Финансовый менеджмент в коммерческих банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:20, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке – это определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств. В качестве примера параметров, влияющих на устойчивость банка, могут выступать: максимизация прибыли банка, максимизация ликвидности банка, сбалансированность прибыльности и ликвидности банка.

Работа содержит 1 файл

диплом фин мен.docx

— 86.56 Кб (Скачать)

Менеджмент банка представляет собой сложную (полиструктурную) систему. Структура его, как система управленческих отношений, характеризуется взаимосвязанными отношениями основных функций, в состав которых входят:

- функция подготовки управленческого  решения;

- функция принятия управленческого  решения;

- функция организации  выполнения;

- функция учета и анализа  деятельности банков;

- функция контроля и  надзора за реализацией управленческих  решений;

- функция оперативного  регулирования процесса выполнения  управленческих решений.

Функция подготовки управленческих решений в виде вариантов проектов стратегического и текущих планов, проектов программ, прогнозов реализуется  организационными системами планирования на основе информации маркетинговых  исследований, отчетных и аналитических  данных, а также материалов к проектам планов, программ и прогнозов, которые  представляются управлениями и службами банка.

Функция принятия управленческого  решения реализуется высшим звеном руководства банка (Совет Директоров, Правление, Президент, Вице-президенты и другие высшие менеджеры) в виде: «Миссии банка», схемы порядка  организации управления, стратегического  плана, стратегических программ и проектов (соглашений, договоров и т.п.).

Функция организации выражается в вице: - организационных схем; - подготовки схем документооборота; - положений  и инструкций по работе с персоналом; - организации маркетинговых и  социологических исследований, внешних связей с иностранными и отечественными банками и другими организациями.

Реализуется, эта функция  службами и подразделениями банка, работающими под руководством менеджеров среднего и низового уровней.

Функция учета и анализа  реализуется службами бухгалтерского учета, статистики, планирования, маркетинга в форме бухгалтерских балансов, периодической, финансовой и статистической отчетности, аналитических записок  и т.п.

Функция контроля реализуется  руководством банка всех уровней  от низшего до высшего.

Осуществляется функция  контроля в двоякой форме: внешней  и внутренней.

Внешний контроль осуществляется органами государственного надзора  в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами; внешним вневедомственным аудитом со стороны негосударственных  организаций.

Внутренний контроль осуществляется службами банка.

Функция оперативного регулирования  процесса выполнения управленческих решений  осуществляется менеджерами среднего и низшего звена. При этом возможна и корректировка ранее принятых руководством решений. Коррективы эти  вносятся руководством высшего уровня.

Маркетинговые службы банка (или привлекаемые маркетинговые  специализированные фирмы) обеспечивают необходимой информацией реализацию всех функций менеджмента.

Менеджмент, как показывает исторический опыт развития мировой  экономики, и теоретически и практически  возможен без маркетинга на основе отличных от маркетинга главных идей становления и развития банка.

История развития банковской деятельности позволяет выделить три  этапа, для каждого из которых  была своя парадигма развития банковской деятельности.

Первый этап - охватывает период становления, функционирования и развития капиталистических отношений; от зарождения капиталистического уклада до победы и господства капитализма  свободной конкуренции.

Парадигма этого периода  истории банков - развитие депозитно-ссудной  деятельности.

Банки - простые посредники между заемщиками и владельцами  временно свободных денежных средств.

Информационная подсистема менеджмента банков целенаправленно  формирует соответствующий массив информации: о перспективах роста ссудного капитала, о кредитоспособности и надежности заемщиков, о состоянии и деятельности конкурирующих банков.

Второй этап - становление  и функционирование монополистического капитализма от 70-80-х годов XIX века до 60-х годов XX века.

Концентрация банковских капиталов, образование банковских монополий формирует новую роль банков.

С образованием банковских монополий изменяется роль и значение банков. Они получают возможность сначала точно узнавать состояние дел у отдельных капиталистов, затем контролировать их капитал, влиять на них посредством расширения или сужения, облегчения или затруднения кредита, и, наконец, всецело определять их судьбу, определять их доходность, лишать их капитала или давать возможность быстро и в громадных размерах увеличивать их капитал и т.п.

Для менеджмента банка  можно выделить следующие переходные ступени:

- переход от парадигмы  «депозитно-ссудной деятельности  банка» к парадигме «инвестора  и эмитента»; формируется новая  роль банков как одна из  основных черт монополистического  капитализма;

- переход к парадигме  банковского маркетинга; парадигма  выявления потребностей запросов  и предпочтений клиентов банков (корпоративных и индивидуальных) и способов удовлетворения этих  потребностей, обеспечивающих получение  высокой устойчивой нормы банковской  прибыли.

Парадигма «депозитно-ссудного»  менеджмента сменяется парадигмой «инвестиционной деятельности»  менеджмента.

Банки становятся инвесторами  и эмитентами ценных бумаг, активно  воздействуют на процесс конкуренции  промышленного капитала, развитие акционерных  обществ, возникновение монополий.

Новая парадигма не устраняет  старую, но превращает ее в подчиненную.

Она меняет стиль работы банков, изменяет содержание менеджмента. Его информационная подсистема целенаправленно  формирует иной массив информации. На первый план выдвигается информация, связанная с инвестиционной, преимущественно  портфельной, деятельностью на основе купли-продажи ценных бумаг корпораций, других банков и эмиссии собственных ценных бумаг (акций и облигаций); а также информация, связанная с выявлением кредитоспособности и ликвидности акционерных компаний и т.д.

Третий этап - современный, с 60-х годов XX столетия до настоящего времени. В условиях современной  научно-технической и технологической  революции создается общемировая  информационная сеть, создаются транснациональные  и международные корпорации и  банки. Появляется новая парадигма - маркетинг. В новых экономических  условиях обеспечить устойчиво высокую  прибыль нельзя без всесторонней ориентации на выявление потребностей, запросов и предпочтений потребителей.

Парадигмы депозитной и инвестиционной деятельности становятся подчиненными новой идее - парадигме удовлетворения запросов потребителя, и на этой основе обеспечения высокой рентабельности и эффективности функционирования банковского капитала.

Учитывая особое место  информационного массива во всей системе менеджмента, поскольку  предметом труда в управлении является информация, можно определить менеджмент банков на первом этапе  как «депозитно-ссудный менеджмент», на втором- как «инвестиционный менеджмент» и на современном, третьем этапе как «маркетинговый менеджмент».

Все функции менеджмента  идентичны на всех этапах, но содержание их изменяется в связи с иным содержанием  массива информации.

 

 

1.3. Принципы и методы банковского менеджмента

 

Менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм управления фирмами на Западе известен в нашей стране давно. Однако еще  десять лет назад наши специалисты  считали, что его основными целями являются получение высокой прибыли и постоянное опережение стран социализма по производительности труда в интересах укрепления позиций империализма.

Демократизация общественной жизни страны позволила широким  слоям населения, практическим работникам ознакомиться с накопленным богатым  мировым опытом теории и практики менеджмента, а ориентация казахстанской  экономики на рыночные отношения  сделала просто необходимыми изучение и использование опыта передовых  государств.

В связи с этим отношение  к менеджменту в Республике Казахстан  в последние годы значительно изменилось. Опубликованы труды видных теоретиков и практиков менеджмента. Началась активная подготовка управляющих менеджеров.

Задачами менеджмента  как науки являются разработка, экспериментальная  проверка и применение на практике научных подходов, принципов и  методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную  работу коллектива (индивидуума) путем  выпуска конкурентоспособного товара.

В то же время конечной целью  менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической  базы.

Исходя из этого важнейшей  задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:

- переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

- стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

- разработка стратегии развития организации и реализация ;

- определение конкретных целей развития организации;

- постоянный поиск и освоение новых рынков;

- выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

- осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов  и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые  намеченные цели оцениваются на рынке.

Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или  заменить точными количественными  оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники  и коммуникаций способствовало повышению  эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из - за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.

В современном менеджменте  существуют различные способы решения  задач: конкретные методы решения задач  управления, моделирование управленческих процессов, информационное и техническое  обеспечение принятия решений и  др.

Принципы:

1. Принцип централизации означает, что основные стратегические цели в банковской политике формируются в высшем звене управления, т.е. в Правлении и Совете директоров.

2. Принцип децентрализации означает, что отдельные конкретные цели и элементы политики разрабатываются на уровне отделов или департаментов банков.

3. Принцип сочетания централизации и децентрализации содержит в себе разграничение полномочий между высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении.

4. Принцип ориентации на долгосрочные цели развития означает, что внутрибанковское управление должно ориентироваться на длительную перспективу, и цели его должны носить долгосрочный характер, т.е. на несколько лет вперед.

5. Демократизация управления представляет собой участие персонала банка в высшем звене управления путем подготовки рекомендаций в выработке целей и стратегии их достижения.

Если рассматривать способы  менеджмента с позиций макроэкономики управления организациями, то можно  заметить, что передовые методы управления наиболее активно внедряются в рамках действующего и изменяющегося хозяйственного механизма.

Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.

В принципах обобщены познанные  законы и закономерности и оправдавший  себя опыт управления. Принципы не привнесены извне, они вытекают из самой сущности общества, из уровня развития его производительных сил, культуры и т.п. (например, японская и американская модели менеджмента)

Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента  соблюдать принципы, которые являются общими для всех подсистем системы  управления:

- сочетание специализации и универсализации в управлении (при выполнении управленческих работ должно обеспечиваться оптимальное соотношение между специализацией и универсализацией);

- устойчивость к внешней среде (при изменении отдельных элементов микро - и макросреды предприятия система управления должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели);

- экономичность управления (при выборе способов и средств для осуществления управления и достижения цели необходимо ограничивать затраты:

Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческих банках