Финансовый менеджмент в коммерческих банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:20, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке – это определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств. В качестве примера параметров, влияющих на устойчивость банка, могут выступать: максимизация прибыли банка, максимизация ликвидности банка, сбалансированность прибыльности и ликвидности банка.

Работа содержит 1 файл

диплом фин мен.docx

— 86.56 Кб (Скачать)

а) трудовые;

б) материальные;

в) временные;

г) финансовые;

д) моральные.

- эффективность управления;

- сочетание централизации и децентрализации в управлении (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).

Приведенные принципы управления характерны для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы  должна формироваться и функционировать  на основе еще и специфических  принципов. Так специфическими принципами управления персоналом являются:

- разделение труда;

- единоначалие;

- подчиненность личных интересов общим;

Рассматривая деятельность банка в целом как комплекс и дифференцированно как совокупность различных операций, сделок, методик, приемов, схем работы, систем оборудования, организационных структур и т.д., можно сделать предположение  о наличии во всех них значительного  агрессивного влияния окружающей среды, и соответственно присутствии формируемых  и реализуемых рисков. Анализируя различные подходы к содержанию и направлениям работы банка, сегментам  банковского менеджмента, можно  отметить, что значение и роль рисков, риск-менеджмента в них могут быть в высокой степени дифференцированы, нести финансовую негативную, но иногда и позитивную нагрузку.

Роль и значение рисков в банковском менеджменте могут  быть сконцентрированы на следующих направлениях.

Классическое воздействие  рисков и шансов формирует большую  или меньшую вероятность отклонений, вплоть до полных изменений, по факторной  стороне, сценариев (последовательности и содержания) процессов, проходящих в банке, а по результативной стороне - итогов результатов этих процессов (в смысле организации, структур, характеристик, состояний, параметров с позиции  финансов). В последнем случае риски  могут сказаться, например в виде дополнительных затрат при строительстве, переоборудовании зданий и помещений  банка на затруднении:

- получения разрешений и проектной документации (условия местных властей и проектных организаций);

- полного осуществления по всем параметрам запланированной постройки или перестройки (архитектурный надзор, требования строительной и конструкторской безопасности, местные условия);

- детального исполнения очередности и сроков строительства (снабженческие организации, возможности и менеджмент строительных организаций);

- выполнения сроков начала работы (требования банковского надзора к конструкциям помещений для обеспечения безопасности функционирования, операций, информации и т.д.).

Определенные, иногда очень  значительные, риски несет процесс  комплектации персонала банка, довольно часто представляющий в современных  казахстанских условиях относительно стабильный по составу и мобильный  по местонахождению коллектив. Подготовка работников банка, их обучение и повышение квалификации не всегда адекватны усилиям и затратам на нее, что может быть связано с некомпетентным составом преподавателей, а чаще методических и руководящих кадров учебных заведений, с плохо адаптированными зарубежными программами, с чрезмерным увлечением и с попытками повсеместного внедрения отдельных наук и методик, даже там, где само их применение - фактор риска. Комплектация персонала часто происходит в условиях конкурентной борьбы за лучшие кадры и несет свои риски. Это и переманивание, ведущее к потере кадров, и чрезмерные запросы на оплату труда, и своеобразные ситуации, когда работник после периода адаптации и получения навыков работы, не беря на себя особой нагрузки, переходит на другое место, где повторяет этот же цикл, и опасность "переноса" конфиденциальной информации на новое место работы уволившимся работником. Кроме того, сам процесс подбора кадров несет опасность появления на всех иерархических уровнях банка (так как он часто осуществляется не совсем профессиональными сотрудниками и, возможно, под давлением среды - знакомства, родственные связи и т.д. ) людей некомпетентных, не имеющих необходимых специальных знаний, но способных, в силу черт характера и преувеличения собственной значимости, вызвать существенные по силе и масштабу конфликты в коллективе. Часто должности, ими занимаемые, и вообще не нужны, но хорошо оплачиваемы (синекуры нередки в постсоветских предпринимательских структурах).

Информационное обеспечение  банковской деятельности сопряжено  с опасностями, а соответственно и с дополнительными затратами  или потерями в случае:

1) неполного сбора необходимой  информации и невозможности из-за  этого принятия качественного  управленческого решения;

2) несоответствия объема  дополнительной, справочной информации, способной значительно повысить  качество принимаемого решения,  мощности информационно-аналитического  центра банка: при недостатке  информации происходит неполное  использование. потеря мощности центра, при излишке информации ее недообработанная часть остается утраченной и затраты на ее сбор неоправданными;

3) чрезмерной массы случайной  информации, что значительно "засоряет" информационные каналы и затрудняет  прохождение необходимой и справочной  информации, повышает организационные  и финансовые затраты на защиту  от нее, сокращает полезное  оперативное время у работников  информационно-аналитического центра;

4) увлеченности формализованными  методиками сбора и обработки  информации, чаще всего совершенно  неадекватными реальной, многофакторной, динамичной ситуации рынка;

5) нераспознания и, соответственно, использования при принятии серьезных решений дезинформации - "обманки", подготовленной (или заказанной) и "запускаемой" конкурентами;

6) наличия на информационном  рынке коммерческих организационных  структур, контакты с которыми  несут для банка проблемы по  причине их непрофессионализма, второстепенной с позиции банковского  менеджмента областью сбора информации (не для банков, а о банках например) и готовности преобразовать и саму информацию, и выводы, и рекомендации на ее основе в любом направлении по желанию заказчика, которыми могут быть и конкуренты, и криминальные структуры, и органы власти со своими индивидуальными интересами, иногда далекими от декларируемых.

Отклонения и от сценариев, и от результатов, планируемых и  ожидаемых, особо проблемный в менеджменте  при проведении банковских операций и осуществлении банковских сделок, то есть в финансовых сферах банковского  менеджмента. Риски здесь чрезвычайно  значимы, так как могут:

- значительно увеличить  сроки осуществления операций;

- изменить качественные  характеристики банковских продуктов;

- потребовать дополнительных  усилий и затрат (организационных,  технических, финансовых);

Однако что при этом формируется - риски или шансы - это  зависит от конкретной ситуации. Так  при излишке финансовых ресурсов на рынке и, соответственно, снижении их ценностных характеристик досрочное  изъятие вклада или закрытие счета несет шанс экономии издержек банка по оплате привлечения ресурсов, а досрочный возврат кредита - риск потерь в связи с необходимостью дополнительных затрат по размещению этих незапланированных пассивов и падению процентных ставок. Дефицит финансовых ресурсов и рост их стоимости меняют позицию риска и шанса на альтернативные.

Влияние факторов окружающей среды, как прямых, так и косвенных, может играть положительную или  отрицательную роль и в ходе обеспечения  хозяйственной деятельности банка  как учреждения. Определенный элемент  непрофессиональности банковских работников в этой сфере может привести к недоучету их важности и значения, к возможности затруднить, сделать более затратной, а в крайнем проявлении и парализовать работу банка.

Довольно высокий уровень  естественной монопольности сферы коммунальных услуг, например, делает их персонал реальными хозяевами положения, диктующими потребителям свою волю. В итоге - альтернатива проблемная во всех направлениях. Либо рост затрат на жизнеобеспечение банка в связи с необходимостью согласия на навязываемый пакет дополнительных услуг, обслуживания, надзора и т.д., либо "неожиданные" аварии, поломки, отключения и т.д., причем в самые ключевые периоды (оперативная работа, зимнее время, процесс контактов с важными партнерами и иные).

Приведенные выше ситуации наглядно иллюстрируют серьезное значение рисков с точки зрения тех опасностей и потерь, которые они несут. Из этого следует целый ряд выводов, расширяющих значение и роль рисков в банковской деятельности.

С наличием рисков связана  необходимость, если не самого существования (она предопределена и без этого), то высокой интенсивности и разнообразия методической, организационной, технической  и финансовой комплектации отдельных  специальных направлений банковской деятельности, работы служб банков, носящих обеспечивающий характер, но играющих значительную роль в риск-менеджменте.

К ним можно отнести например:

- информационное обеспечение  как создание, активизация, поддержание  информационных потоков, идентификация,  отбор, группировки, анализ, подготовка  информации и т.д.;

- защита информации (засекреченная  система связи, помещения банковской  тайны, банковская контрразведка  и ее работа с персоналом, контроль  за возможной утечкой информации, закрытие информации о ведущих  сотрудниках банка и т.д. );

- информационная защита  как информационное обеспечение  риск-менеджмента (предварительная оценка клиента на безопасность контактов с ним, специализированные информационные каналы, инициируемые индикаторами банковского мониторинга, методики и схемы оценки кредитоспособности и т.д.);

- документирование операций  и сделок банка, позволяющее  зафиксировать и стабилизировать  качественные характеристики банковских  продуктов и обеспечивающее оперативное  подключение к управлению рисками  третьих лиц (гарантов, поручителей,  страховщиков, нотариата, судебных  исполнителей и т.д. );

- юридическая защита, создание  и поддержание в банке необходимых  данных об элементах правовой  инфраструктуры банковской деятельности, обеспечение адекватного уровня  своевременного обновления этих  данных, наличие механизмов юридической  консультации, помощи при проблемных  ситуациях;

- физическая защита зданий, помещений, ценностей, а также  наиболее влиятельных информированных  сотрудников банка и, возможно, членов их семей с целью  сохранения их работоспособности,  лояльности, неразглашения важных  сведений о работе банка.

Специфические направления  банковской деятельности, связанные  с риск-менеджментом, также значимы для банка с позиций необходимости наличия в его системе организационных структур, эти действия организующих, выполняющих и контролирующих. В текущей работе банков эта задача, как правило, решается в двух вариантах:

1) функции риск-менеджмента включаются в штатные расписания работников оперативных отделов и комитетов (депозитного, расчетного, кредитного, ценных бумаг и т.д.), а также служб банка (кадров, юридического, административно-хозяйственного отделов и т.д.);

2) создаются и включаются  в организационную структуру  банка подразделения, специализирующиеся  на управлении комплексом элементов  факторной или результативной  сторон рисков. Статус, функции, место  в иерархии этих элементов  организационной структуры банков  значительно варьируются и теоретически (в различных школах банковского  менеджмента), и практически в  конкретных банках.

Примером могут служить  рекомендации о включении в организационную  структуру банка таких элементов, как:

- службы контроллинга;

- отдел экономического  анализа и изучения кредитоспособности  клиентов;

- группы анализа кредитов;

- группы проблемных кредитов;

- отдел страхования депозитов;

- отдел контроля и аудита;

- группа наблюдения за  выполнением требований органов  банковского надзора и др.

Есть и предложения  по организации более специализированных по видам рисков подразделений. Так, управлять и отслеживать кредитный  риск предполагается в специализированном комитете по кредитным рискам, риск процентной ставки и риск изменения курсов валют (процентный и валютный риски-шансы) регулировать и отслеживать комитетом по управлению рисками активов против пассивов, а вот риск ликвидности обычно включают в функциональные обязанности кассового или депозитного отделов банка. Эти теоретические положения и рекомендации находят достаточно широкое применение в организационных структурах эффективно функционирующих современных банков в разных странах мира, но опыт России показывает, что иногда практика обгоняет теорию и крайне нестабильная окружающая среда экономики, переходной к рыночному типу, выдвигает особые требования к комплектации организационных структур управления рисками кредитного предпринимательства. Например, наиболее эффективные профессиональные банки России имеют в своей структуре такие специализированные подразделения, обеспечивающие обнаружение, идентификацию, анализ, оценку, управление рисками, как службы:

Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческих банках