Управление дебиторской задолженностью предприятия и разработка кредитной политики на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:44, дипломная работа

Описание работы

Современная система управления дебиторской задолженностью должна включать всю совокупность методов анализа, контроля и оценки дебиторской задолженности. Вместе с тем, управление дебиторской задолженностью - это работа с источниками возникновения просроченной задолженности - постоянная работа с контрагентами, включающая не только формирование кредитной политики предприятия и организацию договорной работы, но и управление долговыми обязательствами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ИСТ «РУБИКОН» 5
1.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ИСТ «Рубикон» 5
1.2 Анализ финансового состояния ООО «ИСТ «Рубикон» 11
1.2.1 Анализ динамики и структуры актива баланса ООО «ИСТ «Рубикон» 12
1.2.2 Анализ динамики и структуры пассива баланса ООО «ИСТ «Рубикон» 15
1.2.3 Анализ показателей финансовой устойчивости, ликвидности, рентабельности и банкротства 18
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

Работа содержит 1 файл

Отчет Мохина.doc

— 6.86 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ  ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  МФЮА

Кировский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ  ПРАКТИКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место прохождения  практики: ООО «ИСТ «Рубикон»

 

Выполнила:

студентка группы ФД-52

Мохина Д.А.

 

Руководитель  практики от академии:

зав. кафедрой экономики  и управления

Каранина Е.В.

 

Руководитель  практики от предприятия:

Главный бухгалтер  Ивонинский А.В.

 

 

 

 

 

Киров 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития экономики России и всего  мира характеризуется дефицитом  денежных средств в экономике и неплатежеспособностью многих предприятий, что вызывает рост дебиторской задолженности. Поэтому вопросы её эффективного управления имеет большую актуальность и является важной задачей финансового менеджмента. Слишком высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Разумное же использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании.

Современная система  управления дебиторской задолженностью должна включать всю совокупность методов  анализа, контроля и оценки дебиторской  задолженности. Вместе с тем, управление дебиторской задолженностью - это  работа с источниками возникновения просроченной задолженности - постоянная работа с контрагентами, включающая не только формирование кредитной политики предприятия и организацию договорной работы, но и управление долговыми обязательствами.

Целью практики являлось комплексное исследование организации управления дебиторской задолженности и разработка мероприятий по её совершенствованию на предприятии ООО «Информационные Системы и Технологии «Рубикон».

Для достижения цели данной работы необходимо решить ряд задач:

    • раскрыть сущность и структуру дебиторской задолженности;
    • исследовать методы управления дебиторской задолженностью;
    • провести анализ структуры и методов управления дебиторской задолженностью предприятия;
    • выявить проблемы управления дебиторской задолженностью на предприятии;
    • разработать предложения по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии.

Объектом работы является ООО «ИСТ «Рубикон».  Основной деятельностью компании является поставка предприятиям Кировской области  программного и аппаратного обеспечения, компьютерных комплектующих, предоставление услуг по обслуживанию оргтехники и компьютеров. Потребителями являются юридические лица.

Источниками информации для проведения исследования являются: годовая бухгалтерская отчетность предприятия за 2010-2012гг.: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также данные аналитического и синтетического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

 

  1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ИСТ «РУБИКОН»

    1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ИСТ «Рубикон»

 

Предприятие  ООО «Информационные Системы и Технологии «Рубикон» было создано в 2004г. для поставки предприятиям Кировской области программного и аппаратного обеспечения, компьютерных комплектующих, предоставления услуг по обслуживанию оргтехники и компьютеров. Потребителями являются юридические лица.

Имущество ООО  «ИСТ «Рубикон»  формируется за счет доходов, полученных от реализации проектов по внедрению решений в области информационных технологий Заказчикам и продажи продукции.

Единоличным руководящим  органом является директор, являющийся владельцем предприятия. Он руководит  текущей деятельностью, утверждает штатное расписание, должностные  обязанности, участвует в обсуждении всех вопросов, касающихся крупных клиентов. В его подчинении находятся: главный бухгалтер, отдел продаж, отдел решений, отдел маркетинга. В настоящее время списочная численность работников составляет 18 человек.

Анализ внутренней среды предприятия. Для анализа внутренней среды необходимо изучить те внутренние особенности, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить какие из них могут стать основой конкурентных преимуществ.

Анализ сильных и слабых сторон организации. Срезы внутренней среды: кадровый, организационный, финансовый, маркетинговый. Анализ этих сфер позволяет составить комплексное представление о внутренней среде организации.

Кадры. Стиль  управления высшего руководства  носит демократический характер, приветствуется инициатива и открытость между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными. Постоянно прорабатывается мотивация сотрудников. Квалификация персонала соответствует её текущим и будущим задачам и постоянно совершенствуется посредством сдачи квартальных экзаменов. Оплата труда в организации складывается из оклада и премиальных. Хорошая организация системы коммуникаций, эффективное взаимодействие структурных подразделений, но в конечном итоге большая зависимость от руководителя в принятии решений по всем вопросам.

Финансы. Основным видом деятельности ООО «ИСТ «Рубикон»  являются поставка и продажи продукции, соответственно в активе баланса  преобладают оборотные средства. Учитывая, что предприятие предлагает своим клиентам кредиты, то основная часть оборотных средств это дебиторская задолженность клиентов. Также, средства уходят на формирование запасов готовой продукции для перепродажи и денежные средства. В группе источников средств наибольший удельный вес имеют краткосрочные кредиты и задолженность перед поставщиками. К долгосрочным кредитам предприятие не прибегает.

Маркетинг. Ежегодно проводятся исследования рынка и  удовлетворенности клиентов, но нет  разработанной системы показателей. По договоренности с производителями проводятся акции на определенные продукты для стимулирования спроса. Для повышения лояльности непосредственно контактного лица Заказчика проводятся ежегодные акции, по итогам которой это лицо может выбрать себе достойный подарок. Для презентации предлагаемых товаров и обучения им клиентов предприятие регулярно проводит мастер-классы и семинары. Имеются возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и созрела необходимость в освоении новых рынков.

Позиции организации  по отношению к конкурентам по таким направлениям как: стратегия организации, уровень менеджмента, маркетинга, ценовая политика, сроки поставки, месторасположение - достаточно слабы, и организации необходимо уделять им больше внимания. По таким направлениям как: качество персонала, сплоченность коллектива, репутация на рынке, работа под заказ, подход к клиенту - предприятие превосходит своих конкурентов (сильные позиции).

Анализ внешней  среды. Изучение внешней среды организации  необходимо для правильной оценки тех  составляющих, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. К внешней среде мы относим покупателей, поставщиков и конкурентов.

Профиль покупателя. Клиентами предприятия ООО «ИСТ «Рубикон» являются предприятия  различных отраслей, заинтересованные в приобретение продуктов информационных технологий: программного обеспечения, компьютеров и комплектующих, оргтехники, более сложных решений (построение сетей, ИТ консалтинг, ИТ аутсорсинг, автоматизация бизнес-процессов и т.д.)

Анализ поставщиков. Поставщиками предприятия являются: дистрибуторы программного и аппаратного обеспечения. Их головные офисы находятся в Москве, Санкт Петербурге и Казани.

Со всеми  поставщиками давно налажено сотрудничество, все поставки осуществляются согласно договоренностям. Сотрудниками компании «ООО «ИСТ «Рубикон» регулярно сдаются сертификационные экзамены для подтверждения статусов партнерства.

Анализ конкурентов. Конкурентная среда формируется из предприятий предлагающих те же услуги. К конкурентам фирмы мы можем отнести такие предприятия как: Аспект СПб, Технополис, Техпром, ЭВМ, Эвейл. Все перечисленные фирмы предлагают аналогичные услуги не только для юридических лиц, но и для физических через сети магазинов.

Для того чтобы  не сдавать своих позиций на рынке  организации необходимо увеличивать собственную конкурентоспособность. За счет поиска новых поставщиков и более плотной работы по наработанным связям, добиваться снижения закупочных цен, а значит и снижения цен на предлагаемую продукцию, увеличивать рынок сбыта, поддерживать качество предоставляемых услуг, уменьшать сроки поставки, продолжать работать под заказ, расширять ассортимент товара, находящегося в наличии.

Анализ макроокружения предприятия. Чтобы выяснить и оценить, как факторы макросреды влияют на результаты деятельности предприятия, проводим PEST – анализ. Выделяют пять групп факторов: политические (Р), экономические (Е), социальные (S), технологические (T).

Политико-правовые факторы. Российская политическая система стала постепенно обращать внимание на выравнивание всех отраслей, в т.ч. информационных технологий. Открытие сети технопарков по России, доказывает нам, что план развития имеется. В соответствии с ним мы ожидаем: совершенствование законодательной базы в информационной сфере, поддержку развития внутреннего рынка ИТ, продвижение российских ИТ за рубеж. На данный же момент, мы можем с уверенностью сказать о неактуальности нынешних законов реалиям современного бизнеса. Также, государству необходимо помогать развивать спрос со стороны граждан и бизнеса на услуги ИТ, повышать их доступность для населения. Положительным моментом в этом направлении можно отметить приоритетные проекты в сфере образования, связанные с легализацией программного обеспечения.

Также, государство  поддерживает развитие отрасли регулированием налоговой политики, но пока только для экспортно - ориентированных ИТ-компаний. В настоящее время ведется разработка нового законопроекта, призванного обеспечить дальнейшее снижение налоговой нагрузки для ИТ-компаний других категорий.

Экономические факторы. Кризис в последнем квартале 2008 года уже отошел и, столкнувшись с новой волной конкуренции, предприятия вновь задумались об обновлении своего компьютерного парка и повышении управляемости бизнеса, за счет внедрения системобъединенных коммуникаций, ERP, CRM и других решений, что несомненно положительно влияет на доходы ООО «ИСТ «Рубикон».

Вступление  в ВТО на данный момент существенно  не повлияло на отрасль, но мы можем  наблюдать тенденцию к объединению  отечественных производителей ПО для  усиления конкурентоспособности перед западным компаниями. Для анализируемой организации вступление России в ВТО мы считаем положительным моментом. Снижение барьеров для иностранных производителей со временем значительно улучшит уже имеющиеся партнерские отношения с компанией «Рубикон», позволит снизить сроки согласования проектов и даст возможность предоставлять услуги клиентам более высокого уровня качества.

Социальные  факторы. Одним из главных социальных факторов внешней среды является стабильный рост населения среднего класса в стране. С ростом благосостояния людей повышается платежеспособный спрос на высокотехнологичные продукты и на необходимое для работы программное обеспечение. Но это лишь косвенно влияет на деятельность ООО «ИСТ «Рубикон», т.к. предприятие не занимается предоставлением услуг физическим лицам.

В качестве основного  фактора, влияющего на анализируемое  предприятие, мы можем выделить острую нехватку высококвалифицированных  кадров - инженеров технических специальностей. Такая нехватка не дает предприятию раскрыть свой потенциал полностью. Не смотря на то, что в Кировской области ежегодно выпускается более 200 специалистов ИТ направления, способных и желающих посвятить этой работе свою жизнь - меньшинство. Причиной этому можем считать то, что интеллектуальный труд в нашей стране уважают меньше других альтернатив.

С другой стороны, отсутствие нужных специалистов у клиента  рождает спрос на услуги компании «Рубикон» в области аутсорсинга  и консалтинга и как подрядчика на выполнение сложных проектов.

К отрицательным моментам следует отнести проблему «пиратского» программного обеспечения. Даже если доход человека позволяет купить рабочую, правильно поддерживаемую и обновляемую программу, многие готовы рискнуть и купить диск с «пиратской» операционной системой. Не смотря на то, что последствия такого диска могут быть очень плачевными и потратить на их ликвидацию придется гораздо больше средств. Такая же проблема все еще наблюдается и на предприятиях, но улучшения уже есть.

Технологические факторы. ИТ заслуженно считается самой быстроразвивающейся отраслью. Поэтому компании вынуждены периодически обновлять свои технические средства, чтобы не отстать от конкурентов и не ослабить эффективность процессов. А смена аппаратного обеспечения требует и обновления программного. Этот фактор можно отнести к положительным, т.к. растет спрос на услуги компании «Рубикон».

Как мы уже отмечали выше, в отрасли ИТ в России наблюдается  тенденция к постройке технопарков. Продолжается реализация государственной  программы развития отрасли ИКТ. Благодаря технопаркам будут созданы условия для концентрации российского бизнеса, его укрупнения и консолидации, а также условия для размещения международными компаниями своих производств на территории России. В будущем «Рубикон» может стать резидентом такого технопарка в Кировской области.

SWOT - анализ. По  результатам ранее проведенных  анализов составляется матрица  SWOT, которая позволяет установить  связи между сильными и слабыми  сторонами внутри организации  и внешними угрозами и возможностями,  которые в дальнейшем будут использованы для формулирования стратегии организации.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия и разработка кредитной политики на предприятии