Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовый менеджмент".

Работа содержит 1 файл

Ответы на экзамен по финансовому менеджменту.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

1. Организационно-правовые формы ведения бизнеса.
Организация фин. менеджмента на предприятии зависит от организационно-правовой формы бизнеса (ОПФ). ОПФ бизнеса – это законодательно оформленные права и обязанности собственников, она определяет уставную деятельность предприятия, финансовые отношения с гос-вом, в том числе налоговые льготы и санкции, условия и методы формирования капитала, отношения и ответственность перед другими субъектами. Основным документом является Гражданский кодекс РФ. В нем юр. лица – это организации, которые имеют в собственности имущество и отвечают этим имуществом. Юр. лица бывают коммерческие (осуществляют свою деятельность для прибыли) и не коммерческие (для устава). В ОПФ выделяют ИП. У ИП маленькие затраты на регистрацию и льготы по налогообложению. Источник финансирования ИП – собственные средства. Недостаток: ответственность по обязательствам несут всем своим имуществом.
2. Цели финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия. Основная цель фин. менеджмента – это рост эффективности производства. Для достижения цели необходимо решить три основные задачи: 1. Обеспечение не снижающихся темпов роста (или достижения безубыточности); 2. обеспечение сохранения и расширения активов; 3. совпадение интересов акционеров, наемных работников и гос-ва. Цели фин. менеджмента: 1. выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы. 2. избежание банкротства и крупных финансовых неудач. 3. лидерство в борьбе с конкурентами. 4. устойчивые темпы роста экономического потенциала фирмы. 5. рост объемов производства и реализации. 6. максимизация прибыли. 7. минимизация расходов.
3. Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера.
Эффективность ФМ на предприятии в значит.мере определ-ся использованием инфор..базы и зависит от нее. Формиров-е инфор.базы ФМ на предприятии представл.собой процесс целенаправлен.подбора соответствующих показателей, ориентированных как на принятие стратегич.решений, так и на эффективное текущ.управление фин.деятель-тью. Выделяют 4 группы показателей ФМ:1. показатели, характеризующие общеэкономическ.развитие страны (используются для прогнозирования условий внешн.среды функциониров-я предприятий при принятии стратегич.решений в обл-ти фин. деятельности. К этой группе относятся след.показатели: а) показатели макроэкономич. развития (темп роста ВВП, денеж. доходы населения и т.д.) б) показатели отраслевого развития (объем произведен. продукции, общая стоимость актива и т.д.). Формирование показателей этой группы основывается на публикации данных гос.статистики, публикации отчетных материалов в прессе и т.д.) 2. показатели, харак-щие конъюнктуру финанс.рынка (используются для принятия управленч. решений в обл-ти формирования портфеля долгосрочн.финанс. инвестиций, осуществление краткосрочн.финанс. вложений и др. операций. К этой группе относятся след. показ-ли: а) виды основных котируемых финанс. инструментов, обращающихся на фондовом рынке. б) цены и объемы сделок по основн.видам фондовых инструментов. в)  депозитные и кредитные ставки коммерч.банков. г) официальн.курсы отдельных валют. Источником показателей этой группы служат публикации коммерч. изданий). 3. Нормативно-регулирующ.показатели (это законы, постановления) На основе этой сис-мы показателей проводится анализ,  прогнозиров-е, планиров-е и принятие оперативных управленч. решений по всем направлениям финанс. деятель-ти предприятия. Преимуществом показ-лей этой группы яв-ся их унифицированность, регулярность формирования, высокая степень достоверности и надежности.
4. Функции и задачи финансового менеджмента.
Финансы имеют три функции: образование доходов (накопление капитала), осуществление расходов (распределительная), контроль эффективности. 1. Организация нуждается в накоплении денежных средств для оплаты всех своих расходов, выплаты, например, з/пл рабочим. Также организация должна своевременно платить налоги государству. Если наблюдается недопоступление доходов (долго не платят за отгруженный товар), то это может повлечь за собой цепочку негативных последствий. Не оплатят кредит, будет накапливаться пеня, лишние деньги. Когда организация накапливает свой капитал, она может расти, развиваться, откроются новые подразделения. 2.  Расходы могут распределяться неравномерно. Это зависит от сезонности производства, из-за влияния внешней и внутренней экономической среды. 3. Контрольная функция – анализируются финансовые показатели и делаются меры финансового воздействия. Финансовые показатели – это итоговые результаты деятельности предприятия. К ним можно отнести задолжность бюджету, задолжность по з/пл, просроченная задолжность банку.
5. Базовые концепции финансового менеджмента.
В основе ФМ лежат фундаментальные концепции, основные из которых: 1. концепция идеальных рынков капитала – сущ-ют рынки, на которых множество мелких производителей однород. Продукции, а цена складывается под влиянием рыночных сил – спроса и предложения. Транзакционные издержки на этих рынках отсутствуют, поэтому так такового финансового управления не требуется. 2. концепция анализа дисконтированного денежного потока – основана на понятии временной стоимости денег, т.е. для того что бы учесть реальную стоимость денег через определенных промежуток времени необходимо пользоваться методами дисконтирования. 3. теория структуры капитала. – состоит в том, что структура капитала фирмы, а так же ее стоимость определяется будущими доходами. 4. Теория дивидендов. -  сущность данной теории в том, что политика выплаты дивидендов не влияет на стоимость фирмы. 5. теория портфеля и модель оценки доходности финансовых активов. Базируется на след. Положениях:1. цена капитала определяется степенью риска ценных бумаг которыми она владеет. 2. для снижения риска инвестором следует объединить рисковые  активы в портфеле. 3. Ур-нь риска портфеля следует  определять во взаимосвязи с другими составляющими портфеля и с точки зрения влияния на другие портфели  6.концепция эффективности между риском и доходностью. Состоит в том, что более высокие доходы сопровождаются, как правило, наибольшим риском для снижения рисковости не обходимо сочетать в инвестиционном портфеле высокодоходные и высокорисковые активы с низкодоходными и низкорисковами.7.концепция агентских отношений.- в крупных фирмах как правило существуют агентские отношения, т.е. отношения между собственниками и менеджерами. Как правило их интересы не совпадают и для того чтобы побудить менеджеров действовать в интересах собственников последние должны нести агентские затраты, а именно на менеджера на создание организационной структуры по контролю деятельности менеджеров и альтернативные затраты.
6. Финансовый менеджмент как научная дисциплина.
Фин.менедж-т – наука эффективн. управления денеж. фондами и финанс. ресурсами предприятия для  достижения стратегич.целей и решения тактическ.задач. ФМ – представл. собой сис-му принципов и методов разработки и реализации управленческ.решений, связанных с формированием, распределением,  и использованием финанс.ресурсов предприятий и организацией оборота и его денеж. средств. Гл. целью ФМ яв-ся обеспеч-е maxi-ции благосостояния собствен-ков предприятия в текущ. и перспективн. периоде, к-рое выражается в обеспечении max-ции рыночн.сто-ти предприятия,  что реализует конечн. финанс.интерес его владельцев. Цели ФМ: 1. выживание фирмы в условиях конкурент. борьбы. 2. избежание банкротства  и крупн. финанс. неудач 3. лидерство в борьбе с конкурентами 4. устойчив.темпы роста эконом. потенциала фирмы  5. рост объемов произв-ва и реализации  6. max-ция прибыли 7. min-ция расходов  8. обеспечение рентабельн. деятель-ти. Для реализации поставлен.целей ФМ направлен на решение следующ. задач: 1. обеспеч-е формирования достаточн. объема финанс. ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящ.периоде  2. обеспечение наиболее эффективн. использования сформирован.объема финанс. ресурсов в разрезе основн.направлений деятель-ти предприятий  3. оптимизация ден. оборота  4. обеспечение maxi-ции прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финанс. риска. 5. обеспечение min-ции уровня финанс. риска при предусматр. уровне прибыли 6. обеспечение постоян. финанс. равновесия предприятия в процессе его развития.
7. Сущность и организация финансового менеджмента на предприятии.
ФМ яв-ся частью общего управления предприятием. Умело организованный фин. менеджмент яв-ся серьезным фактором успеха предприятия на рынке.И напротив, неэффективно организованное управление финансами может ослабить конкретн.позицию компании. Организацион.  структура сис-мы управления финансами предприятия, а так же ее кадровый состав могут быть построены различн. способами в зависим-и от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление спец.службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансов.директором) и, как правило, включающий бухгалтерию и финанс. отдел. Финанс. директор подчиняется непосредственно ген. директору. В небольших предприятиях роль фин.. директора обычно выполняет гл.бухгалтер. Работа фин.менеджера яв-ся частью работы высшего звена управл-я фирмы, связано с предоставлением ему аналитическ. информации, необходимой для принятия управленческ. решений финанс. характера. В независим-ти от организацион. структуры управления фирмой финанс. менеджер отвечает за анализ финанс. проблем, принятие в нек-рых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству. К основным фун-ям финанс. дирекции относятся: 1. разработка финанс. стратегии и финанс.программы развития предприятия и его подразделений 2. определение инвестицион.политики 3. разработка кредитн. политики 4. разработка плана денежн. потоков, финанс. планов предприятия и его подразделений 5. обеспечение финанс. деятельности 6. осуществление денеж.расчетов с поставщиками и покупателями 7. анализ финанс.деятель-ти предприятия.
8. Бухгалтерская отчетность – информационная база финансового менеджмента.
Финансов. бух. отчетность яв-ся информацион.базой финансов.менедж-та, т.к. в классич. понимании фин.менеджмент–это принятие управленчес.решений на базе анализа данных фин.отчетности. Фин.анализ может использов-ся для выявления проблем управления производственно-коммерч.деятель-тью, служить для оценки деят-ти руководства организации, быть использован для выбора направлений инвестирования капитала, выступать в кач-ве инструмента прогнозирования отдельн.показателей и фин.деятель-ти в целом. Основн.источником информации для фин.анализа яв-ся бух.фин.отчетность предприятия. Бух.отчетность–единая система данных об имуществен. и финанс. положении организации и о результатах ее хоз. деятель-ти, составляемая на основе данных фин. учета с целью предоставления внешн. и внутрен. пользователям обобщен. информации о фин. положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определен.деловых решений. Она включает в себя: 1.Бухгалтерский баланс (форма №1); 2.Отчет о прибылях и убытках (форма №2); 3. Отчет о движении капитала (форма №3); 4.Отчет о движении денежных средств (форма №4); 5.Приложение к бух. балансу (форма №5); 6.Пояснительная записка к годовому бух. Отчету; 7.Специализированные формы бух. отчетности для отдельн. отраслей или сфер деятель-ти. В состав квартальной бух. отчетности входят только две формы (1 и 2). Эти формы отчетности являются унифицированными и обязательными для всех предприятий, исключ-я составляют бюджетн. организации, банки, страховые компании и другие предприятия финансово-кредитн. сферы. Особое внимание следует уделить таким формам как 1, 2, 5. В пояснительн. записке излагаются основн. факторы, к-рые повлияли на итоги работы предприятия, освещается финанс. состояние предприятия, а также объемы получен. прибыли и ее распределение. Содержание пояснительн. записки не регламентируется. Она может включать в себя следующие вопросы: краткая характеристика производственно-сбытовой деятель-ти, основные финансово-экономич. показатели, оценка себестоим-ти, прибыли и рентабельности, характер-ка инвестиций, состав и структура рабочей силы.
9. Принципы построения финансовой отчетности.
Финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе документально обосновленных показателях финансового учета, в целях предоставления информации о финансовом положении предприятия различным пользователям. Выделяют следующие принципы построения финансовой отчетности:
1. Принцип двойной записи. Каждая хозяйственная операция регистрируется в равной сумме в дебете одного и кредите другого счета или наоборот.
2. Принцип периодичности. Определяет и закрепляет временные периоды в хозяйственной деятельности предприятия для регулярного составления и предоставления пользователям финансовой отчетности.
3. Принцип денежной оценки. Обуславливает регламент использования стоимостного измерителя как универсального общего измерителя хозяйственных операций и статей финансовой отчетности. 4. Принцип соответствия при регистрации хозяйственных операций и формировании статей финансовой отчетности. Заключается в том, что при определении и оценке важнейших элементов финансовой отчетности (доходов, расходов, активов, обязательств, прибыли, убытков) следует использовать методы, применение которых обусловлено учетной политикой предприятия.
10. Содержание основных форм финансовой отчетности.
Баланс показывает состояние средств предприятия в денежн.оценке на определен.дату. В активе баланса отражены хоз.средства (имущ-во предприятия). В пассиве баланса – источники финансир-я имущ-ва.
Актив состоит из 2 разделов:
1. Внеоборотные активы (нематериальн.активы, основн.средства, незавершен.строит-во, долгосрочн.фин. вложения).
2. Оборотн.активы (запасы, Дт задолж-ть, краткосрочн.фин.вложения, денеж. ср-ва).
Пассив баланса состоит из трех разделов:
1. Капитал и резервы (уставн.капитал, добавочн.капитал, резервн.капитал, нераспределен. прибыль).
2. Долгосрочн.обязательства (кредиты и займы, привлечен. на срок > 12 месяцев).
3. Краткосрочн.обязат-ва (кредиты и займы до 12 мес., Кт задолжен-ть).
В «Отчете о прибылях и убытках» (форма №2) показыв-ся, как формируются различн.виды прибыли предприятия (валов.прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогооблож-я, читая прибыль).
«Отчет об изменениях капитала» (форма № 3) раскрывает информацию о наличии и изменениях капитала организации на начало и конец отчетн. периода.
«Отчет о движении денежных средств» (форма №4) должен показывать потоки денежн.средств (поступление, направление расходов-я) с учетом остатков денеж.средств на начало и конец отчетн.периода в разрезе текущей, инвестицион. и фин. деятель-ти.
Информация, содержащаяся в форме №5 «Приложения к бухгалтерскому балансу» позволяет провести достаточно детальн.анализ фин.состояния организации и увидеть движение средств и их источников за отчетн.период. Форма состоит из разделов, в к-рых более подробно раскрываются нек-рые статьи актива и пассива баланса.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"