Факторы влияющие на формирование себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение факторов, влияющих на формирование себестоимости продукции.
Для достижения ставленой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую сущность себестоимости продукции и факторов влияющих на нее,
определить подходы и методика планирования снижения себестоимости по факторам,
выполнить обоснование влияния факторов на снижение себестоимости продукции.

Содержание

Введение
1. Экономическая сущность себестоимости продукции и факторов влияющих на нее
2. Подходы и методика планирования снижения себестоимости по факторам
3 Обоснование влияния факторов на снижение себестоимости продукции
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Факторы влияющие на формир себестоим.doc

— 225.00 Кб (Скачать)


 

              Содержание

 

Введение

1. Экономическая сущность себестоимости продукции и факторов влияющих на нее

2. Подходы и методика планирования снижения себестоимости по    факторам

3 Обоснование влияния факторов на снижение себестоимости продукции

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

В условияхo рыночнойo экономикиo главнойo функциейo предприятийo и фирмo являетсяo производствоo необходимыхo потребителямo товаровo и услуг. Производственнаяo функцияo выражаетo существующуюo наo каждомo предприятииo зависимостьo междуo выпускомo продукцииo и применяемымиo экономическимиo ресурсамиo или, в конечномo счетеo, междуo результатамиo и затратамиo. Успехo любогоo предприятияo воo многомo зависитo от постоянногоo контроляo за использованиемo материальныхo, трудовыхo и финансовыхo ресурсовo и изысканиемo резервовo по снижениюo ихo стоимостиo.

Важнымo показателемo, характеризующимo работуo промышленныхo предприятийo, являетсяo себестоимостьo продукцииo. Отo ее уровняo зависятo финансовыеo результатыo деятельностиo предприятийo, темпыo расширенногоo воспроизводстваo, финансовоеo состояниеo хозяйствующихo субъектовo.

Анализo себестоимостиo продукцииo, работo и услугo имеетo исключительноo важноеo значениеo. Он позволяетo выяснитьo тенденцииo измененияo данногоo показателяo, выполненияo планаo по его уровнюo, определитьo влияниеo факторовo наo егоo приростo и наo этойo основеo датьo оценкуo работыo предприятияo по использованиюo возможностейo и установитьo резервыo сниженияo себестоимостиo продукцииo.

Получениеo наибольшегоo эффектаo с наименьшимиo затратамиo, экономияo трудовыхo, материальныхo и финансовыхo ресурсовo зависятo от тогоo, как решаетo предприятиеo вопросыo сниженияo себестоимостиo продукцииo.

Непосредственнойo задачейo анализаo являютсяo: проверкаo обоснованностиo планаo по себестоимостиo, прогрессивностиo нормo затрат; оценкаo выполненияo планаo и изучениеo причин отклоненийo отo него, динамическихo измененийo; выявлениеo резервовo сниженияo себестоимостиo; изысканиеo путейo их мобилизацииo.

Выявлениеo резервовo сниженияo себестоимостиo должноo опиратьсяo на комплексныйo технико-экономическийo анализ oработы предприятияo: изучениеo техническогоo и организационногоo уровняo производстваo, использованиеo производственныхo мощностейo и основныхo фондовo, сырьяo и материаловo, рабочейo силы, хозяйственныхo связейo.

Методыo учетаo производственныхo затратo, планированияo и калькулированияo себестоимостиo продукцииo (работ, услуг) в значительнойo степениo зависятo от отраслевойo принадлежностиo предприятияo, методовo организацииo производства, особенностей технологического процесса, разнообразия продукцииo, массовости oвыпуска и другихo условий.

Исследованиеo путейo сниженияo себестоимостиo продукцииo на предприятииo отраженоo в трудах В.И. Королеваo, которыйo рассматриваетo минимизациюo затратo, расчетo эффективностиo издержекo производстваo продукцииo, стратегиюo повышенияo эффективностиo издержекo, влияниеo измененияo спросаo на издержкиo продукцииo, инновационнуюo политикуo по отношениюo к стратегииo эффективностиo издержекo. Такжеo в трудахo П. Лабузова, которыйo рассматриваетo организациюo управленияo затратамиo, классификациюo затратo, статьиo калькуляцииo себестоимостиo. Аспектыo системыo методовo калькуляцииo себестоимостиo на предприятииo, минимизацииo затратo, управленияo затратамиo на предприятииo. Различныеo видыo классификацииo затратo можноo проследитьo в трудахo Г.И. Хотинской, М.К. Ерижева, Д.Ю. Атаманова, Г.В. Савицкой, В.А. Никитина и др. российских экономистов. Чтоo касается исследованияo себестоимостиo предприятийo, то данныйo аспектo рассматриваетсяo в трудахo Ю. Лычкина и Н. Костецкого (перспективыo развитияo, государственноеo влияние), Прыкинойo Л.В., А. Шефова (снижение стоимости через эффективные проектные решения) и И.А. Либермана.

Цель работыo – изучениеo факторовo, влияющихo на формированиеo себестоимостиo продукцииo.

Дляo достиженияo ставленойo целиo необходимоo решитьo следующиеo задачиo:

изучитьo экономическуюo сущностьo себестоимостиo продукцииo и факторовo влияющихo наo нее,

определитьo подходыo и методикаo планированияo сниженияo себестоимостиo по факторамo,

выполнитьo обоснованиеo влиянияo факторовo на снижениеo себестоимостиo продукцииo.

 

 

 

 


1. Экономическая сущность себестоимости продукции и факторов влияющих на нее

 

Себестоимостьo продукцииo – одинo из важнейшихo экономическихo показателейo деятельностиo промышленныхo предприятийo, выражающийo в денежнойo формеo все затратыo предприятияo, связанныеo с производствомo и реализациейo продукцииo (услуг, работ) [26, c.271].

Затратыo представляютo собойo расходыo предприятияo, выраженныеo в денежнойo формеo и связанныеo с использованиемo в процессеo производстваo сырьяo и материаловo, комплектующихo изделийo, топливаo, энергииo, трудаo, основныхo фондовo, нематериальныхo активовo и другихo затратo некапитальногоo характераo [16, c.36].

Издержкиo – это денежноеo выражениеo затратo производственныхo факторовo, необходимыхo дляo осуществленияo предприятиемo своейo производственнойo и реализационнойo деятельностиo [9, c.55]. Любоеo производствоo в настоящееo времяo невозможноo безo техo или иных oиздержек. Издержкиo возникаютo вследствиеo тогоo, что используемыеo в производствеo ресурсыo характеризуютсяo феноменом oредкостиo.

Формированиеo себестоимостиo продукцииo представляетo собойo суммирование oзатрат организацииo, сопряженныхo с процессомo производства oи относящихся к определенномуo отчетному периодуo. Приo этомo в зависимостиo от целиo определенияo себестоимостиo продукцииo: дляo бухгалтерскогоo учета, для налогообложенияo, для принятияo управленческихo решенийo - затратыo могутo относитьсяo на себестоимостьo продукции oв разномo размереo, и их номенклатураo можетo варьироватьсяo.

Себестоимостьo продукцииo определяетсяo на основанииo следующихo экономическихo принциповo:

1) расходыo связаныo с осуществляемойo организациейo предпринимательскойo деятельностьюo. Сущностьo данногоo принципаo заключаетсяo в том, чтоo в себестоимостьo продукцииo включаются oиздержки, связанныеo с процессами oпроизводства и реализацииo. Издержкиo, не связанныеo с предпринимательскойo деятельностьюo, относятсяo к категорииo непроизводственныхo расходовo. Данныйo принципo не зафиксированo в нормативныхo актах, но он следуетo из определенияo себестоимостиo продукцииo;

2) разделениеo текущихo и капитальныхo затратo. В бухгалтерскомo учете долженo бытьo обеспеченo раздельныйo учетo текущихo и капитальныхo затратo организацииo. К текущим oотносятсяo производственныеo расходыo, которыеo, какo правилоo, потребляютсяo в одномo хозяйственномo циклеo. К капитальнымo относятсяo расходыo на внеоборотныеo активы, используемыеo в несколькихo циклахo производстваo, стоимостьo которыхo включаетсяo в текущиеo издержкиo производстваo илиo обращенияo посредствомo начисленияo износаo или oамортизацииo, а такжеo расходыo инвестиционногоo характераo, напримерo финансовыеo;

3) допущениеo временнойo определенностиo фактовo хозяйственнойo деятельностиo - принципo начисленияo. Согласноo данномуo принципуo фактыo хозяйственнойo деятельностиo предприятияo относятсяo к томуo отчетномуo периодуo (и, следовательноo, отражаютсяo в бухгалтерскомo учете), в которомo ониo имелиo место, независимоo от фактическогоo времени oпоступления oили выплатыo денежныхo средствo, связанныхo с этимиo фактамиo;

4) допущениеo имущественнойo обособленностиo организацииo. Согласноo этомуo принципуo имуществоo и обязательстваo самогоo предприятияo существуютo обособленноo от имуществаo и обязательствo собственниковo этогоo предприятияo и другихo юридическихo лицo.

Факторыo, влияющиеo на себестоимостьo, могутo бытьo внешнимиo иo внутреннимиo.

В системеo внешнихo факторовo основнуюo рольo играютo следующиеo [12, с.125]:

1. Конъюнктураo товарногоo рынка. Изменениеo конъюнктурыo этогоo рынкаo определяетo изменениеo объемаo поступленияo денежныхo средствo отo реализацииo продукцииo.

2. Системаo налогообложенияo предприятийo. Любыеo измененияo вo налоговойo системеo — появление oновых видовo налоговo, изменениеo ставокo налогообложенияo, отменаo или предоставлениеo налоговыхo льготo, изменениеo графикаo внесенияo налоговыхo платежейo и т.п. — определяют oсоответствующие измененияo в характереo финансовыхo результатовo предприятияo.

Рис.1– Влияние факторов на деятельность предприятий

3) Коммерческийo риск. Ужесточениеo конкурентнойo борьбыo на рынкеo продукцииo связанноo в первуюo очередьo с ценовой oконкуренцией, а такжеo с агрессивной oмаркетинговой политикойo других производителейo. Правильноo выбраннаяo ценоваяo политика, оптимальноеo соотношениеo ценыo и качестваo продукцииo позволяетo укрепитьo позицииo предприятияo на рынкеo продукцииo, тем самымo снизитьo коммерческиеo рискиo.

4) Технологическийo факторo. Появлениеo качественноo новыхo технологийo в отраслиo не предвидитсяo. Решающимo условиемo сниженияo себестоимости oпродукции служитo непрерывный oтехнический прогрессo. Внедрениеo новойo техникиo, комплекснаяo механизацияo и автоматизацияo производственныхo процессовo, совершенствование oтехнологииo, внедрениеo прогрессивныхo видовo материаловo позволяютo значительноo снизитьo себестоимостьo продукцииo.

5) Потребителиo. Ценовыеo решения oосновываютсяo наo анализеo потребительскогоo поведенияo, которыеo предполагаютo изучениеo ценовойo эластичностиo спросаo и сегментацииo потребителейo.

6) Конкурентыo. В зависимостиo от тогоo, ктоo контролируетo ценыo, различаютo следующиеo видыo конкурентныхo средo: - средаo, контролируемаяo рынкомo – этоo средаo отличаетсяo высокойo степеньюo конкуренцииo, а такжеo сходствомo товаровo и услугo; средаo, контролируемаяo предприятиемo – ограниченнаяo конкуренцияo, различияo в товарахo и услугахo. В этихo условияхo предприятиямo относительноo прощеo функционироватьo. И приo высокихo и приo низкихo ценахo предприятиеo находит oпокупателейo. Выборo ценыo на этомo видеo средыo зависитo толькоo от стратегии oи целевогоo рынкаo.

В системе oвнутренних факторовo основнуюo рольo играютo следующиеo:

1. Жизненныйo циклo предприятияo. Характерo поступательногоo развитияo предприятияo по стадиямo жизненногоo циклаo играетo большуюo рольo вo прогнозированииo объемовo и видовo его денежныхo потоковo.

2. Сезонностьo производстваo и реализацииo продукцииo. По источникамo своегоo возникновенияo (сезонныеo условияo производстваo, сезонныеo особенностиo спросаo) этотo факторo можноo былоo быo отнестиo к числуo внешнихo, однакоo технологическийo прогрессo позволяетo предприятиюo оказыватьo непосредственноеo воздействиеo на интенсивностьo его проявленияo.

3. Амортизационнаяo политикаo предприятияo. Избранныеo предприятием oметоды амортизацииo основныхo средствo, а такжеo срокиo амортизацииo нематериальныхo активовo создаютo различнуюo интенсивностьo амортизационныхo потоковo, которыеo денежнымиo средствами oнепосредственно не обслуживаютсяo [32, с.148].

Снижениеo себестоимостиo продукцииo обеспечиваетсяo, преждеo всегоo, заo счетo повышенияo производительностиo трудаo. С ростомo производительностиo трудаo сокращаютсяo затратыo трудаo в расчетеo на единицуo объемаo работo, аo следовательноo, уменьшается oи удельныйo вес заработнойo платыo в структуреo себестоимостиo.

Предприятияo простоo задыхаютсяo от накладныхo расходовo и ищутo объясненияo наличиюo доминирующейo частиo косвенныхo расходовo, ростуo затратo и, соответственноo, уменьшениюo желаемойo прибылиo. Быстрыйo ростo сложностиo и многообразияo направленийo деятельностиo предприятияo на рынкеo вместеo с фактомo заменыo частиo прямыхo издержекo на трудo и материалыo накладнымиo издержкамиo поколебалиo позицииo традиционныхo методикo учетаo издержекo.

Традиционныеo системыo учетаo затратo даютo весьмаo неточныеo данныеo, потомуo что, как правилоo, не учитываютo структурныеo и функциональныеo факторыo. В управленческомo учетеo себестоимостьo являетсяo функциейo толькоo одногоo определяющегоo фактораo – объемаo производстваo или предоставляемойo услугиo. В стратегическомo управленииo затратамиo стоимостьo зависитo отo многихo взаимноo влияющихo другo на другаo факторовo [12, с.48].

К структурнымo относятсяo следующиеo факторыo:

                  горизонтальнаяo интеграцияo, связаннаяo с масштабомo производстваo,

                  вертикальнаяo интеграция, определяющаяo диапазонo производимойo продукцииo или услугo,

                  корпоративныйo опытo,

                  используемыеo технологииo,

                  сложностьo, определяемаяo широтойo ассортиментаo изделийo или услуг.

Наиболее существенными функциональными факторами являются: концепцияo вовлеченностиo работниковo в постоянныеo усовершенствованияo (Kaizeno, BPI – Businesso Process Improvemento); концепцияo комплексногоo управленияo качествомo (TQM, Total Quality Management); использованиеo мощностейo предприятияo; использованиеo связей oс поставщикамиo и клиентамиo в контекстеo цепочкиo ценностиo предприятияo.

В настоящееo времяo анализo затратo движетсяo в направленииo функциональныхo факторовo, т.к. выводыo на основеo структурныхo факторовo быстроo устареваютo в динамичноo меняющемсяo пространствеo современногоo бизнесаo.

Дляo предприятийo, которыеo выпускаютo многообразныеo продуктыo в рамкахo производственногоo ассортиментаo, точныеo реальныеo данныеo поo затратамo оченьo важныo для определенияo ценыo продукцииo или услугиo, ихo представленияo и продвиженияo на рынкеo, а такжеo для принятияo управленческихo решенийo по ассортиментуo продукцииo и каналамo распределенияo.

Информация о работе Факторы влияющие на формирование себестоимости продукции