Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.

В рамках данной цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;

2. Ближе познакомиться с методикой финансового планирования;

3. Проанализировать финансовое состояние предприятия;

4. Составить баланс доходов и расходов (финансовый план).

5. Разработать направления совершенствования механизма планирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Финансовый план как составная часть бизнес-плана………………………5
2.Методы финансового планирования………………………………………...9
3.Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием………12
4.Перспективное финансовое планирование…………………………….12
5.Текущее финансовое планирование……………………………………18
6.Оперативное финансовое планирование……………………………….22
4.Расчетная часть………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………44

Список литературы……………………………………………………………...48

Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Прись Н.н.doc

— 934.50 Кб (Скачать)

    Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров м сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

    Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

    Например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом – рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

    Методы  экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

    Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

    На  первом – анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

    Они имеют важное значение для финансового  планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

    Баланс  предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.

    Второй  этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

    На  третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели текущих финансовых планов.

    На  четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

    Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем  за их выполнением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ВИДЫ  ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
 

  • Перспективное финансовое планирование
  •     Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие  показатели, пропорции  и темпы  расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей  предприятия.

        Перспективное финансовое планирование в современных  условиях охватывает период времени  от одного года до трех лет. Однако такой  временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической  стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.

        Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование  финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. В свою очередь финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта.

        Другими словами, в рамках стратегического  планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. В ходе стратегического планирования ведется активный поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития предприятия.

        Финансовая  стратегия предполагает определение  долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных  способов их достижения.

        Цели  финансовой стратегии должны быть подчинены  общей стратегии развития а направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

        Важным  моментом при разработке финансовой стратегии является определение  периода ее реализации. На него воздействует ряд факторов, к основным из них  следует отнести:

    • динамику макроэкономических процессов;
    • тенденции развития отечественного финансового рынка (с учетом зависимости от мировых финансовых рынков);
    • отраслевую принадлежность предприятия и специфику производственной деятельности.

        На  основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.д.

        Важное  значение при формировании финансовой стратегии имеет учет факторов риска.

        Основу  перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке.

        Прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение) состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.

        Состав  показателей прогноза может значительно  отличаться от состава показателей  будущего плана. Прогноз может казаться в чем-то менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально проработан.

        Основой прогнозирования является обобщение  и анализ имеющейся информации с  последующим моделированием возможных  вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения.

        Отправной момент прогнозирования – признание  факта стабильности изменений основных показателей деятельности хозяйствующего субъекта от одного отчетного периода к другому.

        Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

    • прогноза отчета о прибылях и убытках;
    • прогноза движения денежных средств
    • прогноза бухгалтерского баланса.

        Основной  целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия  на конец планируемого периода.

        Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией.

        Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам.

        Прогнозы  продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах и  помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия. Прогноз объемов продаж по конкретному виду продукции может быть представлен таблицей ( Приложение 1).

        Объем будущих продаж можно рассчитать, используя следующие методы:

    1. Эвристические. Они основаны на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участников рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры.
    2. Анализ временных рядов используется для учета временных колебаний объема продаж, продукции (работ, услуг). Включает метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности. Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных в результате наблюдений за объемом продаж в течении выбранного периода времени, на будущее.

        Большое влияние на объемы продаж оказывает  фактор сезонности.

        Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объеме продаж, связанные с временем потребления продукции.

    1. Эконометрические модели. С помощью этих моделей определяется корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, изменение учетной ставки ЦБ РФ, темпа инфляции), а так же отраслевых показателей (состояния отрасли, уровня конкуренции в ней, емкости отраслевого рынка).

        Сочетание результатов, полученных с помощью  исследования этих методов, позволяет  учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.

        С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках (Приложение 2) определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. Прогноз отчета о прибылях и убытках содержит следующие статьи:

        1. Выручка о реализации продукции (за минусом НДС и акцизов)

        2. Себестоимость реализации продукции

        3. Коммерческие расходы

        4. Управленческие расходы

        5. Прибыль (убыток) от реализации (ст.1 – ст.2 – ст.3 – ст.4)

        6. Проценты к получению

        7. Проценты к уплате

        8. Доходы от участия в других организациях

        9. Прочие операционные доходы

        10. Прочие операционные расходы.

        11. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности (ст.5 + ст.6 – ст.7 + ст.8 + ст.9 – ст.10)

        12. Прочие внереализационные доходы.

        13. Прочие внереализационные расходы

        14. Прибыль (убыток) планового периода  (ст.11 + ст.12 – ст.13)

        15. Налог на прибыль

        16. Отвлеченные средства

        17. Нераспределенная прибыль (убыток) планового периода (ст.14 – ст.15 – ст.16)

        Для проведения прогнозного анализа  прибыли на практике широко используется метод «издержки – объем – прибыль» (анализ безубыточности). Он представляет следующие возможности:

    • определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности;
    • установить размер желаемой прибыли;
    • увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуаций (ценовых факторов, динамики объемов продаж).

        Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. Понятие «баланс» (от франц. ba lance – весы) означает равновесие, равенство активов и пассивов, т.е. использующиеся предприятием средства по своей величине должны быть равны денежным источникам их поступления.

    Информация о работе Финансовое планирование на предприятии