Финансовая политика некоммерческих организаций на примере МУк ИКМ "Самарская Лука"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:50, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является разработка финансовой политики Муниципального учреждения культуры историко-краеведческого музея «Самарская Лука».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты финансовой политики;
- исследовать формирование финансовых ресурсов учреждения;
- рассмотреть направления использования финансовых ресурсов учреждения;
- провести анализ доходов по внебюджетной деятельности;
- разработать и экономически обосновать инвестиционную политику некоммерческого предприятия;
- предложить мероприятия по формированию политики финансового оздоровления.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования финансовой политики некоммерческих предприятий
1.1. Экономическое содержание финансовой политики, ее значение в создании и развитии предприятия 7
1.2. Принципы и механизмы формирования финансовой политики 16
1.3. Информационное обеспечение финансовой политики хозяйствующего субъекта 27
Глава 2. Анализ финансовой политики МУК ДК «Нефтяник»
2.1. Исследование процесса формирования финансовых ресурсов предприятия 35
2.2. Оценка использования финансовых ресурсов предприятия 44
Глава 3. Направления развития финансовой политики некоммерческого предприятия
3.1. Разработка инвестиционной политики 49
3.2. Формирование политики финансового оздоровления 58
Заключение 68
Библиографический список использованных источников 71

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика некоммерческих организаций на примере МУК ИКМ Самарская Лука.docx

— 216.64 Кб (Скачать)

     Финансовая  политика - это составляющая часть  экономической политики государства, в которой конкретизируются главные  направления развития хозяйства  страны, т.е. финансовая политика определяет источники и направления использования  финансовых ресурсов и разрабатывает  финансовые методы, стимулирования и  регулирования социальных, экономических, политических процессов [14, с. 33]. Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов с последующим распределением и использованием их для выполнения функции государства [23, с. 19].

     Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

     1) Повышение объема и эффективности  использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

     2) Оздоровление и структурная перестройка  экономики: повышение в общем  объеме производства доли отраслей  второй группы, снижение затрат  на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

     3) Достижение более высокого уровня  жизни населения на основе  развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании  возможностей увеличения финансовых  ресурсов, направляемых на повышение  благосостояния народа, но и в  новом подходе к главной цели  экономической политики. Уровень  жизни выступает теперь величиной,  определяющей развитие производства, направление и структуру использования  финансовых ресурсов [27, с. 120].

     Наряду  с государственной финансовой политикой  существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

     В условиях рыночной экономики, жесткой  конкуренции повышаются значимость и актуальность долгосрочной финансовой политики. Очевидно, что от должной организации финансовой политики коренным образом зависит благополучие предприятия. Главная проблема большинства отечественных предприятий состоит в неспособности менеджмента управлять предприятием в соответствии с современными экономическими реалиями. Безусловно, российские предприятия имеют большой опыт в области разработки финансовой политики, прогнозной и плановой работы, оценок экономической эффективности проектов, который не следует игнорировать. Однако использование в современных условиях теорий, утративших экономическую актуальность, неизбежно приводит к кризису менеджмента многих отечественных предприятий. Изменились условия хозяйствования, поэтому необходимо формировать долгосрочную финансовую политику, учитывая не только российскую практику, но и достижения мировой экономики. Взаимосвязь направлений развития предприятия, а также построение механизма достижения этих целей при помощи финансовых ресурсов реализуются посредством финансовой политики [13, с. 87].

     Финансовая  политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия. Финансовая политика - наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т.п. Если рассматривать термин «политика» более широко, то - это «действия, направленные на достижение цели». Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками, а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля над процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер. В настоящее время на многих предприятиях финансовые ресурсы расходуют на согласование противоречивых задач и решений на разных уровнях управления, поэтому трудно перейти к следующему этапу - выбору оптимальных механизмов, позволяющих в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиться поставленных целей [13, с. 71].

     Основа  долгосрочной финансовой политики – четкое определение единой концепции развития предприятия в долгосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля [27, с. 56].

     К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

  • анализ финансово - экономического состояния предприятия;
  • выработка кредитной политики предприятия;
  • управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
  • управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
  • выбор дивидендной политики.

     Анализ  финансово-экономического состояния  предприятия является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается  на показатели квартальной и годовой  бухгалтерской отчетности.

     Основными компонентами финансово - экономического анализа деятельности предприятия  являются:

  • анализ бухгалтерской отчетности;
  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • расчет финансовых коэффициентов.

     Анализ  бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных и относительных  показателей, представленных в бухгалтерской  отчетности, а также тенденций  их изменения.

     В качестве примера осуществления  выбора направлений финансовой политики на основе полученных результатов финансово - экономического анализа может служить  принятие решения о реструктуризации имущественного комплекса в результате проведенного анализа рентабельности основных средств. Если рентабельность основных фондов низкая, стоимость  основных фондов в структуре имущества  высокая, следует принять решение  о ликвидации или продаже (передаче), консервации основных средств, целесообразности проведения переоценки основных средств  с учетом их рыночной стоимости, изменения  механизма начисления амортизации  и т.д.

     В целях выработки кредитной политики предприятия необходимо провести анализ структуры пассива баланса и  уровень соотношения собственных  и заемных средств.

     На  основании этих данных предприятие  решает вопрос о достаточности собственных  оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается  решение о привлечении заемных  средств, просчитывается эффективность  различных вариантов.

     В отдельных случаях предприятию  целесообразно брать кредиты  и при достаточности собственных  средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в  результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно  выше, чем процентная ставка.

     Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.

     Финансовой  службе предприятия необходимо:

  • рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии возможную выгоду от их привлечения);
  • правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);
  • составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

     Управление  оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской  задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме  производственных запасов), а также  решение вопросов по этим проблемам  требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между  рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов  предприятия становится меньше его  кредиторской задолженности).

     Финансовой  службе предприятия целесообразно  постоянно контролировать очередность  сроков финансирования активов, выбирая  один из нескольких существующих на практике способов:

  • хеджирование (компенсация активов обязательствами при равном сроке погашения);
  • финансирование по краткосрочным ссудам;
  • финансирование по долгосрочным ссудам;
  • финансирование преимущественно по краткосрочным ссудам (агрессивная политика).

     В настоящих условиях предприятие  может поддерживать обеспеченность взятых ссуд следующими методами:

  • увеличение доли ликвидных активов;
  • удлинение сроков, на которые выдаются ссуды предприятию.

     Однако  следует учесть, что эти методы ведут к снижению прибыльности:

  • в первом - путем вложения средств в малоприбыльные активы;
  • во втором - посредством возможности выплаты процентов по ссуде в период наличия собственных средств.

     Кроме того, может быть применен метод  финансирования за счет откладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы, установленные законодательством, до которых предприятие может  относить сроки платежей.

     В результате анализа оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности  с учетом их нормативных значений необходимо принять решения о  замене не денежных форм расчетов или, по крайней мере, об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности вексельных расчетов или операций по переуступке прав требования долга.

     В результате такого анализа необходимо провести полную инвентаризацию задолженности  в целях реализации возможности  взаимного погашения либо ее реструктуризации или провести анализ и списание безнадежных  долгов и невостребованных сумм. В  ряде случаев предприятию следует  начать претензионную работу или  обращаться с исками в арбитражный  суд.

     Планово-экономическим  службам (ПЭО) целесообразно периодически проводить анализ структуры издержек производства, производя сравнение  с различного рода базовыми данными  и изучая природу отклонений от них.

     При разработке учетной политики ПЭО, совместно  с бухгалтерией следует правильно  выбрать базу для распределения  косвенных расходов между объектами  калькулирования либо выбрать метод  отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной продукции.

     В целях создания предпосылок для  эффективной аналитической работы и повышения качества принимаемых  финансово - экономических решений  необходимо четко определить и организовать раздельный управленческий учет затрат по следующим группам:

  • переменные затраты, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы;
  • постоянные затраты, изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административные расходы и др.;
  • смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной части. К таким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.

     Следует учесть, что провести определенную границу между переменными и  постоянными затратами достаточно сложно. Например, в затратах на электроэнергию может быть как переменная составляющая, непосредственно зависящая от объемов  производства, так и постоянная связанная, например, с освещением помещений, работой  охранных систем, компьютерных сетей  и т.п. Во всех случаях целесообразно  стремиться к такой организации  учета, при которой вся совокупность затрат четко разделена по названным  группам. В случае решения этой проблемы на предприятии возникнут условия  для проведения углубленного операционного анализа (анализ безубыточности, текущий функционально - стоимостный анализ и функционально - стоимостный анализ на будущие периоды).

     Информационной  базой для расчетов по определению  вышеупомянутых групп затрат и разработки амортизационной политики являются бухгалтерские группировочные ведомости  по учету затрат, журналы – ордера, отчеты цехов и структурных подразделений.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  финансовая политика – это совокупность мероприятий по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию, для осуществления государством его функций, важная сфера экономической политики. Анализ экономической литературы показал, что финансовая политика в целом как экономическая категория подразделяется на государственную финансовую политику и политику отдельно взятой хозяйственной структуры. Финансовая политика, определяемая и проводимая со стороны государственных органов в отношении организаций микроэкономического уровня через законодательную и нормативную базу, а также бюджетную, банковскую, налоговую системы и правоохранительные органы, называется государственной финансовой политикой. Финансовая политика, определяемая и проводимая работодателями организации в интересах данной организации через финансовые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации. Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

Информация о работе Финансовая политика некоммерческих организаций на примере МУк ИКМ "Самарская Лука"