Финансовый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 06:12, курс лекций

Описание работы

Финансовый менеджмент – одно из самых перспективных направлений в экономической науке, удачно сочетающее как теоретические разработки, так и практическую направленность в области управления финансами. Финансовый менеджмент является связующим звеном между всеми аспектами хозяйственной деятельности предприятия. Поскольку практически любое решение, принимаемое на предприятии в области производственного, кадрового, инновационного менеджмента и т.д. прямо или косвенно оказывает влияние на денежные потоки и финансовые результаты деятельности предприятия.

Содержание

Введение
4
Раздел 1. Сущность и задачи финансового менеджмента на предприятии
Промежуточные тесты
Раздел 2 Диагностика финансового состояния предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 3 Политика управления оборотными активами предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 4 Финансовый рычаг и рациональная политика заимствования
Промежуточные тесты
Раздел 5 Операционный анализ
Промежуточные тесты
Раздел 6 Политика управления денежными потоками предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 7 Дивидендная политика предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 8 Финансовое планирование деятельности предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 9 Сущность, виды и процедура банкротства
Промежуточные тесты
Итоговый тест

Работа содержит 1 файл

Финансовый менеджмент.doc

— 967.50 Кб (Скачать)

 

Важным приёмом анализа  финансового состояния предприятия  является оценка взаимозависимости рентабельности активов, рентабельности продаж и оборачиваемости активов. В практике финансового менеджмента широкую популярность при изучении показателя рентабельности активов получила формула Дюпона, которая позволяет проследить зависимость рентабельности активов от рентабельности продаж и оборачиваемости активов (Рис. 2.3).

 

     

Чистая прибыль, тыс. р. (ЧП)

 

Рентабельность продаж,  коэфф. (РП)

 

разделить

Рентабельность 

активов

 

умножить

 

Выручка от реализации, тыс.р. (В)

предприятия

коэфф.  (РА)

 

Оборачиваемость активов, руб. (ОА)

 

разделить

     

Среднегодовая стоимость  активов предприятия, тыс.р. (А).


 

Рис.2.3 Влияние рентабельности продаж и оборачиваемости активов  на рентабельность активов предприятия

 

Дробление рентабельности активов на две составляющие позволяет выявить, что является причиной недостаточно высокого уровня этого показателя: рентабельность продаж, скорость оборачиваемости активов или оба коэффициента вместе. По результатам анализа финансовый менеджер может принять решение об увеличении рентабельности продаж, скорости оборота активов, или же повысить оба этих показателя.

Увеличение рентабельности продаж может быть достигнуто за счет снижения расходов, превышение темпов роста реализованной продукции  над темпами роста расходов, повышением цен.

Повышения скорости оборота  может быть обеспечено посредством  увеличения объемов реализации при  сохранении активов на постоянном уровне, или же при уменьшении активов.

 

Интерпретация результатов 

На данном этапе анализа  финансового состояния предприятия необходимо сравнить рассчитанные коэффициенты.

Возможны четыре варианта сравнения коэффициентов, которые  применяются на практике:

  • с нормативным уровнем (стандартом);
  • со среднеотраслевым уровнем. Среднеотраслевые коэффициенты для различных отраслей публикуются в статистических бюллетенях;
  • с аналогичным предприятием;
  • с этим же коэффициентом за прошлые годы.

 

 

Выводы и  рекомендации

На основании полученных данных можно провести обзор выявленных проблем, выбрать параметры, описывающие их, рассмотреть взаимное влияние и предложить направления дальнейших действий по устранению неблагоприятных ситуаций (рис. 2.4).

 

Проблема

 

Возможные причины 

 

Индикатор

 

Параметры

 

Направления деятельности

               

Оптимизация

         

Объем продаж

 

ассортимента

 

Низкие 

         

продукции

 

доходы

 

Рентабель

 

Цена товара

 

Проведение

     

ность продаж

     

рекламной компании

 

Высокие

расходы

     

Производственные расходы

 

Снижение цены

               

Недостаток денежных средств

         

Непроизводственные расходы

 

Оптимизация

 расходов

               

         

Рост запасов

   
                 

 

Нерациональное использование средств

 

Денежный поток

 

Рост дебиторской задолженности

 

Пересмотр

политики 

управления 

               

оборотными

         

Снижение кредиторской задолженности

 

активами

предприятия


 

Рис. 2.4 Пример использования результатов диагностики  финансового состояния  предприятия

 

Наиболее эффективный  результат аналитических исследований - точное определение ключевых проблем и причин их возникновения.

После этого должны быть предложены варианты решения этих проблем  с прогнозом возможных результатов.

Принятие управленческих решений - это всегда балансирование между выгодами и риском потерь. Нужно постоянно иметь в виду возможные изменения во взаимосвязанных параметрах и определять приоритеты. Управление процесс непрерывный, следовательно, проведение аналитических исследований и подготовка рекомендаций для принятия управленческих решений также должны проводится непрерывно.

 

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Тест 1 Первым этапом анализа финансового состояния  предприятия является:

а) интерпретация результатов;

б) сбор исходной информации и оценка её достоверности;

в) определение цели анализа;

г) расчет показателей;

д) выявление проблемы.

Тест 2 Информационной основой финансового анализа  являются:

а) финансовая отчетность предприятия;

б) данные по счетам бухгалтерского учета;

в) статистическая отчетность предприятия;

г) основные моменты учетной  политики предприятия;

д) список кредиторов предприятия.

Тест 3 Какие  из перечисленных элементов относятся  к активам предприятия:

а) основные средства и  прочие внеоборотные активы;

б) долгосрочные финансовые вложения;

в) запасы и материалы;

г) нераспределенная прибыль;

д) денежные средства.

Тест 4 В активе баланса отражаются:

а) совокупность источников финансирования;

б) собственный капитал  предприятия;

в) имущество предприятия;

г) долги и обязательства  предприятия.

Тест 5 В пассиве  баланса отражаются:

а) долгосрочные финансовые вложения;

б) собственный капитал  предприятия;

в) имущество предприятия;

г) долги и обязательства  предприятия

Тест 6 Дополните  расчетные формулы показателей  недостающими элементами:

а) Рентабельность текущих затрат =?: Себестоимость реализованной продукции;

б) Оборачиваемость оборотных  активов= Выручка (нетто) от реализации:?;

в) Коэффициент абсолютной ликвидности=?: Краткосрочные обязательства.

Тест 7  Имеются  следующие показатели:

а) Сумма балансовой пробыли предприятия и процентов за кредит (П);

б) Выручка (нетто) от реализации продукции (В);

в) среднегодовая стоимость  активов предприятия (А).

Постройте формулу экономической  рентабельности активов, увязывающую  все три показателя.

Тест 8 Анализ, позволяющий определить финансовые пропорции между различными статьями отчетности, называется:

а) чтение отчетности;

б) горизонтальный анализ;

в) вертикальный анализ;

г) трендовый анализ;

д) анализ финансовых коэффициентов.

 

 

Тест 9 Прибыль  от реализации равна 5 млн. ден. ед., выручка (нетто) от реализации продукции 50 млн. ден. ед. Рентабельность продаж предприятия равна:

а) 9 %;                                       в) 0,10 %;

б) 10 %;                                      г) 45 %.

Тест 10 Сумма  балансовой пробыли предприятия и процентов за кредит равна 5 млн. ден. ед., выручка (нетто) от реализации продукции 50 млн. ден. ед., среднегодовая стоимость активов предприятия равна 100 млн. ден. ед. Оборачиваемость активов равна:

а) 0,05;                                       в) 2;

б) 0,10;                                       г) 0,5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Политика управления оборотными активами предприятия

 

Оборотный капитал (текущие  активы)- это денежные средства предприятия, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это обусловлено следующими причинами:

  • большим количеством элементов внутреннего материально- вещественного и финансового состава оборотных активов, требующих индивидуализации управления;
  • высокой динамикой трансформации видов оборотных активов в процессе кругооборота;
  • высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия.

Комплекс задач управления оборотными активами предприятия и  механизм их реализации получают отражение в политики управления оборотными активами предприятия, которая представляет собой часть общей финансовой политики предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов предприятия, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования.

Целенаправленное управление оборотными активами предприятия определяет необходимость их предварительной классификации. С позиции финансового менеджмента классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам: по характеру финансовых источников формирования, по видам оборотных активов, по характеру участия в операционном процессе (табл.  3.1).

Таблица 3.1

Классификация оборотных активов

 

Классификационный признак

Характеристика

Виды оборотных  активов

Характер

финансовых  источников

Общий объем оборотных  активов, сформированный как за счет собственного, так и заемного капитала

Валовые оборотные активы

формирования

Часть объема оборотных  активов, сформированная за счет собственного и долгосрочного заемного капитала

Чистые оборотные активы

 

Часть объема оборотных  активов, сформированная за счет собственного капитала

Собственные оборотные активы

Вид оборотных активов

Товары, приобретенные  для перепродажи или используемые для производства других товаров с целью последующей их продажи.

Запасы сырья, материалов незавершенноё производство, готовая продукция

 

Задолженность предприятию  юридическими и физическими лицами за товары, работы, услуги, выданные авансы.

Дебиторская задолженность

 

Совокупная сумма денежных средств предприятия, находящаяся в его распоряжении на определенную дату и представляющих собой его активы в форме готовых средств платежа (т. е. в форме абсолютной ликвидности)

Денежные средства

 

Инвестиции предприятия  в различные финансовые инструменты на период до одного года. Основными формами краткосрочных финансовых вложений являются: приобретение краткосрочных облигаций, краткосрочных сберегательных сертификатов, векселей, помещение средств на депозитный вклад (до одного года) и т.п. Краткосрочные финансовые вложения представляют собой форму временного использования свободных денежных активов предприятия с целью защиты их от инфляции и получения дохода.

Краткосрочные финансовые вложения

 

К ним относятся оборотные  активы, не включенные в состав вышерассмотренных видов, если они отражаются в общей их сумме (например, расходы будущих периодов и т.п.)

Прочие виды оборотных активов

Характер участия в операционном процессе

Оборотные активы, обслуживающие  производственный цикл предприятия

Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов, объем незавершенного производства, запасы готовой продукции

 

Оборотные активы, обслуживающие  финансовый (денежный) цикл предприятия

Дебиторская задолженность

Период функционирования оборотных активов

Неснижаемый минимум  оборотных активов, необходимый  предприятию для осуществления  операционной деятельности

Постоянная часть оборотных  активов

 

Варьирующая часть оборотных активов, которая связана с сезонным возрастанием объема производства и реализации продукции, необходимостью формирования в отдельные периоды хозяйственной деятельности предприятия запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, долгосрочного завоза и целевого назначения.

Переменная часть оборотных  активов

Информация о работе Финансовый менеджмент