Управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо решить ряд задач:
раскрыть теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью;
провести анализ дебиторской задолженности и рассмотреть причины ее возникновения;
выявить проблемы управления дебиторской задолженностью на предприятии;
разработать предложения по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью
1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности
1.2 Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО "Торговый дом "Криспи"
2.1 Общая характеристика ООО "Торговый дом "Криспи"
2.2 Анализ состояния и движения дебиторской задолженности в ООО "Торговый дом "Криспи"
3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью в ООО "Торговый дом "Криспи"
3.1 Пути улучшения управления дебиторской задолженностью
3.2 Применение эффективного механизма управления дебиторской задолженностью
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовый менеджмент.docx

— 103.62 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

1. Теоретические  аспекты управления дебиторской  задолженностью

1.1 Экономическая  сущность дебиторской задолженности

1.2 Методика анализа  состояния расчетов и управления  дебиторской задолженностью

2. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия ООО  "Торговый дом "Криспи"

2.1 Общая характеристика ООО "Торговый дом "Криспи"

2.2 Анализ состояния и движения дебиторской задолженности в ООО "Торговый дом "Криспи"

3. Совершенствование  управления дебиторской задолженностью  в ООО "Торговый дом "Криспи"

3.1 Пути улучшения  управления дебиторской задолженностью

3.2 Применение  эффективного механизма управления  дебиторской задолженностью

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов  и одной из самых актуальных тем  хозяйствующих субъектов рыночной экономики.

     Ведение современного бизнеса сопровождается необходимостью решения задач различной  сложности. Все чаще организации  и индивидуальные предприниматели  сталкиваются с проблемой невозврата долгов со стороны недобросовестных контрагентов. Возникающие при этом конфликты интересов уже стали  неотъемлемой частью жизни общества.

     В свою очередь, дебиторская задолженность  относится к высоколиквидным  активам организаций, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности  существенно увеличивает затраты  на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, а значит, и негативно сказывается  на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании.

     Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Разумное же использование  коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка  и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании.

     Современная система управления дебиторской  задолженностью должна включать всю  совокупность методов анализа, контроля и оценки дебиторской задолженности. Вместе с тем, управление дебиторской  задолженностью – это работа с  источниками возникновения просроченной задолженности – постоянная работа с контрагентами, включающая не только формирование кредитной политики предприятия  и организацию договорной работы, но и управление долговыми обязательствами.

     Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления дебиторской задолженностью на предприятии.

     Для достижения цели данной работы необходимо решить ряд задач:

    • раскрыть теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью;
    • провести анализ дебиторской задолженности и рассмотреть причины ее возникновения;
    • выявить проблемы управления дебиторской задолженностью на предприятии;
    • разработать предложения по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии.

     Объектом  исследования является ООО "Торговый дом "Криспи".

     Предметом исследования является дебиторская  задолженность предприятия.

     Источниками информации для проведения исследования являются:

    • годовая бухгалтерская отчетность предприятия за 2008-2010 гг.;
    • данные аналитического и синтетического учета;
    • первичные документы и другие данные предприятия.

     Теоретической и методической основой работы послужили  труды современных ученых по исследуемой  проблеме, учебные и методические пособия, инструктивный материал, законодательные  акты и нормативные документы, действующие  в стране в течение исследуемого периода.

     В процессе работы над темой исследования применялись различные экономические методы: экономико-математический, статистический, аналитический и другие. 

1. Теоретические  аспекты управления дебиторской  задолженностью 

     1.1 Экономическая сущность дебиторской  задолженности 

     Дебиторская задолженность в соответствии, как  с международными, так и с российскими  стандартами бухгалтерского учета  определяется как суммы, причитающиеся  компании от покупателей (дебиторов). Дебиторская  задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а  денежные средства не получены. Как  правило, покупателем не предоставляется  какого-либо письменного подтверждения  задолженности за исключением подписи  о приемке товара на товаросопроводительном документе.

     Предприятия заинтересованы продавать свою продукцию  покупателям и заказчикам, способным  своевременно оплачивать счета.

     К дебиторам относятся две группы статей раздела 2 актива баланса:

      • дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
      • дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

     В каждой из этих групп выделяются виды дебиторов: покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность  дочерних и зависимых обществ, задолженность  участников по взносам в уставной капитал, авансы выданные, прочие дебиторы (задолженность за налоговыми органами, работников по ссудам и займам, подотчетных  лиц, поставщиков по недостачам, обнаруженным при приемке, штрафы, пени, неустойки).

     По  характеру образования дебиторская  задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Срок погашения по данной задолженности либо еще не наступил, либо составляет менее месяца. К допустимой дебиторской задолженности относятся, например, авансы на закупку сельскохозяйственной продукции (для пищевой промышленности); авансы на командировочные расходы, если срок сдачи авансового отчета не истек; задолженность по квартплате за текущий месяц; претензии к поставщикам, субподрядчикам за недопоставки материалов, невыполненные по договору работы, в пределах срока их рассмотрения.

     Неоправданной дебиторской задолженностью считается  та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков  в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.).

     При этом с точки зрения реальности возможного погашения дебиторской задолженности  ее можно подразделить на реальную, спорную и безнадежную.

     Реальная  дебиторская задолженность –  это сумма задолженности по которой есть перспективы своевременного погашения и завершения расчетов.

     Спорная дебиторская задолженность –  это сумма задолженности по которой предъявлены иски и претензии и идет разбирательство в суде или арбитражном суде.

     Безнадежная дебиторская задолженность –  это сумма задолженности, по которой  нет перспектив получения средств, и ее предстоит списать в убыток по истечении сроков исковой давности.

     Управление  дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия.

     Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря отбору потенциальных  покупателей, определению условий  оплаты, контролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдению их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-покупателя.

     Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше –  получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок – потеряли предоставляемую  скидку, оплатили позднее срока –  платите штраф.

     Контроль  за сроками погашения дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.

     Управление  дебиторской задолженностью подразумевает  обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности  с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.

     Управление  дебиторской задолженностью заключается  также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических  потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности. 

     1.2 Методика анализа состояния расчетов  и управления дебиторской задолженностью 

     Состояние расчетной дисциплины характеризуется  наличием дебиторской задолженности  и оказывает существенное влияние  на устойчивость предприятия. Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины, несвоевременное предъявление претензий  по возникающим долгам приводят к  значительному росту дебиторской  задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия.

     Задачи  анализа состоят в том, чтобы  выявить размеры и динамику неоправданной  задолженности, причины ее возникновения  или роста.

     Анализ  состояния дебиторской задолженности  начинают с общей динамики ее объема в целом и по статьям.

     Далее анализируется качественное состояние  дебиторской задолженности для  выявления динамики абсолютного  и относительного размера неоправданной  задолженности.

     Все счета к получению классифицируются по следующим группам:

  • срок оплаты не наступил;
  • просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);
  • просрочка от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);
  • просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);
  • просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);
  • просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

     К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и  заказчиков, срок погашения которой  составляет более одного месяца. Чем  длительнее срок просрочки, тем вероятнее  неуплата по счету. Отвлечение средств  в эту задолженность создает  реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность  его баланса.

     Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные долги означают, что  с каждого рубля, вложенного в  дебиторскую задолженность, не будет  возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской  задолженности свидетельствует  о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями. Для выявления реальности взыскания  долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов  сверки расчетов или писем, в которых  дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью