Ценообразование на предприятиях различных отраслей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить процесс ценообразования и охарактеризовать особенностей ценообразования для предприятий основных отраслей экономики.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

-дать определение понятия «цена», ценообразование;

-перечислить основные виды цен;

-раскрыть основы ценообразования на предприятии;

-определить особенности ценообразования на предприятиях различных отраслей (исходя из ограничения работы по объему, в качестве примера взяты две отрасли: строительство и образование.)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….…3 Глава I. ЦЕНА. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Цена. Виды цен…………………………………………..................................5
Ценообразование на предприятии…………………………...………………8
Глава II. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ………………………………………….……18
Глава III. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗХОВАНИЯ В
СТРОИТЕЛЬСТВЕ……………………………………………………………..28


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………35

Библиографический список ………………………..…………..….……………

Работа содержит 1 файл

курсовая ценообразование.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….…3 Глава I. ЦЕНА. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    1. Цена. Виды цен…………………………………………..................................5
    2. Ценообразование на предприятии…………………………...………………8

Глава II.   ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ………………………………………….……18

Глава III.  ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗХОВАНИЯ В

СТРОИТЕЛЬСТВЕ……………………………………………………………..28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………35

Библиографический список ………………………..…………..….……………36

 

      Введение

     Эффективное функционирование экономики предполагает использование системы рычагов, ключевое место среди которых занимают цены. Последние выступают одновременно в качестве действенного инструмента хозяйственного управления и объекта государственного регулирования. Рыночные цены балансируют спрос и предложение товаров и услуг.

     Выработка и оценка стратегии фирмы в  области ценообразования в условиях рынка – сложный процесс, требующий большей частью коллективной проработки и принятия ответственных решений. Он начинается с общего определения целей, задач, их предварительной оценки на экспертном уровне и в последующем должен быть подкреплен анализом результатов реализации стратегии и соответствующей корректировкой принятых установок. Это непрерывный процесс, который должен осуществляться постоянно и на самом квалифицированном уровне, учитывать как текущие, так и перспективные цели маркетинговой деятельности фирмы.

     Тема  данной курсовой работы – «Ценообразование на предприятиях различных отраслей».

     Актуальность  данной темы обусловлена, необходимостью разграничения и выделения особенностей процесса ценообразования для предприятий различных секторов экономики. Правильный выбор цены является залогом хорошего финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия, успешной реализации тактического и стратегического планирования. Далеко не все знают, что в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием цена понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные, государственные, контрактные, прогнозные, лимитные, мировые и ряд других.

            В ценовом механизме следует  разделять и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды,

структура, величина, динамика изменения и, c другой стороны -

ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым мы знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет цену. Но чаще всего

ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим  наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

       Предприятия различных отраслей сталкиваются с необходимостью правильной ориентации в ценовой конъюнктуре рынка и проведения собственной, эффективной ценовой политики. Цена является таким параметром, от которого во многом зависит благополучие предприятия, размеры его доходов и расходов.

     Цель  данной работы – изучить процесс ценообразования и охарактеризовать особенностей ценообразования для предприятий основных отраслей экономики.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

     -дать определение понятия «цена», ценообразование;

     -перечислить основные виды цен;

     -раскрыть основы ценообразования на предприятии;

     -определить особенности ценообразования на предприятиях различных отраслей (исходя из ограничения работы по объему, в качестве примера взяты две отрасли: строительство и образование.)

     Механизм  рыночного ценообразования был тщательно исследован в работах Есипова В.Е., Лисицина И.В., Липсица И.В., Оганесяна А.А., Тарасевич В.М.

       Курсовая работа состоит из 3 глав, введения, заключения, библиографического списка.

      

    ЦЕНА. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ  НА ПРЕДПРИЯТИИ

     Понятие цены. Виды цен.

     Цена  — количество денежных единиц (или других товаров, работ, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Данное определение предполагает наличие цены продавца (цена предложения) — это количество денег, которое он хочет получить от продажи продукта, и цены покупателя (цена спроса) — количество денег, которое покупатель способен и согласен уплатить за продукт1.

     Под ценой в широком смысле понимаются все субъективные и объективные затраты, связанные с приобретением продукта - носителя качества. К субъективным относятся такие невещественные затраты, как потеря времени, комфорта или появление ощущения упущенной выгоды. Объективные затраты - это собственно цена товара и любое дополнительное отчуждение денежных или иных материальных средств покупателя данного товара, т.е. это базисная цена и цена дополнительных услуг (транспортных, скидок, затрат на ремонт и т.д.).

     В зависимости от вида обслуживаемого рынка цены подразделяются на:

     1.  Цены, действующие на товарных рынках:

    - цены продукции - это цены, действующие на рынке средств производства;

    - цены товаров - это цены, действующие на рынке предметов потребления;

     2. Тарифы - цены, действующие на рынке услуг;

     3. Биржевые котировки - цены, действующие на товарной бирже.

     4. Цены, складывающиеся на рынке капиталов:

     - процент - цена ссудного капитала;

     - курс ценных бумаг - цена фиктивного капитала. 

     5. Цены, действующие на рынке труда:

     - заработная плата - цена товара рабочая сила.

     По  степени и способу регулирования цены разделяются на :

жесткофиксированные (назначаемые), регулируемые, договорные (контрактные), свободные (рыночные).

            Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами

ценообразования или другими государственными органами, их уровень

фиксируется документально. Ни производитель, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованной экономике  назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственные. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или понижать их.

       Регулируемые цены называется так потому, что их величина регулируется

государственными  органами. При регулировании воздействие  со стороны

государства на цены носит ограниченный, косвенный  характер, осуществляется посредством  воздействия на изменение спроса и предложения товара. Например, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.

     Договорные  цены - это цены, величина которых  определена предваряющим акт купли - продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договорах фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до ), верхний или нижний уровень либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс – мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

       Свободные рыночные цены , как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объём спроса равен объёму предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удаётся избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической , но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.

            В соответствии с масштабами  рынка и его территориальными  границами различают местные, национальные (внутренние), мировые (внешние).

            Местные цены обслуживают местные рынки. В РФ местными являются цены, действующие на территориях автономных республик, краев и областей.

            Внутренние цены - это цены, функционирующие  внутри страны и обслуживающие национальный рынок. Внутренние цены подразделяются на единые, зональные, бассейновые, поясные.

            Мировые цены - цены представляющие  собой либо реально действующие  на мировом рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах.

           

Ценообразование на предприятии

              Цена на продукт является для предприятия не только важным

фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации

товаров. Это и обуславливает выработку  соответствующих подходов к

установлению  уровня цены на выпускаемую продукцию. Решение данной задачи дело далеко не простое. Оно предполагает учет многих факторов и

обстоятельств, действующих порой противоречиво  и неоднозначно.

Действительно, если внутри предприятия цена изделия  определяется издержками на его производство, величина которых в значительной степени зависит от усилий самого предприятия, то при выходе на рынок ее уровень

обуславливается складывающейся конъюнктурой рынка. Рыночная цена для

предприятия является величиной, на которую оно  повлиять не может. Поэтому стремление получить как можно большую прибыль объективно вызывает проведение на каждом предприятии собственной ценовой политики2.

              Механизм ценообразования представляет  собой, с одной стороны,

связь между ценой и ценообразующими  факторами и, с другой - способ

формирования  цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени3.

             Ценовую политику предприятия можно определить как ряд вытекающих из политики предприятия сравнительно постоянных принципов,

Информация о работе Ценообразование на предприятиях различных отраслей