Экономический анализ затрат на производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Процесс производства занимает центральное место в деятельности организации и представляет собой совокупность технологических операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Производство обусловлено взаимодействием трех основных факторов — рабочей силы, средств труда и предметов труда. Участие этих факторов в производстве требует соответствующих расходов: во-первых, для обеспечения непрерывного производственного процесса необходима закупка материальных ресурсов, в результате чего формируются входящие расходы; во-вторых, хозяйственные средства расходуются непосредственно в процессе переработки материально-производственных запасов для изготовления продукции и ее продажи — на заработную плату работников, стоимость израсходованных на изготовление продукции предметов труда, амортизацию средств труда, занятых в производстве, обслуживание производства и управление (заработная плата обслуживающего и управленческого персонала, стоимость предметов труда, израсходованных на общепроизводственные и общехозяйственные нужды, амортизация зданий и хозяйственного инвентаря цехов и общехозяйственных сооружений и др.).

Содержание

Введение 3
1. Понятие, состав и классификация затрат на производство 5
1.1 Расходы, затраты и себестоимость 5
1.2 Состав и группировка затрат на производство 6
1.3 Классификация производственных затрат 9
2. Сводный учет затрат на производство и калькулирование себестоимости 12
3. Анализ структуры затрат на производство и реализацию продукции 14
3.1 Смета затрат на производство и реализацию продукции 14
3.2 Управление себестоимостью 15
3.3 Основные показатели себестоимости 17
3.4 Анализ структуры затрат на производство 18
3.5 Анализ затрат в разрезе экономических элементов 19
3.6 Анализ материальных затрат 21
3.7 Анализ затрат на оплату труда 22
3.8 Анализ затрат, связанных и использованием основных фондов 24
3.9 Анализ комплексных затрат в себестоимости продукции 25
3.10 Маржинальный анализ себестоимости прибыли 28
Заключение 32
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

анализ затрат на производство.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

      Этот  анализ позволяет в дальнейшем выявить  тенденции изменения затрат по годам, кварталам и определить дальнейшие направления анализа.

      Таблица 6

Анализ  динамики расходов по обслуживанию производства и управлению

  Показатели За  пред. период За  отч. период В%к  пр.году
1. Выручка нетто 59052 93591 158,49
2. Расходы по обслуживанию пр-ва, в т.ч. 4494 8075 179,68
2.1. ОПР 2996 5380 179,57
2.2. ОХР 1498 2695 179,91
3. Расходы на 1 руб  выручки, в т.ч. 0,08 0,09 112,5
3.1. ОПР, коп. 0,05 0,06 120
3.2. ОХР, коп 0,03 0,03 100
 

      Фактическая сумма расходов по обслуживанию производства и управлению в отчетном периоде  выше по сравнению с предыдущим. Это объясняется тем, что темпы  роста расходов по обслуживанию производства и управлению (179,68 %) опережают темпы роста выручки (158,49 %). Это подтверждает необходимость анализа данной группы расходов с помощью коэффициентов на руб. выручки.

      Данные  табл. 6 позволяют увидеть только общую картину изменения расходов. Полученные результаты являются следствием взаимодействия множества факторов. Выявить резервы экономии затрат можно лишь на основе тщательного изучения каждой группы расходов в отдельности.

      Реализация  товаров (продукции, работ, услуг) вызывает ряд расходов. Они называются расходами на продажу (коммерческими расходами) и включаются в полную себестоимость продаж.

      В состав расходов на продажу включаются:

    1. Расходы на тару и упаковку готовой продукции.
    2. Расходы на транспортировку, погрузку.
    3. Другие расходы по сбыту.
    4. Расходы на рекламу, участие в выставках.
    5. Бесплатное распространение продукции.

      Согласно  Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета, расходы на тару и упаковку готовой продукции считаются  прямыми, условно-переменными расходами. Все прочие виды коммерческих расходов считаются косвенными.

      Коммерческая  организация должна составить смету  расходов на продажу, используя следующие  исходные данные:

    • договоры поставки продукции потребителям, в которых зафиксированы условия реализации;
    • суммы расходов по отдельным статьям в предыдущем периоде;
    • нормы расходов.

      При анализе по условно-переменным затратам рассчитывается относительные отклонения по смете. Для этого плановая себестоимость  по каждой статье пересчитывается на процент выполнения плана по объему продаж, затем выявляются отклонения фактических сумм от пересчитанных плановых показателей.

      При анализе расходов на продажу необходимо иметь в виду, что расходы на рекламу нормируются в целях  налогообложения5. 

      3.10 МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ  СЕБЕСТОИМОСТИ И  ПРИБЫЛИ

      Все затраты организации можно разделить  по отношению к объему производства на условно-переменные и условно-постоянные. К условно-постоянным затратам, т.е. к затратам, величина которых не зависит напрямую от объема произведенной  продукции, можно отнести:

    • амортизацию основных фондов;
    • арендные платежи;
    • заработную плату работников аппарата управления;
    • другие административно-управленческие расходы.

      Важной  особенностью условно-постоянных затрат является то, что их нелегко снизить  при сокращении объемов производства и продаж, особенно в случаях незапланированного сокращения.

      К условно-переменным затратам относятся  следующие виды затрат:

    • затраты на сырье и основные материалы;
    • затраты на заработную плату рабочим-сдельщикам;
    • затраты на технологическое топливо;
    • затраты на электроэнергию для технологических нужд.

      Если  в фирме имеются смешанные  затраты (например, почтово-телеграфные  расходы, затраты на ремонт оборудования), то их необходимо тщательно проанализировать и выявить в них условно-переменную и условно-постоянную части.

      При планировании и анализе выручки  и прибыли от продаж используются такие показатели как:

    • порог рентабельности (критическая точка, точка безубыточности);
    • запас финансовой прочности (зона безубыточной работы);
    • эффект операционного рычага (производственный леверидж).

      Маржинальный  анализ себестоимости и прибыли  позволяет решить следующие практические задачи:

    1. Планировать затраты на производство и себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. составить в рамках бизнес-плана следующие сметные расчеты:
      • сметный расчет себестоимости продаж;
      • сметный расчет прибыли от продаж.
    1. Оптимизировать плановые показатели объема продаж, затрат и прибыли от продаж.
    1. Оценить достигнутые фирмой результаты по уровню затрат и по прибыли от продаж.
    2. Прогнозировать цены на новые изделия (работы, услуги), динамику цен на традиционные виды продукции (работ, услуг).
    3. Выявить резервы возможного снижения затрат фирмы и себестоимости продукции.

      Проведем  маржинальный анализ себестоимости  и прибыли для АООТ «Хлебозавод  № 2» и рассмотрим перечисленные выше показатели на практическом примере. Для этого воспользуемся исходной информацией из таблицы 7.

      Таблица 7

Исходная  информация для определения порога рентабельности от продаж

Показатели Базовый вариант
Значение К-т  к выручке
1. Выручка нетто 93591 1
2. Условно-переменные затраты 83291 0,88
3. Маржинальный  доход 10300 0,11
4. Условно-постоянные затраты 2437 0,03
5. Прибыль от продаж 7863 0,08
 

      Маржинальный  доход (MR) представляет собой разность выручки (В) и переменных затрат (VC). 

MR = B –  VC = 93591 – 83291 = 10300 тыс.руб. 

      За  счет маржинального дохода фирма  покрывает условно-постоянные затраты (FC) и получает прибыль от продаж.

      Порог рентабельности (ПР) – это минимально допустимый объем продаж, достаточный  для покрытия переменных и постоянных затрат. Это такая величина выручки от продаж, при которой маржинальный доход равен сумме постоянных затрат, а прибыль (ПP) равна нулю.

      Из  соотношений показателей постоянных затрат, маржинального дохода и выручки  от продаж можно вывести формулу расчета порога рентабельности: 

                FC, тыс.руб.

           ПР =  _____________________________________________________________________________

        коэффициент маржинального  дохода к выручке от продаж 

      Рассчитаем  порог рентабельности по данным таблицы 7: 

ПР = 2437 / 0,11 = 22155 тыс. руб. 

     Если  сумма выручки будет ниже, чем 22155 тыс. руб., то фирму ждет убыток, если ей не удастся изменить сумму постоянных затрат.

     Зная  порог рентабельности, можно рассчитать запас финансовой прочности, т.е. величину на которую в критической ситуации допускается снижение выручки без того, чтобы фирма стала убыточной. Запас финансовой прочности можно рассчитать, используя следующую формулу: 

       

      Рассчитаем  запас финансовой прочности (ЗФП) по данным таблицы 7: 

ЗФП = 93591 – 22155 = 71436 тыс. руб.

ЗФП / В = 71436 * 100% / 93591 = 76,33 % 

      Таким образом, фирма может выдержать  снижение выручки от продаж на  
22155 руб. (на 76,33 %), не став при этом убыточной.

      Если  информацию из формы 2 годового отчета дополнить сведениями о величине условно-переменных и условно-постоянных затрат, то анализ можно осуществить по данным этой формы. Пример такого анализа для АООТ «Хлебозавод № 2» приведен в таблице 8.

      Таблица 8

Маржинальный  анализ себестоимости и прибыли  по данным Формы 2 годового отчета

Показатели Отчетный  период
1. Выручка нетто 93591
2. Полная себестоимость  продаж 85725
     2.1. Усл-перем. затраты (VC) 83291
     2.2. усл-пост. затраты (FC) 2437
3. Прибыль от продаж (Pr) 7863
4. Марж.доход (MR) 10300
5. Доля усл-пост. затрат в себестоимости, % 2,84
6. К-т марж. дохода к выручке от продаж 0,11
7. Порог рентабельности продаж 22155
8. Запас фин. прочности 71436
9. Запас фин.прочности  в % к выручке 76,33
10. Запас фин. прочности  в % к ПР 322,44
 

      Из  таблицы 8 можно сделать следующие выводы. За отчетный период объем продаж составил 93591 тыс. руб. Фактическая реализация превысила порог рентабельности на 322,44 % (на 71436 руб.).

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной работе приведены лишь основные методы и направления анализа  затрат на производство. Методика, приведенная в данной работе, позволяет проанализировать затраты, их состав и тенденции к изменению. Эти расчеты могут послужить основой для более детального изучения и анализа затрат на производство.

      Снижение  эффективности производственных затрат, выявленное с помощью данной методики, в свою очередь, может являться основной причиной снижения эффективности хозяйственной деятельности фирмы в целом, и возможно, использование данной методики позволит предложить пути увеличения эффективности производства. Увеличение эффективности затрат возможно путем увеличения (или, наоборот, уменьшения) следующих внутренних факторов:

Информация о работе Экономический анализ затрат на производство