Управление денежными потокамина предприятии (на примере ОАО "Гидроагрегат")

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:56, дипломная работа

Описание работы

Для предприятия, работающего в рыночных условиях, главное - непрерывное движение денежных средств, которое может обеспечить функционирование основной деятельности, оплату обязательств и осуществление социальной защиты работников. Одним из основных условий финансового благополучия предприятия является приток денежных средств, обеспечивающий погашение всех первоочередных платежей. Отсутствие минимально необходимого запаса денежных средств свидетельствует о серьезных финансовых затруднениях. Чрезмерная же величина денежных средств говорит о том, что реально предприятие терпит убытки, связанные, во-первых, с инфляцией и обесценением денег и, во-вторых, с упущенной возможностью их выгодного размещения и получения дополнительного дохода.

Содержание

Введение
Глава 1. Управление денежными потоками организации
1.1 Понятие и виды денежных потоков
1.2 Характеристика основных методов оптимизации денежных потоков
1.3 Планирование и прогнозирование денежных потоков
1.4 Управление денежными потоками
Глава 2. Анализ денежных средств в ОАО «Гидроагрегат»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Гидроагрегат»
2.2 Показатели движения денежных средств
2.3 Модели оптимизации денежных средств на ОАО «Гидроагрегат»
Глава 3. Совершенствование механизма управления денежными средствами на ОАО «Гидроагрегат»
3.1 Совершенствование системы бюджетирования для повышения эффективности использования денежных средств
3.2 Факторинг как инструмент управления оборотным капиталом
Заключение
Библиографический список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Управление денежными потоками.doc

— 553.00 Кб (Скачать)

5676,8+7039,23+115,3+78,2=12909,53 тыс.руб.

В практике зарубежных стран  применяются различные модели определения среднего остатка денежных активов, при этом наиболее широко используется модель Баумоля, которая является трансформацией «модели экономически обоснованного размера заказа». Исходными положениями данной модели выступают:

а) постоянство потока расходования денежных средств;

б) хранение всех резервов денежных активов в форме краткосрочных  ликвидных финансовых вложений;

в) изменение остатка  денежных активов колеблется от максимума до минимума, равного нулю.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из представленного  графика следует, что если пополнение остатков денежных средств (за счет продажи части краткосрочных финансовых вложений или краткосрочных кредитов банка) будет в два раза чаще, то размер максимального и среднего остатков будет в два раза меньше. Вместе с тем, каждая операция по продаже краткосрочных активов или получению кредита связана для организации с определенными расходами, размер которых возрастает с ростом частоты пополнения денежных средств. В связи с этим, для экономии расходов необходимо увеличить период этого накопления, но в этом случае увеличатся размеры максимального и среднего остатков денежных средств. Кроме того, рост остатков означает потерю организацией альтернативных доходов в форме краткосрочных финансовых вложений. Уровень данных потерь равен сумме остатков денежных средств, умноженной на среднюю ставку процента по краткосрочным финансовым вложениям.

На основании этих двух видов потерь строится оптимизационная Модель Баумоля:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математически формулу  расчета максимального и среднего оптимальных остатков денежных средств по Модели Баумоля можно выразить в следующем виде:

 где ДОmax – оптимальный размер максимального   остатка денежных активов организации;

 – оптимальный размер среднего  остатка денежных активов организации;

Р0 – расходы по обслуживанию одной операции пополнения денежных средств;

Пд – уровень потерь альтернативных доходов при хранении денежных средств (средняя процентная ставка по краткосрочным финансовым вложениям, выраженная десятичной дробью);

ДОП – планируемый объем денежного оборота (суммы расходования денежных средств).

ДОmax=13500 тыс.руб.    

ДО=6750 тыс.руб.

Предположим, что  денежные расходы ОАО «Гидроагрегат» в течение года составляют 1,5 млн. руб. Процентная ставка по государственным ценным бумагам равна 8%, а затраты, связанные с каждой их реализацией, составляют 25 руб.. Следовательно, (Q = 30,6 тыс. руб..).

Средний размер денежных средств на расчетном счете  составляет 15,3 тыс. руб. Общее количество сделок по трансформации ценных бумаг в денежные средства за год составит: 1500000 дол. : 30600дол. = 49.

Таким образом, политика компании по управлению денежными  средствами и их эквивалентами такова: как только средства на расчетном  счете истощаются, компания должна продать часть ценных бумаг приблизительно на сумму в 30 тыс. дол.

Такая операция будет выполняться примерно раз  в неделю. Максимальный размер денежных средств на расчетном счете составит 30,6 тыс. руб., средний - 15,3 тыс. руб.

Другой моделью, используемой западными фирмами, является Модель Миллера-Орра, исходными положениями которой выступают:

  1. наличие определенного размера страхового запаса;
  2. неравномерность поступлений и расходования денежных средств;
  3. неравномерность остатков денежных активов;
  4. минимальный предел формирования остатка денежных активов принимается на уровне страхового остатка, а максимальный – на уровне трехкратного размера страхового остатка.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данный график показывает, что когда остаток  денежных активов достигает максимального значения, то излишние средства (по отношению к среднему остатку) переводятся в резерв, т.е. инвестируются в краткосрочные финансовые инструменты. Когда остаток денежных активов достигает минимального значения, осуществляется пополнение денежных средств до среднего уровня за счет продажи части краткосрочных финансовых инструментов или привлечения краткосрочных банковских кредитов.

Диапазон колебаний  остатка денежных активов между  минимальным и максимальным значениями определяется следующей формулой:

 где – диапазон колебаний суммы остатка денежных активов между минимальным и максимальным его значением;

Р0 – расходы по обслуживанию одной операции пополнения денежных средств;

sдо – среднеквадратичное (стандартное) отклонение ежедневного объема денежного оборота;

Пд – среднедневной уровень потерь альтернативных доходов при хранении денежных средств (среднедневная ставка процента по краткосрочным финансовым операциям).    ДКО м/м=650 тыс.руб.

Максимальный и средний  остатки денежных активов определяются по формулам:

 где ДОmax – оптимальный размер максимального остатка денежных активов предприятия;

 – оптимальный размер среднего  остатка денежных активов предприятия;

ДОmin – минимальный (страховой) остаток денежных активов предприятия;

 – диапазон колебаний суммы  остатка денежных активов между  минимальным и максимальным его значением.

ДОmax=13500 тыс.руб.   ДОmin=12900 тыс.руб.

Приведены следующие  данные о денежном потоке на предприятии:

минимальный запас  денежных средств (Он)- 10 тыс. руб.; -расходы по конвертации ценных бумаг (Рт) - 25 руб..; -процентная ставка - 11,6% в год; -среднее квадратическое отклонение в день - 2000 руб. 

С помощью модели Миллера - Орра определить политику управления средствами на расчетном счете.

1. Расчет показателя  Рх:    отсюда: Рх = 0,0003, или 0,03% в день.

2. Расчет вариации  ежедневного денежного потока:

3.Расчет размаха вариации по формуле:

S=³√(3*25*4000000)/(4*0,0003)=18900 руб.

4. Расчет верхней  границы денежных средств и  точки возврата:

Ов = 10000+18900 = 29900руб.;       ТВ = 10000+1/3*18900 = 16300руб.

Таким образом, остаток средств на расчетном  счете должен варьировать в интервале (10000-18900); при выходе за пределы интервала необходимо восстановить средства на расчетном счете в размере 16300 руб.

Вместе с тем, рассчитанные для ОАО «Гидроагрегат» модели пока еще сложно использовать в отечественной практике финансового менеджмента по следующим причинам:

  1. нехватка оборотных активов не позволяет организациям формировать остаток денежных средств в необходимых размерах с учетом их резерва;
  2. замедление денежного оборота вызывает значительные колебания в размерах денежных поступлений, что отражается и на сумме остатка денежных активов;
  3. ограниченный перечень обращающихся краткосрочных фондовых инструментов и недостаточная ликвидность затрудняют их использование в расчетах показателей, связанных с краткосрочными финансовыми вложениями.

Управление  денежными потоками является одним  из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения  денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п. Значимость такого вида активов, как денежные средства, по мнению Джона Кейнса, определяется тремя основными причинами:

- рутинность  денежные средства используются  для выполнения текущих операций, поскольку между входящими и исходящими денежными потоками всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете;

- предосторожность - деятельность предприятия не  носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей;

- спекулятивность  - денежные средства необходимы  по спекулятивным соображениям, поскольку постоянно существует  ненулевая вероятность того, что  неожиданно представится возможность выгодного инвестирования.

 

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА ОАО «ГИДРОАГРЕГАТ»

 

3.1.Совершенствование системы бюджетирования для повышения эффективности использования денежных средств

В экономически развитых странах система  планирования бюджетов получила широкое  распространение.

Однако осуществление любого проекта  требует средств, в том числе, и рассматриваемый в данной работе. Имея относительно небольшой опыт внедрения  бюджетного планирования на предприятии, необходимо предостеречь тех, кто считает, что освоив машинный бухгалтерский учёт, предприятие начнёт экономить средства за счёт сокращения численности бухгалтеров, экономии расходных материалов и т.д. Такое суждение весьма ошибочно.

Наоборот, внедрение нового проекта  потребует значительных затрат таких, как приобретение программ, обучение специалистов, создание компьютеризированных рабочих мест, обслуживание компьютерной техники и другое. Поэтому в  целом затраты на ведение бухгалтерского учёта возрастут.  В этой связи необходимо наряду с задачей внедрения автоматизированного бухгалтерского учёта осуществлять управленческий учёт и бюджетное планирование, то есть решать задачу комплексно. Только при таком комплексном подходе можно добиться желаемого результата: эффективно управлять оборотными средствами предприятия.

Сейчас рассмотрим, какие же затраты  были понесены предприятием на внедрение  бюджетного планирования. Эти затраты  состоят из следующих статей:

1 – создание рабочих мест  для автоматизированного бухгалтерского учёта и бюджетного планирования.

Стоимость одного рабочего места включает:

  • компьютер, принтер, сканер – 86 тысяч рублей (в том числе и монтажные работы, связанные с этой техникой);
  • стоимость программного обеспечения и услуг по обучению сотрудников, приходящаяся на одну единицу рабочего места – 18 700 рублей.

Итого, затраты на одно рабочее место составили 104 700 рублей;

2 – определение количества  необходимых рабочих мест по  различным подразделениям предприятия:

  • бухгалтерский отдел – 11 единиц;
  • плановый отдел – 5 единиц;
  • финансовый отдел – 4 единицы;
  • отдел труда и заработной платы – 1 единица;
  • отдел материально-технического снабжения – 1 единица;
  • отдел внешней кооперации – 1 единица;
  • отдел главного технолога – 1 единица;
  • планово-диспетчерский отдел – 1 единица;
  • отдел маркетинга – 2 единицы;
  • отдел главного энергетика – 1 единица;
  • отдел главного механика – 1 единица;
  • отдел сбыта – 1 единица;
  • склады – 4 единицы.

Таким образом, общее  число требуемых компьютеризированных рабочих мест составило 34.

Суммарные затраты на создание автоматизированных рабочих  мест можно определить согласно формуле:

С = С1 * n,

где С1 – стоимость одного рабочего места;

n – число рабочих мест.

С1 = 104 700 * 34 = 3 661 800 рублей.

Кроме того, при внедрении системы бюджетирования на предприятии ОАО "Гидроагрегат" необходимо привлечь дополнительных работников:

  • в штат бухгалтерского отдела – 2 человека;
  • в штат финансового отдела – 1 человек;
  • в штат отдела сбыта – 1 человек.

Итого, 4 человека. Их общий  годовой фонд оплаты труда, включая социальные выплаты составит 229 320 рублей.

В дальнейшем ежегодные  дополнительные затраты, обусловленные  содержанием техники (расходные  материалы, заработная плата дополнительных работников и т.д.), окажутся незначительными. По мере освоения бухгалтерами и работниками других служб программ подготовки и ведения автоматизированного бухгалтерского учёта, управленческого учёта и системы бюджетного планирования такие дополнительные затраты могут уменьшиться за счёт сокращения численности персонала и высвобождения рабочих мест.

Внедрение системы бюджетирования на предприятии ОАО "Гидроагрегат" началось в 2003 году и проходило довольно сложно. Необходимо отметить, что здесь  ещё очень многое предстоит сделать. Тем не менее, первые результаты от проделанной работы уже очевидны.

Информация о работе Управление денежными потокамина предприятии (на примере ОАО "Гидроагрегат")