Финансовое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процесса разработки финансового плана и доказать необходимость финансового прогнозирования и планирования деятельности любой фирмы, а также исследование ОАО «Газпром» как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры финансового управления.
Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность и роль финансового прогнозирования и планирования в бизнесе;
охарактеризовать основные аспекты финансового прогнозирования;
охарактеризовать основные аспекты финансового планирования, основанного на финансовых индикаторах;
рассмотреть основные виды финансового плана;
проанализировать финансовое состояние ОАО «Газпром» и разработать направления совершенствования механизма планирования для данной организации.

Содержание

Введение.................................................................................................................. 3
1. Теоретические основы финансового прогнозирования и планирования......5
Сущность финансового прогнозирования и планирования на предприятии...................................................................................................5
Организация и методы планирования финансовых показателей...........12
Виды финансовых планов..........................................................................18
2. Совершенствование финансового планирования в ОАО «ГАЗПРОМ»...26
2.1. Общая характеристика компании и основные экономические показатели деятельности......................................................................................26
2.2. Основные направления финансового планирования в ОАО «Газпром»...............................................................................................................32
Заключение.............................................................................................................36
Список использованной литературы...................................................................38

Работа содержит 1 файл

финансовое прогнозирование и планирование.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды финансовых планов

 

В качестве предпосылок его появления можно назвать стремительные изменения во внешней среде организации. Они проявляются:

  • в безграничном росте возможностей;
  • глобализации экономической жизни;
  • в резком усилении конкуренции за рынки сбыта и ресурсов;
  • широкой доступности научно-технической и экономической информации;
  • в принципиальном изменении роли человека в производстве и связанном с этим пробуждении его творческих возможностей и активности.

Все это делает непредсказуемым окружение организации  неопределенным даже сравнительно близкое ее будущее. Чтобы частично ослабить или преодолеть эту неопределенность, и составляются стратегические планы.

В отличие от обычных перспективных планов, стратегические планы исходят из того что будущее  далеко не всегда лучше прошлого. Основу стратегических планов составляет глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, всесторонний прогноз его будущего состояния.

Стратегические  планы отражают сегодняшние шаги, направленные на формирование будущего потенциала организации и обеспечение ее перспективного выживания. Основной объект планирования – внешние возможности и конкурентные преимущества [10, с. 64].

Стратегическое  управление – это процесс определения  миссии и целей организации, нахождения стратегий для выбора и приобретения нужных ресурсов, их распределения и использования с целью обеспечения эффективной деятельности организации в обозримой перспективе.

 

Модель стратегического управления выглядит следующим образом:





                             Анализ внешней среды


                    Анализ внутренней среды                                      

Рис. 1. Модель стратегического  управления.

Миссия компании – словесно выраженное основное социально  значимое назначение компании в долгосрочном периоде. Она должна быть максимально адаптирована к рынку и должна учитывать возможности компании.

Философия компании – совокупность целей, ценностных ориентиров, норм поведения, принципов управления и критериев оценки, принятых и  обязательных для применения; она является ядром организационной культуры.

Организационная культура – это нормы поведения, убеждения, установки, моральные ценности, сложившиеся в данной организации  и являющиеся неписаными правилами, определяющими как должны работать сотрудники. Она является одним из самых мощных механизмов управления.

Управление  организационной культурой осуществляется с помощью таких мер, как контроль ее состояния со стороны менеджеров; пропаганда и обучение персонала  необходимым навыкам; подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; широкое использование символики, обрядов, ритуалов.

Основной задачей  для предприятия является установление целей, ради которых оно работает.

Цель – идеальное  или желательное состояние объекта управления, в данном случае организации.

В системе управления организацией они выполняют ряд  важных функций:

1) они отражают  философию организации, определяют  направления ее деятельности  и развития, структуры фирмы и  управления ею;

2) цели становятся ориентирами деятельности как организации в целом, так и отдельного человека, помогают приспособиться к окружающему миру, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов;

3) цели составляют  основу критериев для выделения  проблем, принятия решений и оценки результатов деятельности, направленных на их реализацию.

Важно выделить особенности целей компании, которые  необходимо соблюдать:

  1. цели не должны противоречить друг другу;
  2. цели должны быть достижимы;
  3. цели должны быть измеримы в отношении затрат.
  4. цели должны быть эффективны.

От эффективности  достижения целей необходимо отличать выгодность и экономичность самой  деятельности. Первая заключается в  получении определенного положительного результата, например, прибыли; вторая показывает «цену», которую за этот результат пришлось заплатить. Для этого его необходимо соотнести с величиной затрат. Чем в большей степени результат превышает затраты, тем экономичнее деятельность.

Стратегическим планом предприятия  некоторые ученые считают бизнес-план. Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:

  • изучить емкость и перспективы будущего рынка сбыта;
  • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы продлить потенциальную прибыльность дела;
  • обнаружить все «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;
  • определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояние дел.

На основе финансовой стратегии формируется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.

 В результате  разработки системы мероприятий,  обеспечивающих реализацию финансовой  стратегии, на предприятии формируются  центры ответственности, определяются  права, обязанности и меры ответственности  их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии предприятия [10, с 78].

Заключительный  этап разработки финансовой стратегии  предприятия - оценка эффективности  разработанной стратегии, которая  осуществляется по нескольким параметрам:

  1. Оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией предприятия, выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.
  2. Оценивается согласованность финансовой стратегии предприятия с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.
  3. Оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности предприятия в формировании собственных и привлеченных внешних финансовых ресурсов.
  4. Оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на прогнозе динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких как рост деловой репутации, повышение уровня управляемости финансовой деятельностью его структурных подразделений.

 Прогнозирование  состоит в изучении возможного  финансового состояния предприятия  на определенную перспективу.  Основой прогнозирования служит  обобщение и анализ имеющейся  информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

Текущее финансовое планирование заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность  предприятию определить на предстоящий год все источники финансового развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить его постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

 Теоретически  должны разрабатываться три основных документа: план движения денежных средств; план отчета о прибылях и убытках; план бухгалтерского баланса [11, с. 50].

 Основная  цель разработки этих документов - оценка финансового положения  предприятия на конец планируемого  года. Текущий финансовый план  составляется на период, равный  одному году с разбивкой по  кварталам. Для его разработки  используются следующие данные:

  • финансовая стратегия предприятия;
  • результаты финансового анализа за предшествующий период;
  • планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности предприятия;
  • система разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов, средних ставок кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п.

 Практически  текущее финансовое планирование  ограничивается составлением финансового  плана предприятия, который представляет  собой баланс доходов и расходов предприятия в планируемом периоде. Финансовый план состоит из 4 разделов, в которых отражены:

  • доходы и поступления финансовых средств;
  • расходы и отчисления на собственные нужды предприятия;
  • взаимоотношения с государственным бюджетом как по платежам в бюджет, так и по ассигнованиям из бюджета.

 Доходная  часть финансового плана обязательно  должна быть равна его расходной  части.

При дефиците средств  в финансовом плане должны быть заполнены  источники покрытия этого дефицита, при профиците в расходной части должно быть определено направление использования этих средств.

Непосредственному составлению финансового плана  должны предшествовать расчеты поступлений  и расходов финансовых средств. Расчеты  выполняются по установленным формам и методикам на основе информации других структурных подразделений: бухгалтерии, планового отдела, отдела снабжения и сбыта, капитального строительства и др.

 Технология  составления финансового плана  предполагает выполнение расчетов, составление шахматки, где расходы и доходы предприятия увязываются между собой путем баланса, заполнение финансового плана и проверка его.

Оперативное планирование дополняет текущее планирование. Это связано с тем, что финансирование планируемых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.

 Оперативное  финансовое планирование включает  составление и исполнение платежного  календаря, кассового плана. А  также расчет потребности в краткосрочном кредите.

 Назначение  платежного календаря заключается  в управлении денежными потоками  предприятия, маневрировании собственными  и заемными денежными ресурсами  и обеспечении нормальной работы  предприятия.

 Период планирования (неделя, декада, месяц, квартал) определяется предприятием самостоятельно с учетом экономической целесообразности.

 Платежный  календарь составляется по произвольной  форме. В этом плане все источники  поступлений денежных средств  должны быть увязаны с расходами предприятия. План состоит из двух разделов: 1) расходы; 2) поступления средств. В первом разделе указываются все предстоящие расходы и платежи. Во втором указываются планируемые источники покрытия. Если планируемые расходы превышают ожидаемое поступление средств, то в платежном календаре отражается недостаток денежных средств. В этом случае должны быть приняты меры по изысканию дополнительных источников средств или переносу части не первоочередных расходов на следующий календарный период. Решения принимаются заблаговременно и оперативно.

 Платежный  календарь отражает реальное  движение финансовых ресурсов  на предстоящий период, позволяет  регулировать доходы и расходы  предприятия, обеспечивать устойчивое  финансовое положение [8, с. 15].

 Информационной  базой платежного календаря является план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений, выписки по счетам предприятия и приложения к ним, договора, внутренние прогнозы, график выплаты заработной платы, установленные сроки платежей для финансовых обязательств и другие документы, подтверждающие реальное движение денег.

На предприятиях наряду с платежным календарем может  составляться и налоговый календарь, в котором показывается, когда  и какие налоги должно платить  предприятие. Это позволяет избежать просрочек в платежах. Отдельные предприятия разрабатывают платежный календарь по расчетам с поставщиками, по обслуживанию долга и т.п.

 Кассовый  план - это план оборота наличных  денежных средств, отражающий  поступление и выплаты денег  через кассу предприятия. Он необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств, своевременным выполнением обязательств предприятия перед работниками и другим расходам. Кассовый план предприятия нужен для составления сводного кассового плана на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. Исходные данные для составления кассового плана:

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование