Анализ финансового состояния Сбербанка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:48, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть теоретические аспекты финансового состояния коммерческого банка и проанализировать финансовое состояние коммерческого банка, дать рекомендации по укреплению финансового состояния коммерческого банка.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть теоретические основы анализа финансового состояния коммерческого банка;
2) провести анализ и оценить финансовую деятельность коммерческого банка ОАО «Сбербанк России»;
3) пути улучшения финансового состояния ОАО «Сбербанк России».

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы анализа финансового состояния коммерческого банка
7
1.1. Сущность, цель, задачи анализа финансового состояния коммерческого банка
7
1.2. Информационная база анализа финансового состояния коммерческого банка
11
1.3. Методы анализа финансового состояния коммерческого банка и применяемые показатели
16
2. Анализ финансового состояния ОАО «Сбербанк России»
31
2.1. Общая характеристика ОАО «Сбербанк России» и особенности его деятельности
31
2.2. Анализ динамики, структуры активных и пассивных операций
34
2.3. Анализ показателей эффективности банковской деятельности
41
2.4. Анализ банковской прибыли
52
2.5. Анализ нормативов пруденциального надзора
57
3. Пути улучшения финансового состояния ОАО «Сбербанк России»
60
3.1. Формирование стратегии, ориентированной на повышение прибыли банка коммерческого банка
60
3.2. Совершенствование управления активами, пассивами и рисками банка
67
3.3. Совершенствование управление доходами и расходами банка
77
Заключение
94
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 762.50 Кб (Скачать)

 

Коэффициент налоговой нагрузки на доходы (отношение налоговых платежей к совокупным доходам) показывает, какую долю доходов банку приходиться отдавать в бюджет или так же размер налоговых платежей на единицу доходов банка.

Как видно из таблицы отношение налоговых платежей (составляемые 2008-2009 годах в размере 8816 тыс. руб. и 11963 тыс. руб. соответственно) к совокупному доходу в целом снижается, но достаточно мало. Таким образом, в 2008 г. на единицу доходов приходилось 0,14 единиц налоговых платежей, в 2009 г. - 0,134 ед..

Коэффициент налоговой нагрузки на собственный капитал (отношение налоговых платежей к собственному капиталу) характеризует относительное снижение рентабельности капитала, вызванное системой налогообложения. Данный коэффициент растет за счет снижения налоговых платежей и собственный капитал, значит, налоговые платежи снижаются более быстрыми темпами, чем собственный капитал. Но тенденция к росту налоговой нагрузки на доходы и собственного капитала может негативно сказаться на размере чистой прибыли.

Коэффициент налоговой нагрузки на прибыль до налогообложения (отношение налоговых платежей к прибыли до налогообложения) характеризует размер налоговых платежей на единицу прибыли банка. Данный показатель растет, тем самым, позволяя сделать вывод об увеличении налогового бремени, приходящегося на единицу прибыли.

Доля налоговых платежей в прибыли в 2008 г. составила 26%.

Налоговые платежи в 2009 г. составили 32% или увеличились на 6%.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Во-первых, рентабельность активов за период имела отрицательную динамику, обусловленную превышением темпов прироста активов над темпами прироста прибыли

Во-вторых, наблюдается снижение рентабельности работающих активов, однако общее снижение рентабельности активов при одновременном снижении рентабельности рабочих активов свидетельствует о том, что в банке к концу анализируемого периода произошло уменьшение объемов активов не приносящих доход, что является отрицательной стороной деятельности банка.

В-третьих, эффективность использования собственных ресурсов имела отрицательную динамику, что говорит о снижении прибыльности банка.

Комплексное изучение всех показателей прибыльности и рентабельности банковских операций свидетельствует, что основными факторами, влияющими на абсолютную величину балансовой прибыли и уровень рентабельности являются:

1)            соотношение доходов и расходов коммерческого банка и их структура;

2)            уровень процентных ставок по кредитам и депозитам, предоставленный клиентам и другим банкам;

3)            изменение объема кредитных и активных депозитных операций;

4)            средняя доходность всех активных операций;

5)            распределение дохода и доля прибыли в нем;

6)            структура активов и пассивов банка

7)            тарифы на услуги и комиссии;

8)            размер собственного капитала коммерческого банка;

9)            степень роста операций банка;

10)       структура кредитного портфеля;

11)       затраты по обслуживанию вкладов.

Первые семь факторов позволяют выявить основные причины количественного изменения балансовой прибыли, восьмой - оценить ее стабильность, девятый - правомерность снижения прибыли под влиянием роста объема активных операций, десятый и одиннадцатый - дать качественную оценку роста прибыльности с позиций банковских рисков и ликвидности баланса.

 

2.5. Анализ нормативов пруденциального надзора

 

Пруденциальный надзор - это система нормативов, позволяющих оценивать и управлять рисками, возникающими в результате деятельности финансовой организации, а также система мер, позволяющих обеспечить соблюдение таких нормативов, а в случае их нарушения - исправить ситуацию.

Пруденциальный банковский надзор - правовая процедура, в ходе которой орган надзора осуществляет входящие в его компетенцию право на выявление возможности связных составов правонарушений в деятельности кредитной организации и обязанность привлечения к ответственности за совершенное правонарушение.

Обязательные нормативы деятельности банков введены инструкцией Банка России № 1 от 01.10.1997 «О порядке регулирования деятельности банков».

В целях контроля за состоянием ликвидности коммерческого банка, то есть его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, устанавливаются нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной и общей ликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери Банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов, а также отношение его ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легко реализуемых активов) и суммарных активов.

Фактическое значение указанных нормативов представлено в таблице 17.

Таблица 17 - Анализ обязательных нормативов

Норматив

Название норматива

Допустимое значение норматива

Фактическое значение

на 01.01.08

на 01.01.09

Н1

Достаточности капитала

Min 10% (K>5млн.€) Min 11% (K<5млн.€)

33,9

34,5

Н2

Мгновенной ликвидности

Min 15%

46,2

89

Н3

Текущей ликвидности

Min 50%

72,1

95,3

Н4

Долгосрочной ликвидности

Max 120%

108,7

102

Н6

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков

Max 25%

23,7-4

23,9-0,4

Н7

Максимальный размер крупных кредитных рисков

Max 800%

199,3

172,2

Н9.1

Совокупная величина кредит. рисков, на акционеров (участников)

Max 50%

0

0

Н10.1

Совокупная величина кредитов и займов, выданных инсайдерам

Max 3%

0,4

0,1

 

Анализ таблицы 17 показал следующее.

Норматив достаточности капитала относительно высоко превышает минимальные значения, и соответствуют показателям в размере за 2008 год 33,6 % и за 2009 год 34,5%. Это говорит о достаточной вероятности расплаты по обязательствам при потере активов.

Норматив мгновенной ликвидности к концу анализируемого периода показал хорошие результаты, повысился по сравнению с прошлым годом в 1,9 раза и составил 89%. Следовательно, в 2009 году банк увеличил вдвое способность мгновенно мобилизовать средства для расплаты по счетам до востребования.

Норматив текущей ликвидности также к концу 2008 году увеличил свое значение до 95,3% и тем самым банк подтвердил способность мгновенно мобилизовать средства для расплаты по счетам до востребования и на срок до 30 дней.

Норматив долгосрочной ликвидности составил в 2008-2009 годах % соответственно 108,7% и 102. Хоть и указанный норматив снизился на 6%, все же банк своими показателями подтверждает о возможности возврата денег для расплаты по обязательствам в долгосрочной перспективе.

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков представляет собой довольно высокий показатель (23%) и это говорит о том, что у банка велика вероятность невозможности расплаты по обязательствам из-за невозврата денег заемщиком.

Максимальный размер крупных кредитных рисков значительно отстает от максимально допустимого значения на конец 2009 года уменьшился и составил 172%. Следовательно, у банка отсутствует вероятность невозможности расплаты по обязательствам из-за невозврата денег крупными заемщиками.

Поскольку банк не является акционерным обществом, то и норматив Н9.1 не рассчитывается.

Обобщая соответствия нормативов установленным требованиям, следует отметить, что в анализируемом периоде банк выполнял все обязательные нормативы в соответствии с требованиями Центрального банка.

 

 

73



3. Пути улучшения финансового состояния ОАО «Сбербанк России»

 

3.1. Формирование стратегии, ориентированной на повышение прибыли банка коммерческого банка

 

Главной стратегической целью деятельности ОАО «Сбербанк России» является сохранение достигнутых им позиций универсального коммерческого банка, сохраняющего специализацию и лидерство на розничном рынке банковских услуг, а также активно расширяющего свое присутствие в других секторах рынка.

Особенностью ОАО «Сбербанк России» является его традиционная ориентированность на работу с населением, в связи с этим повышение его социальной значимости является важным условием реализации стратегической цели. Уникальная разветвленная сеть отделений ОАО «Сбербанк России» – это одно из его достижений и ее упрочнение является одной из первоочередных задач в настоящее время.

В октябре 2008 года Наблюдательный Совет утвердил Стратегию развития Банка на период до 2014 года. Этому событию предшествовала большая работа, в которую было непосредственно вовлечено несколько сотен сотрудников банка, и которая осуществлялась при участии авторитетных консалтинговых компаний.

Так как Стратегия формировалась в условиях быстро меняющейся ситуации на финансовых рынках и в экономике в целом, важной задачей было достижение баланса между решениями, продиктованными краткосрочной конъюнктурой, и долгосрочными задачами, которые ставит перед собой банк. Основным результатом, которого удалось достичь в рамках Стратегии, стал целостный взгляд на пути дальнейшего развития банка.

Главная задача, которую ставит перед собой и коллективом руководство Банка, – стать за пять лет одним из лучших банков в мире как с точки зрения показателей финансовой эффективности, так и, в первую очередь, с точки зрения качества предоставляемых нашим клиентам услуг. По своим масштабам и срокам реализации эта задача является очень амбициозной, во многих аспектах она не имеет аналогов в международной практике.

ОАО «Сбербанк России» необходимо проработать несколько основных направлений, чтобы укрепить позиции на российском рынке банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов:

1)            Финансовые результаты: увеличение объема прибыли к 2014 г. в 2–3 раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.

2)            Положение на российском рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц), доля в активах банковской системы на уровне 25–30%.

3)            Качественные показатели развития («здоровье» банка): лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.

4)            Операции на зарубежных рынках: Поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках Казахстана, Белоруссии и Украины, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России до 5–7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.

Информация о работе Анализ финансового состояния Сбербанка России