Финансовое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процесса разработки финансового плана и доказать необходимость финансового прогнозирования и планирования деятельности любой фирмы, а также исследование ОАО «Газпром» как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры финансового управления.
Задачи курсовой работы:
раскрыть сущность и роль финансового прогнозирования и планирования в бизнесе;
охарактеризовать основные аспекты финансового прогнозирования;
охарактеризовать основные аспекты финансового планирования, основанного на финансовых индикаторах;
рассмотреть основные виды финансового плана;
проанализировать финансовое состояние ОАО «Газпром» и разработать направления совершенствования механизма планирования для данной организации.

Содержание

Введение.................................................................................................................. 3
1. Теоретические основы финансового прогнозирования и планирования......5
Сущность финансового прогнозирования и планирования на предприятии...................................................................................................5
Организация и методы планирования финансовых показателей...........12
Виды финансовых планов..........................................................................18
2. Совершенствование финансового планирования в ОАО «ГАЗПРОМ»...26
2.1. Общая характеристика компании и основные экономические показатели деятельности......................................................................................26
2.2. Основные направления финансового планирования в ОАО «Газпром»...............................................................................................................32
Заключение.............................................................................................................36
Список использованной литературы...................................................................38

Работа содержит 1 файл

финансовое прогнозирование и планирование.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая  фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности организации намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет. Разрабатывая финансовый план на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

В зависимости  от длительности (сроков) планового  периода выделяют следующие виды планирования:

1. Долгосрочное  планирование;

2. Среднесрочное планирование;

3. Краткосрочное  планирование:

Среднесрочное планирование рассчитывается на срок 1-5 лет. Однако решение многих крупных  проблем, отражающих стратегию организации, в это время не укладывается. По этой причине составляются долгосрочные планы, срок действия которых достигает 10 и более лет [10, с. 95].

Перспективные планы обычно создаются в форме  набора целей, целевых комплексных  программ, стратегических планов, бизнес-планов и т.д.

В рамках перспективного планирования создаются планы разработки новых продуктов, снижения издержек, внедрения новшеств, слияний и поглощений, совершенствования производства и  управления, социального развития и т.д. Посредством такого рода планов на основе стандартных процедур определяются шаги, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации.

Их разработка начинается с выбора перспективных  задач. Затем на основе оценки имеющихся  ресурсов происходит определение политики организации, правил и процедур, разработка альтернатив, выбор наиболее приемлемой из них, ее детализации в бюджетах, графиках.

Краткосрочное (текущее) планирование рассчитано на срок до одного года. В нем увязываются  все направления деятельности организации  на предстоящий период.

Краткосрочные планы разрабатываются в виде бюджетов и финансовых смет производственных программ. Непосредственными объектами последних являются объем выпуска продукции, движение персонала, материально-техническое и финансовое обеспечение, порядок использования имеющегося оборудования. Программы могут корректироваться  при отклонении спроса или объема производства от запланированного уровня.

В основном на предприятиях используют краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется  тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры [10, с. 102].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организация и методы планирования финансовых показателей

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций  в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность  самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Бюджеты подразделений  должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

Финансовое  планирование охватывает ряд этапов:

1. Анализ выполнения  финансового плана за отчетный  год и текущий год.

2. Расчет плановых  показателей.

3. Составление  финансового плана на очередной  год и последующие два года (плановый период).

На первом этапе  финансового планирования применяется  метод экономического анализа. Он позволяет  определить процент выполнения плановых показателей за отчетный год путем сравнения их с фактическими показателями; выявить резервы увеличения доходов; разработать мероприятия по повышению эффективности и результативности использования финансовых ресурсов; рассчитать ожидаемое выполнение плана в текущем году [5, с. 23].

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

- горизонтальный  анализ (сравнение плановых показателей  с фактическими и плановых  показателей за текущий год  с плановыми показателями за  отчетный год);

- вертикальный  анализ (определение структуры плана, доли отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты);

- трендовый  анализ (выявление тенденций изменения  динамики финансовых показателей  путем сравнения плановых или  отчетных показателей за ряд лет и на этой основе прогнозирование показателей на плановый период);

- факторный  анализ (выявление влияния отдельных  факторов на финансовые показатели).

На втором этапе  финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Они делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий. Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в плановом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

В условиях планово-директивной  экономики целью составления  финансового плана хозяйствующего субъекта являлось определение суммы  излишка его доходов с тем, чтобы изъять этот излишек в госбюджет. При рыночной экономике хозяйствующий  субъект обладает полной самостоятельностью. Изъятие прибыли в бюджет производится с помощью налогов. Хозяйствующий субъект сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Целью составления финансового плана становится определение возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К последним относятся, прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, устойчивая кредиторская задолженность, прибыль, налоги, уплачиваемые с прибыли, и т. п. [13, с. 70].

Содержанием стратегии  финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его  центров доходов и центров  расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта – это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов – это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», то есть 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.

Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей.

На практике используются следующие методы расчета  показателей финансовых планов: экстраполяции, нормативный, индексный, программно-целевой [15, с. 35].

Метод экстраполяции. Он используется при определении  финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в отчетном периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод используется, как правило, для первоначальных прикидок, имеет ряд недостатков:

  • не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов;
  • не способствует экономному использованию средств, так как планирование осуществляется от достигнутого уровня;
  • не учитывает изменения отдельных факторов в плановом периоде по сравнению с отчетным периодом.

Нормативный метод. Суть его состоит в том, что  плановые показатели рассчитываются на основе установленных прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования с соблюдением режима экономии. Например, в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации с момента введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации должно базироваться на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основ расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Индексный метод. Этот метод предполагает широкое  использование системы разнообразных  индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено наличием инфляции в рыночной экономике. Применяются индексы физических объемов, уровни жизни, потребительских цен (инфляция), дефлятор (индекс цен, используемый при пересчете текущих стоимостных показателей в постоянные цены), деловой активности, производительности труда и многие другие.

Программно-целевой  метод. Он позволяет оценить и  выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и  территориальном аспектах. Программы являются средством решения, прежде всего, межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

На третьем  этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе  используется балансовый метод, позволяющий  увязать финансовые ресурсы субъектов  планирования с потребностями в  них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п. Его применение способствует обеспечению устойчивости бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования.

В рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

  • на микроэкономическом уровне (минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.);
  • на макроэкономическом уровне (максимум доходов бюджета; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и другие).

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование