Шпаргалка по "Финансовому менеджменту2

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:56, шпаргалка

Описание работы

61. Факторы, влияющие на стоимость и структуру капитала компании
62. Теории структуры капитала и возможности их применения в российских условиях
63. Дивидендная политика предприятия и ее особенности в современных условиях
64. Дивидендная политика и цена акций компании
69. Цель, задачи и принципы управления денежными потоками.
70. Система основных факторов, влияющих на формирование денежных потоков.

Работа содержит 1 файл

Вопросы 61-70.docx

— 116.97 Кб (Скачать)

  

64. Дивидендная  политика и цена акций компании

(примерно  то же самое, что и в 63)

Дивидендная политика – это часть финансовой стратегии предприятия, направленная на  оптимизацию пропорций между потреблением прибыли (выплатой дивидендов) и ее капитализацией с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Дивиденд – это часть прибыли предприятия, распределяемая между собственниками в соответствии с количеством приобретенных акций, долей, паев с определенной периодичностью.

Право на получение дивидендов дают привилегированные и обыкновенные акции.

1) По привилегированным акциям выплачивают фиксированный дивиденд. Согласно ФЗ «Об акционерных обществах» (от 26.12.95 № 208-ФЗ), в Уставе АО должен быть определен его минимальный размер.  В РФ более распространена практика фиксации в Уставе величины процента от прибыли на выплату дивидендов по привилегированным акциям:

2) Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются только после покрытия всех затрат, уплаты процентов по долгу, налогов и дивидендов по привилегированным акциям. Таким образом, права владельцев обыкновенных акций на получение части дохода от деятельности фирмы удовлетворяются в последнюю очередь. 

Типы дивидендов (мировая практика):

  1. Регулярные  - выплачиваются на периодической или постоянной основе;
  2. Дополнительные - выплачиваются в случае получения сверхприбыли в данный период;
  3. Специальные - дополнительные разовые дивидендные выплаты;
  4. Ликвидационные дивиденды – выплачиваются в случае ликвидации предприятия или его части и др.

финансирования развития предприятия.

Основные вопросы дивидендной  политики:

1. Какую часть прибыли должно  выплачивать предприятие в виде  дивидендов?

2. Следует ли придерживаться политики стабильных выплат?

3. Влияет ли дивидендная политика на рыночную стоимость предприятия?

Решение первых двух вопросов связано  с политикой распределения прибыли, т.е. определение ее пропорций, используемых для целей реинвестирования и  выплат владельцам. Таким образом, дивидендная политика может быть задана двумя показателями: коэффициентом дивидендных выплат и коэффициентом реинвестирования.

1) Коэффициент дивидендных выплат (Payout ratio - PR) – это доля дохода, расходуемая на выплату дивидендов. От его значения зависит величина прибыли, которая может быть оставлена в фирме как источник финансирования ее бизнеса. Его рассчитывают как:

(1)


2) Коэффициент реинвестирования (Retention ratio - RR) – это доля доходов, используемых на инвестирование. Он рассчитывается по формуле:

(2)


Перейдем  к 3-му вопросу и рассмотрим, как влияет выплата дивидендов на стоимость акции.

На практике рыночная цена акции зависит от размера  выплачиваемых дивидендов и финансового  положения компании, а также от огромного числа рыночных, общеэкономических, политических и даже психологических  факторов. При увеличении размера  дивидендов инвестиционная оценка акции  будет расти, а бухгалтерская  стоимость акции падать, так как  дивиденды выплачиваются за счет составной части собственного капитала - чистой прибыли отчетного года. Однако выплата слишком больших  дивидендов будет приводить к  истощению внутренних источников развития предприятия.

Информация  о величине дивидендов влияет на курс акций, а это принуждает Менеджеров поддерживать стабильность дивидендов. Большинство компаний стремятся  к этому и наращивают дивиденды  только тогда, когда чувствуют, что в будущем смогут выплачивать еше более высокий дивиденд. Поэтому аналитики и инвесторы склонны истолковывать рост дивидендов как признак того, что руководители компании рассчитывают на долговременный подъем. Именно в силу этого решение об увеличении Дивидендов обычно ведет к росту курса акций. Однако объявление о росте дивидендов не имеет отношения к росту курса. Это лишь способ сообщить публике о том, что компания рассчитывает на процветание в ближайшем будущем.

Вопросы о влиянии уровня дивидендов на стоимость  компании годами были предметом дебатов  в среде практиков и ученых. По утверждению Гордона, рост дивидендов провоцирует рост стоимости акций. Но нужно не забывать и того, что  с ростом дивидендов сокращается  величина нераспределенной прибыли  и скорость роста доходов. А это  обеспечивает понижение курса акций. Процесс имеет двоякую направленность. Значит, оптимальная дивидендная  политика должна как-то уравновешивать эти две переменные. По этому поводу проводились эмпирические исследования, но их результат не вполне однозначен. 

65. Теории  дивидендной политики, особенности  их практического применения

 

Современная финансовая наука предполагает несколько теоретических подходов к решению вопросов дивидендной  политики, наибольшее распространение  из которых получили:

  • Теория нерелевантности дивидендов;

Модильяни и Миллер исследовали  взаимосвязь дивидендной политики и стоимости предприятия в  идеальных условиях. Исходя из сделанных  допущений, авторы показали, что инвесторов в условиях совершенного рынка будет  интересовать только общая доходность, а не ее конкретные формы. Таким образом, любая дивидендная политика будет  приводить к одинаковым результатам. Поэтому на совершенном рынке  дивидендная политика не влияет на стоимость предприятия и благосостояние собственников.

Например, благосостояние собственников  складывается из стоимости принадлежащей  им доли предприятия и текущих  выплат – дивидендов. Если у предприятия  достаточно денежных средств и дивиденды  будут выплачены, то благосостояние собственников увеличится на величину полученной суммы. При этом как актив, так и пассив баланса уменьшатся ровно на ту же самую величину. Таким  образом, суммарное благосостояние собственников не изменится.

  • Теория предпочтения дивидендных выплат;

Сторонники данной теории считают, что дивидендная политика существенно  влияет на величину совокупного богатства  акционеров. Поскольку получение  дохода в форме прироста стоимости  капитала связано со значительным риском и величину дохода невозможно точно  спрогнозировать, то акционеры всегда предпочтут дивидендные выплаты  сегодня потенциально возможным  выплатам в будущем.

Таким образом, путем увеличения доли прибыли направляемой на дивидендные  выплаты предприятие повышает благосостояние акционеров в краткосрочной перспективе  и снижает это благосостояние в долгосрочной перспективе.

  • Теория налоговых асимметрий;

Данная теория основывается на налоговых  эффектах. В случае, когда дивиденды  облагаются более высокими налогами, чем прирост капитала, предприятия  должны выплачивать самые низкие дивиденды, которые они могут  себе позволить. В настоящее время  данная теория не работает в Российской Федерации, поскольку ставка налогообложения  дивидендов ниже, чем ставка подоходного  налога и налога на прибыль.

  • Теория клиентуры;

Суть данной теории заключается  в том, что предприятие должно осуществлять такую дивидендную  политику, которая соответствует  ожиданиям и предпочтениям ее акционеров и будущих инвесторов. Таким образом, если основной состав акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления  прибыли на текущее потребление. Если же основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих доходов  в будущем, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Те акционеры, которые  будут не согласны с мнением большинства, реинвестируют свой капитал в  другие предприятия, в результате чего состав акционеров будет еще более  однороден.

  • Сигнальная теория;

В современных условиях из-за наличия  на рынке асимметричной информации большинство инвесторов не знают  истинную стоимость предприятия. В  этом случае выплаты дивидендов могут  служить сигналами о будущей  прибыли предприятия и его  истинной стоимости. Соответственно, выплата  дивидендов является важной информацией  для рынка. Кроме того, выплата  высоких дивидендов «сигнализирует»  об устойчивости предприятия и его  высоких доходах, а также о  хороших перспективах.

  • Модель агентских отношений.

В соответствии с представленной моделью  увеличение дивидендных выплат является одним из способов снижения агентских  издержек, поскольку сокращает денежные потоки предприятия и снижает  возможности менеджмента осуществлять чрезмерное инвестирование в неприбыльные проекты.

 

Применение

В настоящее время единой для  всех предприятий дивидендной политике не существует.

На разных этапах развития, при  различных изменениях внешней среды  предприятия могут стремиться к  накоплению (капитализации), либо к  наращиванию дивидендного дохода акционеров.

Выбор проводимой дивидендной политики определяется решением двух взаимосвязанных  задач: 1) максимизация совокупного  богатства акционеров, в виде дивидендных  выплат и прироста стоимости предприятия; 2) обеспечение достаточного объема собственных ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства.

 

Ребят, вот  так этот вопрос выглядит в сборнике Лихачевой, но мне не совсем понравилось, поэтому я добавила просто из инета.

66.1 Факторы, определяющие  дивидендную политику предприятия  (из сборника).

Дивидендная политика – это часть финансовой стратегии предприятия, направленная на  оптимизацию пропорций между потреблением прибыли (выплатой дивидендов) и ее капитализацией с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Влияние дивидендной политики на стоимость фирмы определяет взаимосвязь между ROE и ставкой дисконтирования r.

1. Рассмотрим  модель Гордона:

.

(3)


где P0 – рыночная стоимость акции,  Div0- дивиденд отчетного периода, g- темп роста дивиденда, r - требуемая норма доходности акционера.

 Допустим, что предприятие может использовать нераспределенную прибыль на выкуп акций или реинвестировать для получения дохода на собственный капитал (измеряемый ROE).

2. Реинвестированная прибыль используется для внутреннего финансирования роста с темпом g = RR ´ ROE. Тогда модель Гордона выглядит как:

  .

(4)


1) Если фирма  в результате новых инвестиций  получает ROE ≈ r (умеренный рост), то дивидендная политика не имеет значение:

.

(5)


2) Если ROE > r (предполагается рост фирмы), фирме не следует выплачивать дивиденды до тех пор, пока это не приведет к снижению их рыночной стоимости.

3) Если ROE < r (это фирмы, которые не имеют привлекательных инвестиционных возможностей, т.е. "падающие"), таким фирмам следует направлять всю нераспределенную прибыль на выплату дивидендов.

Этапы разработки дивидендной политики:

1)  Оценка  инвестиционных возможностей и  разработка бюджета капиталовложений  на планируемый период (от 3-х до 5 лет) с целью оценки будущих  денежных потоков, доступных к  распределению.

2) Определение  целевого коэффициента дивидендных  выплат.

3) Проверка  осуществимости различных вариантов  дивидендной политики и выбор  той, которая в максимальной  степени способствует реализации  поставленных целей.

Факторы, влияющие на размер дивидендов в текущем периоде (подход Дж. Линтнера):

  1. Перспективы отрасли и ожидаемая прибыль;
  2. Инвестиционная программа и потребность в капитале на ее реализацию;
  3. Потребность в оборотном капитале;
  4. Субъективная оценка менеджерами значения стабильности цены акции для собственников фирмы;
  5. Доля дивидендов в прибыли конкурентов, чьи акции являются близкими субститутами акций предприятия;
  6. Возможности предприятия по привлечению капитала из внешних источников;
  7. Политика в отношении использования заемных средств и выпуска новых акций.

(+ Современные факторы) 

8.   Законодательные ограничения (дивиденды выплачиваются из чистой прибыли и пр.)

9.    Цели акционеров (Теория  клиентуры).

10.  Сохранение контроля над  компанией.

Поведение менеджеров при  разработке дивидендной политики (Дж. Линтнер):

1. Фирмы  придерживаются установленного  на плановый период определенного  коэффициента дивидендных выплат. Фирмы, имеющие стабильный доход,  обычно направляют на дивиденды  большую долю прибыли, чем молодые  и растущие.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту2