Формы и методы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

С Целью моей работы является изучение форм и методов воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность. В ходе работы над данной темой я определил следующие приоритетные задачи:
Проанализировать современное состояние химической и нефтегазовой промышленности в РФ
Рассмотреть нормативно-правовое обеспечение, регулирующее деятельность в данной сфере
Рассмотреть формы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазо

Содержание

ОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ 5
1.1. Современное состояние химической и нефтегазовой промышленности 5
1.2. Нормативно-правовое обеспечение, регулирующее деятельность 12
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ХИМИЧЕСКУЮ И НЕФТЕГАЗОВУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В РФ 15
2.1.Формы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность в РФ 15
2.2. Методы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность в РФ 18
ГЛАВА3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ 23
3.1.Проблемы развития химической и нефтегазовой промышленности в РФ 23
3.2. Перспективы развития химической и нефтегазовой промышленности в РФ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Санкт-Петербургский  государственный 

     инженерно-экономический  университет» 

     ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  И ФИНАНСОВ

     Кафедра финансов и банковского дела

       
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине «Финансы»

     на  тему:

       «Формы и методы воздействия государственных финансов на  химическую и нефтегазовую промышленность» 
 

Выполнил:

студент курса срок обучения

специальности «финансы и кредит»

Группа 

Номер зачетной книжки

Подпись

Проверила: Присяжная  Р.И.

Должность: Ассистент  кафедры финансов

и банковского  дела

Оценка:                 Дата:

Подпись

2009

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
      ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ
5
        1.1. Современное состояние химической и нефтегазовой промышленности
5
        1.2.  Нормативно-правовое  обеспечение, регулирующее деятельность
12
      ГЛАВА 2. ФОРМЫ  И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ХИМИЧЕСКУЮ И НЕФТЕГАЗОВУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ  В РФ
15
      2.1.Формы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность в РФ
15
                  2.2. Методы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность в РФ
18
      ГЛАВА3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ
23
        3.1.Проблемы развития химической и нефтегазовой          промышленности в РФ
23
        3.2. Перспективы развития химической и нефтегазовой промышленности в РФ
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 32
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  химическая переработка углеводородного сырья осуществляется на предприятиях нефтехимического и химического комплекса, которые принадлежат к числу базовых отраслей российской индустрии. Они обеспечивают многие отрасли промышленности и сельского хозяйства сырьем, способствуют ускоренному развитию отраслей, определяющих научно-технический прогресс, формированию социально ориентированной  структуры производства и потребления. Стабильное функционирование нефтехимического комплекса имеет принципиальное значение для развития всех сегментов отечественной экономики. Отрасль располагает значительным экспортным потенциалом и играет существенную роль в российской внешней торговле, что очень важно для устойчивого развития страны.

     Целью моей работы является изучение форм и методов воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность. В ходе работы  над данной темой я определил следующие приоритетные задачи:

  • Проанализировать современное состояние химической и нефтегазовой промышленности в РФ
  • Рассмотреть нормативно-правовое обеспечение, регулирующее деятельность в данной сфере
  • Рассмотреть формы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность в РФ
  • Изучить методы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность в РФ
  • Выявить основные проблемы развития химической и нефтегазовой промышленности в РФ
  • Определить перспективы развития химической и нефтегазовой промышленности в РФ
  • Сделать вывод о проделанной работе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

                             ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕГАЗОВОЙ 

                             ПРОМЫШЛЕННОСТИ В  РФ 

      1. Современное состояние химической и нефтегазовой промышленности в РФ
 

       За период 2000—2006 гг. экспорт нефтехимической продукции в России в денежной массе возрос более чем в 2,5 раза, что связано в значительной степени с ростом мировых цен на химикаты. В 2000—2004 гг. темпы роста экспорта опережали темпы роста импорта. Однако, начиная с 2005 г. темпы роста импорта стали почти вдвое превышать соответствующий показатель по экспорту вследствие роста внутреннего спроса и недостаточного ассортимента отечественной нефтехимической продукции (особенно в области малотоннажной химии). Несмотря на это, баланс внешнеторгового оборота продукции нефтехимического комплекса на протяжении более 15 лет остается положительным. До 40% российской нефтехимической продукции экспортируется, из страны вывозится преимущественно продукция низких переделов и ввозится продукция высоких переделов: химические волокна и нити, синтетические смолы и пластмассы и изделия из них. Товарная номенклатура экспорта практически не претерпевает изменений: минеральные удобрения — 34,3; синтетический каучук — 9,2; пластмассы и синтетические смолы — 5,3; аммиак — 5,3; шины — 3,7; капролактам — 3,1; стирол — 2,8; метанол — 2,2% валютных поступлений.

       В отличие от экспорта номенклатура  российского импорта многообразна, традиционно в ней превалируют  товары с высокой добавленной  стоимостью: изделия из пластмасс (23,4%), пластмассы и синтетические смолы (18,6%), автомобильные шины (6,8%), лакокрасочные материалы (4,9%), химические волокна и нити (4,1%), химические средства защиты растений (2,2%), резинотехнические и резиновые изделия (3,4%), моющие средства (1,3%), катализаторы, пластификаторы и др.

       Основными потребителями российской  нефтехимической продукции являются  рынки стран ЕС (32,5%), СНГ (24,2%) и  Азиатско-Тихоокеанского региона  (20,4%). Существенное влияние на  российский экспорт оказывает введение в ряде стран (США, ЕС, Китай, Индия, Мексика, Бразилия, Филиппины, Австралия, Индонезия) протекционистских и антидемпинговых мер. Заградительные меры применяются к экспорту синтетических каучуков, эпихлоргидрина, бисфенола-А, политетрафторэтилена (фторопласт), спиртов (бутанол, изобутанол), трихлорэтилена, поливинилхлорида, капролактама. Учет этих запретительных мер особенно важен при проектировании новых нефтехимических предприятий и развитии уже существующих мощностей.

       В годы экономического кризиса резко сократился внутренний рынок химикатов. Единственным источником дохода многих отечественных производителей стали поставки на внешние рынки. За счет экспорта формируется почти половина совокупной выручки предприятий отрасли, причем в отдельных секторах этот показатель превышает 80% (капролактам, ксилолы и др.). Например, ксилол в основном экспортируется. Высокие же переделы ксилола (например, полиэтилентерефталат) приходится более чем на 90% ввозить по импорту.

       Толчок развитию химического комплекса дал резкий рост мировых цен на углеводороды, который повлек за собой рост цен на химическую продукцию. Это стало главной причиной наметившегося в 2003—2004 гг. оживления нефтехимического производства. Отечественным производителям высокотехнологичных продуктов, использующих химическое сырье, (шин, СМС, конструкционных полимеров, лакокрасочной продукции) трудно конкурировать с зарубежными. В производстве синтетических волокон, красок и лаков в последние годы выпуск либо сокращался, либо рос незначительно.

       В настоящее время в России  прекращено производство некоторых  видов полимерных материалов (полиимиды,  поликарбонаты), каучуков специального  назначения, клеев, герметиков и  т.д. Под угрозой закрытия находится  производство всех углеродных  материалов, необходимых для изготовления конструкционных теплостойких и коррозионностойких композиционных материалов для авиации и ракетно-космической техники, атомной промышленности. В критическом положении находятся более 42% малотоннажных производств, выпускающих борные, карбидокремниевые волокна, теплостойкие органические стекла, термостойкие кремнийорганические и элементоорганические олигомеры, наполнители, пигменты и т.д.

       Удельное производство и потребление  нефтехимической продукции на  душу населения в России существенно отстает от развитых стран. Производство на душу населения пластмасс и синтетических смол в 2005 г. составило (кг/чел): в России — 25,9; в США — 276,4; в среднем по группе стран ЕС — 200; в Японии — 104,5; химических волокон и нитей в России — 1,1; в США — 13,5; в Японии — 10,3 кг/чел. Существует отставание по таким важным показателям, как доля пластмасс в структуре конструкционных материалов и доля синтетических волокон в балансе текстильного сырья. Динамика потребления нефтехимической продукции на российском рынке по 300 важнейшим продуктам показывает рост внутреннего спроса со стороны промышленности, сельского хозяйства и транспорта. По отдельным товарным группам «внутреннее» потребление превышает 90% (полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиэтилен-терефталат, синтетические каучуки).

       Быстрыми темпами развивается  строительная индустрия и жилищно-коммунальный  сектор, где применяются полимерные  материалы, стеклопластики, пенопласт,  клеи, лакокрасочная продукция и  другие химические продукты (табл. 1).

       Таблица 1

       Спрос на химическую продукцию на внутреннем рынке (тыс. т).

1 2 3 4 5
Наименование  продукции 2006 г. 2010 г. 2015 г. 2015 г. в % к  2006 г
Хим. волокна и нити 274 418 540 197,1
Полиэтилен 1206 1670 2470 204,8
Полипропилен 423 670 960 227,0
Полистирол  и сополимеры стирола  
325
 
465
 
670
 
206,2
Поливинилхлорид и сополимеры винилхлорида  
742
 
905
 
1470
 
198,1
Полиэтилентерефталат 449 695 935 208,2
Поликарбонат 22 50 60 273
Сода  каустическая 1074 1365 1945 181
Сода кальцинированная 2395 2815 3615 151
Лакокрасочные материалы 1176 1460 1860 158
СМС 759 1100 1220 161
Синтетические каучуки и латексы 551 835 1350 245

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на химическую и нефтегазовую промышленность