Финансовый менеджмент в коммерческих банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:20, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке – это определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств. В качестве примера параметров, влияющих на устойчивость банка, могут выступать: максимизация прибыли банка, максимизация ликвидности банка, сбалансированность прибыльности и ликвидности банка.

Работа содержит 1 файл

диплом фин мен.docx

— 86.56 Кб (Скачать)

В современном мире активно  переоцениваются ценности, и все  больше людей приходят к выводу, что деньги являются отнюдь не единственным и главным показателем в системе  общечеловеческих ценностей. Акционеры  и клиенты банка начинают интересоваться направлениями использования их денег. Они становятся не безразличны к тому, из каких источников и какими средствами получена прибыль. Банки, которые провозглашают и осуществляют программы охраны окружающей среды, жилищного строительства, социальные программы, такие как кредитование малого бизнеса, пользуются все более широкой поддержкой населения. Но и при таких условиях банк не превращается в благотворительную организацию. Разумное сочетание собственных и общественных интересов помогает банку улучшить свой имидж, привлечь более широкий круг клиентов, а следовательно, повысить доходы. И, наоборот, банки, которые кредитуют игорный бизнес, производство оружия, наркотиков, вредные для окружающей среды предприятия и т.д., могут потерять клиентов даже высшего уровня прибыльности.

Банковский менеджмент по направлениям деятельности подразделяют на финансовый и организационный. Первая сфера охватывает вопросы, связанные с управлением финансовыми процессами, которые находятся в компетенции банка. Второе направление деятельности касается проблем организации и управления коллективом, создания организационных структур и систем обеспечения деятельности банка. Финансовый менеджмент банка включает управления: активами и обязательствами; капиталом; банковскими рисками; прибыльностью; ликвидностью и резервами. процессом планирования; Организационный менеджмент банка включает следующие процессы: организацию систем контроля; организацию систем безопасности банка; управления кадровым потенциалом; управление информационными технологиями.

Подробному рассмотрению и изучению содержания и методологии  реализации указанных направлений  банковского менеджмента посвящены  специальные разделы этого пособия. Такие сферы, как организация  систем контроля, систем безопасности и управления информационными технологиями имеют определенную специфику и  требуют специального изучения и  соответствующего уровня подготовки: знание правовых и юридических основ  осуществления банковской деятельности, компьютерной грамотности, методики проведения аудита и ревизии банка и т.д. Поэтому эти вопросы отнесены к отдельным учебным дисциплинам.

Организация систем контроля имеет целью обеспечения устойчивой и надежной работы банка, которая  соответствовала бы нормам действующего законодательства. Менеджмент должен обеспечить внедрение таких систем контроля, как внутренний аудит, внутри банковских контроль, системы анализа  качества активов и контроля за уровнем общего риска, а также систем контроля за деятельностью персонала банка, которые показывали бы, в какой степени работники выполняют свои обязанности и насколько их действия соответствуют законодательству.

Процесс управления информационными  технологиями заключается в подборе  программного и технического обеспечения, которое бы отвечало потребностям и  возможностям банка и его клиентов. Информационные технологии должны поддерживать процесс управления банком, но не опережать  его развитие. Иначе технологии, которые не адекватны потребностям банка, лишь увеличивают расходы  и не приносят ожидаемой отдачи. Технологии - это лишь инструмент, хотя и очень важен, и они не должны превращаться в самоцель. Поэтому  банковский менеджмент должен определить необходимый уровень автоматизации  и подобрать соответствующую  технологическую систему, программное  и техническое обеспечение с  учетом последовательности выполнения программ и их способности к технологическому осуществление банковских операций.

Организация эффективных  систем безопасности включает создание надежной защиты конфиденциальности информации, в том числе в отношении  данных о клиентах банка и обеспечение  физической охраны активов. Оснащение  безопасных убежищ, перевозки наличных средств, ведение записей, документирование, компьютерный доступ, охрана - все эти  вопросы должны решаться менеджментом банка. Одним из направлений организации  систем безопасности является юридическую  защиту, предусматривающий проверку контрактов на предмет юридических  последствий для банка, а также  контроль за составом собственников (акционеров) банка и правом владения контрольным пакетом акций. При отсутствии или несовершенстве систем безопасности право собственности на банковское учреждение может перейти к другим лицам, которые приобретут определенное количество акций, которые обращаются на рынке.

Для реализации целей финансового  менеджмента необходимо определить основные функции подсистемы подразделений  коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся:

1. Стратегическое планирование - определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

2. Моделирование - использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель - материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.

3. Оперативное планирование - определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.

4. Мониторинг - сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.

5. Диагностика - оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.

6. Цель управления - обеспечение надежности объекта управления.

Отсюда вытекает третья особенность  и вторая предметная область финансового  менеджмента в коммерческом банке - создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".

7. Банковский продукт  - способ оказания услуг клиенту банка (форма отношений "банк-клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

8. Банковская операция - система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

9. Банковская услуга - форма удовлетворения потребности (в кредите, расчётно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.

10. Продуктовый ряд банка  - банковская продукция.

11. Простой продукт - продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.

12. Сложный продукт - продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.

Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:

- выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;

- разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;

- разработка регламента оказания требуемой услуги;

- разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;

- решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;

- решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;

- решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;

- разработка комплекса документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.

По целевому назначению можно  различать следующие классы операций:

- пассивные операции - аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;

- активные операции - использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;

- посреднические операции - обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.

Банковская триада - сочетание трех понятий "продукт - операция - услуга".

Продукт - регламент (документально оформленная упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию клиента.

Операция - упорядоченная совокупность действий по удовлетворению заказанной потребности (обслуживанию) клиента.

Услуга - результат обслуживания клиента (выполнения операции).

По степени сложности  можно выделить три класса триад - элементарные, комбинированные, интегрированные.

Структура корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое управление компанией, эффективный контроль за деятельностью администрации со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров акционерам.

Члены правления должны действовать  на основании всей необходимой информации добросовестно, с должной осторожностью, в интересах компании и акционеров. Правление должно иметь возможность  выносить объективное суждение по делам  корпорации, будучи зависимым, в частности, от администрации.

Базельскнй комитет по банковскому надзору признал важность наличия корпоративного управления в банках. Им были разработаны рекомендации по совершенствованию корпоративного управления в кредитных организациях.

В данном документе указывается, что корпоративное управление в  контексте банковского сектора  включает в себя способ управления деятельностью отдельного кредитного учреждения со стороны совета директоров и менеджмента, что затрагивает  такие аспекты работы банков, как:

- постановка корпоративных целей (включая извлечение экономической выгоды для собственников);

- управление текущей деятельностью компании;

- учет интересов заинтересованных сторон, обеспечение соответствия корпоративной деятельности и корпоративного поведения банков требованиям надежной банковской практики, действующему законодательству и нормативной базе;

- защита интересов вкладчиков (владельцев депозитов).

Международная финансовая корпорация (IFC), входящая в группу Всемирного банка, в середине 2003 г провела исследование практики корпоративного управления в российском банковском секторе. Целью исследования было выяснить, в какой степени международная практика корпоративного управления принимается российскими банками в их повседневной деятельности. В результате были сделаны следующие основные выводы:

Банки в целом соблюдают  законодательные и нормативно-правовые требования и предпринимают предварительные  шаги по совершенствованию корпоративного управления.

Банки имеют структуры  наблюдательных советов на уровне ниже оптимального.

Банки испытывают трудности  при распределении функции между  советом директоров и правлением.

Банкам необходимо повышать открытость и информационную прозрачность.

Банкам следует пересмотреть структуру внутреннего аудита и  управления рисками.

Банки в целом ice содействуют продвижению наилучшей практики корпоративного управления среди своих клиентов.

Критерии качества управления. Качество банковскою менеджмента есть его свойство, определяющее эффективность  системы управления, т.е. способность  банка достигать стоящие перед  ним цели и задачи. Качество управления - это характеристика самой системы  управления, ее субъектов, объектов, механизма, инструментов, технологии принятия решений В рыночной экономике качество управления каждым банком подвергается тщательному анализу и оценке, поскольку от него в значительной мере зависят результаты деятельности банка, степень его надежности.

В свою очередь, результаты деятельности банка являются одним  из критериев оценки качества менеджмента. При рассмотрении результатов деятельности банка учитываются следующие  качественные характеристики финансового  менеджмента: достаточность капитала банка, качество активов и достаточность  созданных резервов, состояние ликвидности, прибыльность. Другими критериями качества менеджмента выступают: профессионализм  менеджеров банка, способность их к  лидерству; способность к планированию и оперативному реагированию на изменение  конъюнктуры; характер проводимой банком политики и оценка ее выполнения; риск инсайдерских сделок; эффективность  управления персоналом банка и др. Положительные оценки по вышеуказанным  критериям определяют менеджмент в  целом как хороший.

Опрос независимых специалистов зарубежных стран выявил 10 основных характеристик современного управления:

Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческих банках