Финансовая политика некоммерческих организаций на примере МУк ИКМ "Самарская Лука"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:50, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является разработка финансовой политики Муниципального учреждения культуры историко-краеведческого музея «Самарская Лука».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты финансовой политики;
- исследовать формирование финансовых ресурсов учреждения;
- рассмотреть направления использования финансовых ресурсов учреждения;
- провести анализ доходов по внебюджетной деятельности;
- разработать и экономически обосновать инвестиционную политику некоммерческого предприятия;
- предложить мероприятия по формированию политики финансового оздоровления.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования финансовой политики некоммерческих предприятий
1.1. Экономическое содержание финансовой политики, ее значение в создании и развитии предприятия 7
1.2. Принципы и механизмы формирования финансовой политики 16
1.3. Информационное обеспечение финансовой политики хозяйствующего субъекта 27
Глава 2. Анализ финансовой политики МУК ДК «Нефтяник»
2.1. Исследование процесса формирования финансовых ресурсов предприятия 35
2.2. Оценка использования финансовых ресурсов предприятия 44
Глава 3. Направления развития финансовой политики некоммерческого предприятия
3.1. Разработка инвестиционной политики 49
3.2. Формирование политики финансового оздоровления 58
Заключение 68
Библиографический список использованных источников 71

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика некоммерческих организаций на примере МУК ИКМ Самарская Лука.docx

— 216.64 Кб (Скачать)

     Финансовая  политика может быть противозаконной (криминальной), если в ней допускаются отклонения от действующего законодательства. Не всякая деструктивная финансовая политика является противозаконной, так как субъекты не только конструктивной, но и деструктивной политики стремятся действовать в рамках закона [50, с. 33-40].

     Таким образом, объект финансовой политики – хозяйственная система организации, а также любые виды и направления хозяйственной деятельности в их взаимосвязи с финансовым состоянием организации и финансовыми результатами. Объект финансовой политики представляет всю совокупность хозяйственной системы и ее деятельности, на которую воздействует финансовая политика.

     В качестве субъектов управления на малых  предприятиях могут выступать руководитель и бухгалтер, так как малый  бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для  корректировки направлений развития привлекаются внешние эксперты и  консультанты. В средних предприятиях текущая финансовая деятельность сосредоточена  внутри других отделов (бухгалтерия, администрация  и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и среднесрочное распределение  прибыли) принимает генеральная  дирекция фирмы. В крупных компаниях  есть возможность расширить организационную  структуру, кадровый состав и достаточно четко дифференцировать полномочия и ответственность между:

     - информационными органами: юридическая,  налоговая, бухгалтерская и др. службы;

     - финансовыми органами: финансовый  отдел, казначейский отдел, отдел  управления ценными бумагами, отдел  бюджетирования и т.д.;

     - контрольными органами: внутренняя  ревизия, аудит.

     Организация финансовой политики строится на определенных принципах:

     - принцип самоокупаемости и самофинансирования;

     - принцип самоуправления или хозяйственной  самостоятельности;

     - принцип материальной ответственности;

     - заинтересованность в результатах  деятельности;

     - принцип формирования финансовых  резервов.

     По  направлению финансовая политика организации подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя финансовая политика направлена на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации. Внешняя финансовая политика направлена на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях и т.п. Исходя из длительности периода и характера решаемых задач, финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику.

      Финансовая  стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение  крупномасштабных задач развития организации. Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития организации путем своевременного изменения способов осуществления финансовых связей перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (филиалами).

     Основное  средство реализации финансовой политики – финансовый механизм организации, т.е. система управления финансовыми отношениями организации через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма являются финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение финансового управления.

     Финансовые  методы объединяют в себе бухгалтерский  учет (финансовый и управленческий), экономический анализ (финансовый и  управленческий), финансовый мониторинг, финансовое планирование, бюджетирование, финансовое регулирование, финансовый контроль.

     Основными инструментами финансовой политики являются: система материального  стимулирования и ответственности  работников, методы бухгалтерского учета, контроля и экономического анализа, финансовый мониторинг, бюджетирование, планирование и прогнозирование, инжиниринг и реинжиниринг бизнеса, финансовые деривативы. 

     1.3. Информационное обеспечение финансовой  политики хозяйствующего субъекта 

     Построение  обоснованной финансовой политики невозможно без необходимой информации. Всякая политика строится на базе имеющихся  сведений. При отсутствии информационного  обеспечения финансист действует  «вслепую». Основой эффективного функционирования системы управления является качество информированности руководства. Формируемая  финансовая политика и принимаемые  на её основе решения напрямую зависят  от уровня и качества информационного  обеспечения.

     С развитием информационных систем и  технологий информация играет все большую  роль и приобретает большее значение в финансовом управлении. При плохой системе информации состояние управления зависит от неизвестных обстоятельств, искаженных данных, а также от субъективных интересов сотрудников, когда руководителю докладывают не то, что действительно нужно. Интересы сотрудников аппарата, идущие вразрез с интересами организации, уничтожили не одну организацию. Степень информированности руководства влияет на адекватность оценки баланса интересов сотрудников и организации.

     Руководитель  организации должен иметь информацию по следующим вопросам:

  • о принятых целях деятельности организации;
  • о долгосрочной и краткосрочной стратегии, тактике руководства, принятой на данном этапе деятельности;
  • об основных событиях в макросреде, касающихся деятельности организации;
  • о состоянии и изменениях, происходящих в микросреде;
  • о состоянии организации на текущий момент и прогноз развития на период планирования;
  • об основных предложениях по стратегическому партнерству и проведению хозяйственных операций.

     Информация  по указанным вопросам образует комплекс документов, в котором определяют по пунктам: состав комплекса документов, комплектов документов, входящих в  комплекс; содержание каждого документа, входящего в комплекты; номенклатура данных, входящих в документ; периодичность  представления документов. Такой комплекс документов, ведущихся в организации для оценки состояния, может включать комплекты периодичной, постоянной, текущей, оперативной и прогнозной информации. В оперативном анализе и управлении используют еженедельную, ежедневную информацию, а также экспресс-информацию, получаемую в режиме реального времени через информационные сети, системы и технологии. Режим реального времени предполагает передачу и получение информации непосредственно в момент совершения отражаемого в ней события с точностью до минут, секунд или долей секунд. Комплект периодичной информации содержит ежедневную, еженедельную и т. п. информацию. Ежедневный и еженедельный доклад могут освещать основные события в организации: выполнение договоров, положение рынка, доводить до сведения первого лица трудности и недостатки в работе организации, имеющие место, по мнению руководителей подразделений; давать предложения по действиям организации на следующий день или на следующей неделе соответственно. При разработке состава таких комплектов главное – это комплексный подход, заключающийся в том, чтобы в докладах различного вида рассматривалась информация по всем вопросам деятельности организации, и периодичность их рассмотрения соответствовала их важности. Данный информационный комплекс должен формироваться во взаимосвязи между инженерными, бухгалтерскими, финансовыми, снабженческими и управленческими службами путем разработки распределенной системы на основе технологии клиент/сервер.

     Структурированная информация, необходимая для обеспечения  деятельности организации, образует информационное поле. Информационное поле организации подразделяется на внутреннее и внешнее. Внутреннее информационное поле формируется в рамках организации на основе данных о ее работе и протекающих внутри процессах. Внешнее информационное поле касается рыночной среды, внешних условий, в которых работает организация, включая контрагентов, конкурентов, государство и его политику, товарные и финансовые рынки и их субъекты, структуры и т. д.

     Для эффективной работы организации  необходимо знать и постоянно  совершенствовать структуру информационного  поля и работу с ним. Руководство  организации при решении каждой задачи должно изучать потребность  в информации для соответствующей  задачи. На основании этого под  данную задачу разрабатывать структуру  необходимой информации. Постоянно  определять, в какой информации фирма  испытывает недостаток, какая важная информация существует во внешней среде  или внутри организации, неизвестная  руководству, какую информацию необходимо получать, и с какой периодичностью. Такой подход позволяет принимать меры по выявлению и получению «невидимой» информации, находить способы ее получения. Руководству необходимо также определить способ обработки информации, методы ее анализа, периодичность и форму вывода результатов анализа, определить круг лиц, занимающихся анализом, и тех, кто должен готовить решения, установить способы и сроки их принятия.

     Только  осмысленное управление информационным процессом позволит создать эффективную  систему управления. Если информационный процесс не управляем и система  формируется неосознанно, она ориентирована  только на нужды сегодняшнего дня, вместо информационного поля руководство  будет иметь отдельные несвязанные  информационные участки данных с  большими пустыми массивами между  ними, где могла бы быть полезная, но не собранная информация. Используя  такую фрагментарную неполноценную  информацию, многие руководители стремятся  принимать верные решения, часто  пытаясь заменить информацию интуицией. Но для профессиональной работы необходимо не заменять, а дополнять одно другим.

     Для решения проблемы формирования информационного  поля необходим управленческий учет. Современные информационные системы и технологии являются важнейшим средством и инструментом управленческого учета. Управленческий учет представляет собой интегрированную систему информационно-аналитического обеспечения процессов управления бизнесом. Управленческий учет базируется на плановой, нормативной, технологической, учетной и расчетно-аналитической информации. Функции управленческого учета не ограничиваются лишь сбором и фиксацией данных, а предусматривают также процессы обработки существующей и компенсирование недостающей информации, выявление и получение неявной информации, определение способов ее получения, создание, моделирование информационных массивов прогнозного и стратегического характера для целей управления при отсутствии такой информации в известных источниках.

     Современные методы и системы управленческого  учёта и анализа позволяют  компенсировать недостаток информации, создавать новую не существующую в готовом виде информацию, посредством специальных моделей аналитической обработки данных, прогнозирования, имитационного моделирования, экспериментирования, описательных сведений, накопленных практиками в области экономики и управления, опытных суждений и оценок специалистов в соответствующих областях, экспертов и методов экспертных оценок, экспертных систем, о которых будет сказано далее [31, с. 98].

     В процессе автоматизации информационного  обеспечения управления формируется  совокупность внутренних и внешних  потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих  в процессе обработки информации и выработке управленческих решений, которая именуется экономической информационной системой (ЭИС).

     Современный уровень информатизации бизнеса  предопределяет использование новейших технических, технологических, программных  средств в различных информационных системах экономических объектов. Таким  образом, формируется автоматизированная информационная система (АИС), которая  представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов  и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, используемых при обработке информации для принятия управленческих решений.

     Создание  и функционирование систем в управлении экономикой тесно связаны с развитием  информационной технологии – главной  составной части АИС. Автоматизированная информационная технология (АИТ) –  системно организованная для решения  задач управления совокупность методов  и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств  вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью  которых информация предлагается клиентам. До появления АИТ управленческий учет ограничивался созданием базы данных. Автоматизированные информационные технологии начинают формировать и включать в работу базы знаний. База знаний образуется из сложной, детально моделируемой структуры информационных совокупностей, описывающих все особенности предметной области. Под базой знаний понимают совокупность знаний о данной предметной области, структурированных в целях формализации процесса принятия решений. Связь между фактами в базе знаний представляется правилами, каждое из которых состоит из двух частей: предпосылки («ЕСЛИ») и заключения («ТО»). И предпосылка, и заключение есть элементы базы знаний, описанные парами «объект-значение». В самом общем случае это выглядит так: «ЕСЛИ <логическое выражение>, ТО <текст процедуры> [комментарий]». Комментарии используются для формирования выводов и объяснений. Смысл правила в том, что если верна предпосылка, то верно и заключение. Таким образом, предпосылка «ЕСЛИ» строится как логическая комбинация некоторых объектов и событий и характеризует условия применимости правила (например, значение логического выражения больше (меньше) нуля или другого установленного ограничения). Заключение «ТО» представляется как список работ, которые необходимо выполнить при принятой логической комбинации фактов или ее изменении, и концентрирует действия, производимые системой при поиске решений. Простейшая структура правила может быть представлена в виде: «если ПРЕДПОСЫЛКА, то ЗАКЛЮЧЕНИЕ». Правила могут иметь более сложную структуру, например «ЕСЛИ А и В и С и Правило N, то K и L и M».

Информация о работе Финансовая политика некоммерческих организаций на примере МУк ИКМ "Самарская Лука"