Анализ финансового состояния Сбербанка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:48, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть теоретические аспекты финансового состояния коммерческого банка и проанализировать финансовое состояние коммерческого банка, дать рекомендации по укреплению финансового состояния коммерческого банка.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть теоретические основы анализа финансового состояния коммерческого банка;
2) провести анализ и оценить финансовую деятельность коммерческого банка ОАО «Сбербанк России»;
3) пути улучшения финансового состояния ОАО «Сбербанк России».

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы анализа финансового состояния коммерческого банка
7
1.1. Сущность, цель, задачи анализа финансового состояния коммерческого банка
7
1.2. Информационная база анализа финансового состояния коммерческого банка
11
1.3. Методы анализа финансового состояния коммерческого банка и применяемые показатели
16
2. Анализ финансового состояния ОАО «Сбербанк России»
31
2.1. Общая характеристика ОАО «Сбербанк России» и особенности его деятельности
31
2.2. Анализ динамики, структуры активных и пассивных операций
34
2.3. Анализ показателей эффективности банковской деятельности
41
2.4. Анализ банковской прибыли
52
2.5. Анализ нормативов пруденциального надзора
57
3. Пути улучшения финансового состояния ОАО «Сбербанк России»
60
3.1. Формирование стратегии, ориентированной на повышение прибыли банка коммерческого банка
60
3.2. Совершенствование управления активами, пассивами и рисками банка
67
3.3. Совершенствование управление доходами и расходами банка
77
Заключение
94
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 762.50 Кб (Скачать)

 

Согласно таблице, кредит, выданный СПК «Маяк», является сомнительным.

Для начисления резерва используют формулу:

РФ=С*(К-М*З*Ц)     (2)

где РФ - резервный фонд;

С - процент отчислений в резерв;

К - сумма кредита;

М - сумма межфилиального кредита;

З - 50% залога товарно-материальных ценностей (ТМЦ);

Ц - сумма залога под ценные бумаги.

Зная,что ссуда была выдана под залог ТМЦ в размере 135% от суммы кредита, можем вычислить размер резервного фонда:

РФ=0,2* (800000-1,35*8000000,5) = 260000 руб.

Аналогично определяют суммы резерва по всем ссудам, выданным банком.

В банке формируются два вида резервов: общий и специальный. Общий резерв формируют по стандартным ссудам, специальный - по кредитам под контролем, субстандартным, сомнительным, безнадежным. Резерв должен формироваться ежеквартально за счет прибыли прошлого года.

Для определения общей суммы резерва воспользуемся данными качества кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России».

Таблица 20 - Расчет фонда страхования кредитного риска в
ОАО «Сбербанк России»

Виды ссуд

Сумма кредитов

Сумма залога ТМЦ

Сумма, на которую начисляют резерв

% отчис-лений

Расчетная сумма резерва

Факт. сумма резерва

стандартные

5272

659

1977

2

140

х

под контролем

122

153

46

5

20

х

субстандартные

83

104

31

20

60

х

сомнительные

25

34

08

50

40

х

безнадежные

-

-

-

100

-

х

Итого

х

х

х

х

260

150

 

На основании расчета можно сделать вывод, что фактически сформированного резерва недостаточно для страхования кредитного риска. Это может негативно отразиться на деятельности банка. Теоретически рассчитанная сумма резерва составляет 260 тыс. руб., из которой 140 тыс. руб. приходится на общий резерв, а 120 тыс. руб. - в специальный. По состоянию на 1.01.09 г. было фактически зарезервировано 150 тыс. руб. Таким образом, необходимо дополнительно зарезервировать 110 тыс. руб.

3.3. Совершенствование управление доходами и расходами банка

Эффективность управления имеет фундаментальное значение для любого субъекта экономики, но особенно велика ее роль в механизме функционирования коммерческих банков. Важная особенность банковского дела состоит в том, что здесь очень высока степень риска, поэтому любая управленческая ошибка ведет к потере ликвидности, платежеспособности, а в конечном счете, и к банкротству.

Исходя из специфики банковской деятельности, основные цели менеджмента по управлению доходами и расходами можно определить следующим образом:

             максимизация прибыли банка путем наилучшего удовлетворения интересов своих клиентов;

             обеспечение ликвидности баланса банка как гарантии его надежности, соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков;

             удовлетворение потребностей клиентов в объеме, структуре и качестве услуг, оказываемых банком, обусловливающих длительность и устойчивость деловых связей;

             сочетание успешного решения производственных, коммерческих и социальных проблем данного коллектива и др.

Таким образом, главное направление деятельности банка – это получение прибыли, а значит максимизация своих доходов, минимизация расходов и управление ими.

В аналитической части настоящей работы при проведении анализа хозяйственной деятельности был использован количественный способ оценки. Теперь воспользуемся SWOT-анализом, который является основным инструментом качественной оценки деятельности банка.

SWOT-анализ базируется на качественной  (экспертной) оценке любого изменения – на выявлении сильных сторон (Strengths), слабых сторон (Weaknesses), открывающихся возможностей (Opportunities) и возможных угрозах (Treatments). Таким образом, можно получить примерную картину того, как может измениться финансовые результаты деятельности банка при ее активном развитии.

Сильные стороны ОАО «Сбербанк России»:

1. В 2007-2009 годах наблюдается относительная стабильность в отношении привлеченных средств кредитных организаций и клиентов.

2. В 2008 году наблюдается экстенсивный рост (увеличение активов на 68976 млн.руб. или 19,3%), который позволил получить наибольшую в истории своего существования прибыль в размере 5 370 млн. руб.

3. В 2008-2009 годы банк эффективно осуществлял активные операции.

4. В 2009 году профессиональная работа риск-менеджмента позволила улучшить ликвидность банка, к примеру, путем ужесточения процедуры отбора кредитоспособных заемщиков.

5. В 2009 году увеличился выпуск ценных бумаг на 3,4%.

6. В 2009 году произошел рост собственных средств банка, в том числе и за счет увеличения уставного капитала на 6090 млрд. руб.

Слабые стороны ОАО «Сбербанк России»:

1. В 2007-2009 годах наблюдается снижение размеров привлеченных средств кредитных организаций, а также в 2008 году - вкладов физических лиц.

2. В 2007-2009 годах малый удельный вес процентных доходов в общей сумме доходов и тенденция к снижению свидетельствует о не высокой конкурентоспособности банка и его активности на рынке.

3. В 2008-2009 годах увеличение операционных расходов на 72,1% и 92,4%.

4. Темпы прироста расходов в 2008-2009 годах  превышают темпы прироста доходов.

5. В 2009 году по результатам финансово-хозяйственной деятельности получен значительный убыток, фактором которому послужил рост создание резерва по сомнительным долгам. Последствиями убыточной деятельности стало снижение рентабельности активов, собственного капитала.

6.  В 2009 году происходит снижение доли ценных бумаг в структуре баланса банка на 66,9%.

7. В 2009 году произошло снижение активов в размере 46868 млн.руб. или на 11%

8. Общая малоэффективная спекулятивная деятельность за счет операций с ценными бумагами.

9. К концу 2009 года наблюдается наличие финансового дисбаланса по активам и обязательствам сроком погашения до 6 месяцев.

По итогам проведенного SWOT-анализа можно сделать вывод, что финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Сбербанк России» имеет множество сильных и слабых сторон. Поскольку основной целью деятельности банка является максимизация получаемой прибыли, а прибыль или убытки полученные банком – это показатели, соединяющие в себе результат различных активных и пассивных банковских операций, можно предложить следующие меры по управлению доходами и расходами в банке.

             Диверсификация кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России».

Портфельная диверсификация помогает сбалансировать риск и доходность кредитного портфеля банка. В отношении ОАО «Сбербанк России» нужно отметить о недостаточном ассортименте предоставляемых им услуг по кредитованию. Тот незначительный перечень видов кредитов для юридических и физических лиц, предоставляемый банком,  не только не отвечает имеющемуся на рынке спросу на кредиты, но и способствует снижению доходности банка.

Диверсификация кредитного портфеля - основной метод регулирования, который должен использоваться банком в процессе управления доходами кредитных операций.

Метод предполагает предоставление кредитов разнообразным группам клиентов - организациям и предприятиям различных отраслей и физическим лицам.

Рассредоточивая кредиты, банк также получает возможность уменьшить кредитный риск, компенсировать возможные потери от задержки возврата ссуды одним заемщиком доходом от других клиентов, своевременно выполняющих свои обязательства.

Однако, метод диверсификации следует применять взвешенно и осторожно, опираясь на статистический анализ и прогнозирование, учитывая возможности самого банка и, прежде всего, уровень подготовки кадров. Диверсификация требует профессионального управления и глубокого знания рынка. Именно поэтому чрезмерная диверсификация приводит не к уменьшению, а к росту кредитного риска. Ведь даже крупный банк не всегда имеет достаточное количество высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими знаниями во многих отраслях экономики, знают специфику различных географических территорий, имеющих практический опыт работы с разными категориями заемщиков

В качестве диверсификации кредитного портфеля ОАО «Сбербанк России» можно предложить использование такого вида кредита как долгосрочное кредитование бизнеса, в том числе бизнес-ипотеки.

Причиной отсутствия долгосрочного кредитования бизнеса в ОАО «Сбербанк России» связано с отсутствием в достаточном количестве у банка долгосрочных финансовых ресурсов, а также от наличия законов, связанных с рынком ценных бумаг.

Проблему развития долгосрочного кредитования бизнеса как на уровне банка, так и на федеральном уровне надо решать в комплексе: Центральному Банку, являющемуся основным источником ресурсов для банковской системы, увеличить сроки и объемы предоставления долгосрочных ресурсов (в настоящее время их срок составляет не более 6 месяцев), необходимо дать четкое определение коммерческой недвижимости, чтобы указать, как в этом случае возникает ипотека; внести изменения, уменьшающие сроки регистрации договоров купли-продажи нежилых помещений и ипотеки;  принять законы о страховании банковских рисков, увеличив тем самым сроки кредитования.

Также на федеральном уровне можно предложить в целях повышения заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных инвестиций для развития производства в реальном секторе экономики освободить от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (более года) на развитие производства. Освобождение доходов коммерческих банков, полученных от предоставления кредитов на развитие производства, создание новых рабочих мест, не увеличит существенно инвестиции в реальный сектор экономики, если не будет внесено изменений в налоговое законодательство бизнесменов, т.е. тех, кто будет брать кредиты. Без создания экономической заинтересованности тех, кто будет брать долгосрочные кредиты, невозможно обеспечить совпадения интересов банков и бизнесменов. Для чего необходимо внести изменения в налоговое законодательство одновременно, освобождая от налога доходы коммерческих банков, полученные от предоставления долгосрочных кредитов, выданных на развитие производства, и снижая ставки налога на прибыль (например, в 2 раза), полученную с продукции (услуг) от расширения производства или создания нового производства за счет долгосрочных кредитов, полученных в коммерческих банках. Снижение ставки должно иметь не разовый, а долгосрочный характер - на период 3-5 лет. В этом случае бюджет только выигрывает, поскольку будут поступать другие виды налогов от вновь появившегося производства: налог на добавленную стоимость, и все другие налоги, где базой служит не прибыль, а объем реализации, фонд заработной платы.

Продолжая тему диверсификации кредитного портфеля для банка можно предложить использование такой формы ипотечного кредитования как кредитование малоэтажного строительства; здесь имеется в виду не только развитие земельной ипотеки – кредитования под залог земельного участка на индивидуальное жилищное строительство, но и комплексное формирование инфраструктуры участков под строительство или, более того, участие банка в застройке в качестве девелоперов. 

Далее необходимо вовлекать в оборот банка, помимо всей прочей недвижимости, земли сельскохозяйственного назначения, что даст возможность модернизировать производство сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые являются важнейшим звеном реального сектора экономики страны. Но в этой сфере невозможно обойтись без государственной поддержки – системы государственных гарантий возвратности кредитных ресурсов, предоставление сельскохозяйственным производителям льготных условий предоставления и погашения ипотечной задолженности.

Таким образом, ОАО «Сбербанк России» должен стремиться формировать портфель за счет наиболее эффективных активов, улучшая соотношение риск/доходность и диверсифицируя риски.

             Уровень сервисного обслуживания;

Одним из основных внутренних условий роста прибыли является увеличение клиентской базы банка, а также увеличение объема операций клиентов, что отразится на росте чистого процентного дохода банка, приросте комиссионных вознаграждений (в т.ч. по кредитным операциям), росте чистых доходов от операций с иностранной валютой.

Для увеличения числа обслуживаемых клиентов способствует такой фактор как повышение уровня сервисного обслуживания при привлечении и удержании клиентов, который заключается в отработке следующих моментов:

1)            особенности использования стратегии и тактики продажи для привлечения и удержания клиентов в банке (стили продаж, разработка стратегического плана действий для улучшения сервиса обслуживания при работе с клиентами);

2)            определение потребностей клиента в банковских услугах (развитие навыков наблюдательности и проницательности, расспрос клиента, техника активного выслушивания клиента);

3)            варианты и ситуации различных контактов с клиентами (движения, жестикуляция, речь, зрительный контакт;  баланс самоуважения менеджера и клиента, особенности переговоров по телефону, работа с электронной почтой, возможности рассылки презентационных писем);

4)            аргументация при предоставлении услуг (демонстрация клиенту практической пользы конкретного варианта банковской услуги, близкого его интересам и возможностям, работа с возражениями клиента, отработка навыков обсуждения с клиентом деятельности конкурентов, предвидение затруднительных ситуаций и подготовка к ним, психологические возможности воздействия на возражающего клиента);

Информация о работе Анализ финансового состояния Сбербанка России