получателя  средств федер.бюджета документов, подтверждающих возникновение у  него ден.обязательств.

11. Правовые основы организации внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля.

Под системой внутрихозяйственного контроля (ВХК) (англ. internal controls) принято понимать совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для ведения эффективной хозяйственной деят-сти.

Осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйственного Sа. Проверка производственной и хозяйственной деят-сти организации в целом либо его отдельные структурные подразделения.

За ВХК отвечает сама организация или одно из ее подразделений.

Ключевым звеном в  системе ВХК является главный  бухгалтер, который несет отв-сть  за:

- формирование учетной  политики;

- ведение бухгалтерского  учета;

- своевременное представление  полной и достоверной бухгалтерской  отчетности;

- обеспечивает соответствие  осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ;

- контроль за движением  имущества и выполнением обязательств.

При осуществлении своих  функций главный бухгалтер подчиняется  непосредственно руководителю предприятия, чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица ден.и расчетные документы, фин.и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федер.органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Минфина России). В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту отв-сти за последствия осуществления таких операций.

ВХК проводится для:

- успешной деят-сти  организации;

- повышения уровня  рентабельности;

- защита имущественных  законных интересов предприятия и ее собственников;

- комплексной ревизии  структурных подразделений предприятия,  находящихся на самостоятельном  балансе (подсобные сельские хозяйства,  магазины торговли и др.);

- непрерывного наблюдения  за эффективностью финансово-экономической, снабженческо-сбытовой и производственной деят-стью;

- выявление внутрихозяйственных  резервов;

- устранение причин  и условий, порождающих хищения  и бесхозяйственность.

 

 

12. Понятие и правовое регулирование аудита в России.

Аудиторская деят-сть  в РФ осуществляется в соответствии с Федер.законом РФ от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деят-сти».

Нормы законод-ва РФ об аудиторской  деят-сти, содержащиеся в других федеральных  законах, должны соответствовать указанному Федер.закону.

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деят-сти, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Федер.закону «Об аудиторской деят-сти» и иным федер.законам.

На основании и во исполнение ФЗ «Об аудиторской деят-сти» и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законод-ва РФ об аудиторской деят-сти.

В настоящее время  система нормативного регулирования  аудита сформирована и включает в  себя ряд уровней:

К первому уровню относятся законодательные акты:

- Гражданский Кодекс  РФ;

- ФЗ от 07.08.2001г. №119-ФЗ  «Об аудиторской деят-сти»;

- ФЗ от 21.11.1996г. №129-ФЗ  «О бухгалтерском учете»;

- ФЗ от 08.08.2001г. №128-ФЗ  «О лицензировании отдельных  видов деят-сти» и др. законы, регулирующие отношения, связанные с осуществлением аудита;

Второй уровень -подзаконные акты -- Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, содержащие нормы, касающиеся аудиторской деят-сти:

- Федер.правила (стандарты) аудиторской деят-сти, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696.

- ПостПравительства РФ  от 06.02.2002г. №80 «О вопросах гос.регулирования  аудиторской деят-сти в РФ».

- ПостПравительства РФ  от 29.03.2002г. №190 «О лицензировании аудиторской деят-сти».

- Письмо Минфина РФ  от 11.04.2002г. №28-05-01/781/СШ «О перечне  документов, требований и условий,  необходимых для подачи заявления  в лицензирующий орган о предоставлении  лицензии на осуществление аудиторской  деят-сти».

- Приказ Минфина от 01.04.2002г. №264 «Об утверждении формы бланка лицензии на осуществление аудиторской деят-сти».

- Письмо Минфина РФ  от 25.04.2002г. №28-01-21/871/СШ «О перечне  документов, требований и условий,  необходимых для обмена квалификационных  аттестатов аудитора».

К третьему уровню относятся правила (стандарты) аудита, разрабатываемые профессиональными аудиторскими объединениями и общественными ассоциациями аудиторов для своих членов.

К четвертому (внутрифирменному) уровню относятся правила, разрабатываемые аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами.  
Пост.Правительства РФ от 23.09.2002 гОб утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деят-сти: ПостПравительства РФ от 23.09.2002 г. № 696//Аудиторские ведомости.-2002.-№9.-С.5-6.. были утверждены 6 федеральных правил (стандартов), а именно

13. Бюджетное право: понятие, источники, бюджетное

законод-во.

Бюджетное право –  совокупность правовых норм, устанавливающих  бюджетное устройство РФ, бюдж.компетенцию  субъектов бюдж.права, структуру  доходов и расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, бюджетный процесс, а также взаимоотношения между бюджетами разных уровней бюджетной системы.

Источники БП:

- Конституция РФ - определяет  основные начала деят-сти гос.органов  в бюджетной сфере. Ст.104 К РФ: обяз-сть заключения Правительства РФ по законопроектам об изменении фин.обязательств гос-ва и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств федер.бюджета; ст.106 К РФ: обяз-сть рассмотрения в Совете Федерации принятых ГосДумой федер.законов по вопросам федер.бюджета).

- БК РФ (01.01.2000) – регулирует  всю систему отношений, составляющих  бюджетное право.

- ФКЗ, ФЗ, законы Sов  РФ – Закон о Правительстве  РФ, ежегодный ФЗ о федер.бюджете,  аналогичные законы Sов РФ.

- законы Sов РФ, регулирующие общие вопросы бюдж.права (законы, регул.бюджетный процесс).

- нормативные правовые  акты представительных органов  м.с.у., регулирующие бюджетные правоотношения.

- Указы Президента  РФ, постановления Правительства  РФ, акты федер., региональных и местных органов исп.власти (Минфин РФ).

14. Бюджетные нормы и правоотношения: их особенности и виды.

Виды норм БП:

- материальные (закрепляют  систему доходов и расходов  бюджетов, компетенцию субъектов  бюдж.права),

- процессуальные (определяют порядок и сроки прохождения бюджета в рамках бюдж.процесса).

Также:

- регулятивные (основная  часть БПнорм; регулируют позитивные  общественные отношения в фин.сфере  путем предоставления участникам  опред.прав и возложения на  них обязанностей)

- охранительные (БПнормы, предусматривающие применение мер гос.принуждения за фин.правонарушения в бюджетной сфере – напр., применение мер фин.принуждения за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возмездной основе).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"