Элементы системы обеспечения качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:38, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных элементов обеспечения качества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия управления и обеспечения качества;
охарактеризовать элементы обеспечения качества.
Методической основой работы является принцип аналитических исследований.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...... 3
Управление качеством………………………………………………………... 5
Заключение……………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы………………………………………… 26

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………...... 3
Управление  качеством………………………………………………………... 5
Заключение……………………………………………………………………. 25
Список  использованной литературы………………………………………… 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. До недавнего времени считалось, что качеством в организации должны заниматься специальные подразделения. На самом деле это не так: все сотрудники, независимо от их положения в компании, в той или иной степени несут ответственность за качество выпускаемой продукции или предоставляемых услуг.

     Управление  качеством не может быть эффективной  мерой после того, как продукция  произведена. Эта деятельность должна осуществляться в ходе производства. Очень важна деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.

     Качество – не абстрактная категория. Это осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности, целесообразности и эффективности любого труда. Повышение качества обязательно приводит к снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции, а, следовательно – к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.

     Системное управление качеством на сегодняшний  день является основным способом создания конкурентоспособной продукции. Конечно, при условии, что система эффективна.

     Мировая практика по управлению качеством выработала методы и приемы, действенность которых подвергать сомнению нет оснований.

     Мировой опыт управления качеством продукции  показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. Поэтому отмечается тенденция к все более тесному взаимодействию изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Это имеет место, как в развитых, так и развивающихся странах, хотя и в разной форме. Не случайно процедуру выбора поставщика международный стандарт предлагает как элемент системы обеспечения качества.

     Обеспечение качества охватывает весь жизненный  цикл продукции. Особое внимание уделяется  стадии проектирования, так как именно при разработке изделий закладываются основные качественные характеристики изделий. Обеспечение качества в производстве, в первую очередь, зависит от надлежащего исполнения своих обязанностей рабочими, которые должны быть хорошо обучены и мотивированы в области качества.

     Целью данной работы является изучение основных элементов обеспечения качества.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятия управления и обеспечения качества;
  • охарактеризовать элементы обеспечения качества.

     Методической  основой работы является принцип  аналитических исследований.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основные  элементы обеспечения  качества 

     Управление  качеством / обеспечение  качества (Quality Assurance) – функциональная дисциплина, деятельность, набор мероприятий, выполняющиеся с целью:

  • обеспечить соответствие товаров или услуг предназначенным параметрам
  • систематически обеспечивать выполнение требований потребителя

     Управление  — общая функция организованных систем (социальных, биологических, технических), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, целей. Управление может представлять собой некоторые организационные структуры и хозяйственные органы, подразделения или само управленческое воздействие. Социальное управление — целенаправленное воздействие на общество для сохранения или совершенствования его определенной качественной специфики. Из социального управления выделяется управление государственное и управление хозяйственными структурами — фирмой, цехами и т. п. Управление качеством связано с такими понятиями, как «общее» руководство качеством (quality management) и управление качеством как оперативная деятельность (quality control).

     Управление  качеством осуществляется путем  реализации управленческих функций. Как  правило, к ним относятся:

  • планирование качества;
  • политика в области качества;
  • взаимодействие с внешней средой.
  • обучение и мотивация персонала;
  • организация работы по качеству;
  • информация о качестве продукции, потребностях рынка и НТП;
  • разработка необходимых мероприятий;
  • реализация мероприятий;
  • контроль качества.

     Все эти функции связаны между  собой, и их воплощение представляет собой процесс управления качеством  продукции. Этот процесс должен охватывать все этапы производства. По международным  стандартам ИСО такие функции, как политика и планирование качества, организация работы по качеству, обучение и мотивация персонала, принятие стратегических решений и взаимодействие с внешней средой должны быть отнесены к «общему» руководству качеством. Контроль качества, информация, разработка мероприятий, принятие оперативных решений и их реализация должны входить в состав «оперативного» управления качеством.1

     Обеспечение качества

     При выполнении переводческого проекта  предусмотрен многоступенчатый контроль качества письменных переводов, что обеспечивает соответствие качества переведенной документации основным требованиям отраслевых и международных стандартов (ISO).2

     Элементы  системы качества

     Под элементом системы качества понимается такая определенным образом выделенная ее часть, дальнейшее расчленение которой нецелесообразно для принятой цели рассмотрения. Такими целями могут быть построение системы, ее оценивание, совершенствование и др. Состав и содержание элементов определяются разработчиками в зависимости от задач, решаемых системой качества, особенностей продукции, производственных процессов и уже сложившейся системы качества. Вместе с тем в новую систему качества непременно должны быть включены элементы, установленные в разделах 4 — 20 ИСО 9004-1, что обусловлено логикой более «глубокого» внедрения ИСО 9001-9003. В этом плане элементы, установленные ИСО 9004-1, следует рассматривать как основные (базовые) системы качества. Соотношение элементов системы менеджмента качества по ИСО 9004-1 и элементов систем обеспечения качества по ИСО 9001, 9002 и 9003. Именно по этим элементам оценивается возможность предприятия выполнять требования потребителя. Выбор элементов системы качества оказался долгим и трудным процессом, длившимся в течение нескольких лет.

     При обработке и хранении информации в системе качества рекомендуется использование компьютерной техники.

     Наиболее полной системой качества является система, рекомендуемая  МС ИСО 9001, которая охватывает все  стадии жизненного цикла продукции. 3

     Рассмотрим  по порядку все элементы такой системы качества, представленные в разделе 4 «Требования к системам качества» МС ИСО 9001, а также в соответствии с МС ИСО 9004-1.

     1. Ответственность руководства

     Высшее  руководство предприятия должно четко понимать и представлять весь процесс по улучшению качества. По мнению многих известных специалистов по качеству ответственность за качество в первую очередь лежит на руководителях высшего звена. В развитие этого доминирующая ответственность за качество возлагается на систему менеджмента и ее создателей. Когда их часть работы сделана, тогда наступает очередь других сотрудников, неудовлетворительная работа руководителей влечет за собой неудовлетворительное качество. Руководители высшего звена предприятия лично должны участвовать в решении проблем качества, и кроме этого принимать на себя определенные обязательства в области обеспечения качества. Современные условия требуют новых подходов к управлению предприятием. Все перемены должны начинаться на уровне высшего руководства. Оно должно доводить до сведения руководителей низших звеньев и подчиненных то значение, которое они придают качеству.

     Высшее  руководство предприятия должно принять решение о внедрении  стандартов ИСО с учетом возрастающих потребностей рынка и инициировать работы в этом направлении.

     В соответствии со стандартом ИСО 9001-94 руководство  предприятия несет ответственность  за:

  • разработку и документальное оформление политики в области качества;
  • создание и утверждение структуры организации работ;
  • определение ответственных должностных лиц и их полномочий;
  • предоставление средств и ресурсов, определение и назначение необходимого персонала, отвечающего за качество;
  • назначение от дирекции лица, ответственного за всю работу по качеству;
  • оценка системы качества со стороны руководства. 4

     2. Система качества

     Для обеспечения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям  должна быть создана и документально  оформлена система качества.

     Это, в частности, означает:

  • применяемые методы должны быть письменно зафиксированы и должны поддерживаться в современном состоянии, т.е. актуализироваться;
  • установленные требования должны быть подробно описаны в методологических инструкциях по вопросам обеспечения качества; рабочих инструкциях; инструкциях по испытаниям.
  • должно быть обеспечено эффективное применение документированных процедур и инструкций.

     Система качества взаимоувязана со всеми  видами деятельности предприятия, определяющими  качество продукции. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла  продукции и процессы от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.

     3. Анализ контракта

     Необходимо  разработать и поддерживать в  рабочем состоянии документированные  процедуры, необходимые для проведения периодического контроля и анализа контрактов, а также для координации этой работы как внутри предприятия - поставщика, так и с заказчиком. Это, в частности, предусматривает:

  • ясное техническое задание;
  • проверку на соответствие предложений и заказов;
  • проверку способностей изготовителя на возможность выполнения технического задания;
  • согласование с заказчиком.

     Отчеты  о просмотрах и анализах контрактов должны вестись на постоянной основе.

     Анализ контракта - систематическая деятельность, предпринимаемая предприятием до подписания контракта, чтобы убедиться в том, что требования к качеству точно определены, избавлены от двусмысленности, документально оформлены и могут быть выполнены предприятием (ИСО 8402).

     Цель  анализа контракта состоит в  предупреждении необоснованных требований, которые могут возникнуть у заказчика после постановки продукции на производство. Анализ контракта является обязанностью предприятия, в отдельных случаях он может быть выполнен совместно с заказчиком.

     Основными задачами анализа контракта являются

  • обеспечение правильного установления требований заказчика к поставляемой продукции и их закрепление в документации;
  • оценка способности предприятия выполнить требования заказчика, в том числе по срокам и объемам;
  • обеспечение адекватности (недвусмысленности) понимания требований контракта предприятием и заказчиком;
  • уменьшение риска ответственности предприятия и предупреждение финансового ущерба;
  • защита информации, составляющей «ноу-хау» предприятия;
  • принятие решения по любым требованиям, отличающимся от изложенных (например, в технических условиях, объемах и сроках поставки) в заявке на подряд;
  • информирование заказчика об изменениях и отклонениях от установленных контрактом требований.

Информация о работе Элементы системы обеспечения качества